"Это инструмент познания мира": преподаватель по робототехнике Павел Томшин о своем предмете и уровне подготовки белорусских учеников

Прообразами современных роботов называют и механического льва, созданного Леонардо Да Винчи в 16 веке, и куклу, сконструированную швейцарским часовщиком Пьером Жаке-Дрозом в 18-ом. Но, вроде, это было так давно, что вряд ли кто-то всерьез понимал, что фантаст Айзек Азимов, употребив впервые в 1941 году в одном из рассказов слово "роботика", окажется пророком. Но так и вышло: робототехника и роботы, которые эта наука рождает, совсем скоро прочно вошли в реальную жизнь человечества.

Робототехникой в мире с каждым годом увлекается все больше людей и не удивительно: ее называют профессией будущего. В Беларуси направление также развивается стремительно, и этим летом впервые в лагере, организованном Образовательным центром "100 баллов", вместе собрались ученики, познающие робототехнику, и учителя. Преподаватель по робототехнике Павел Томшин из Екатеринбурга рассказал, о чем мечтает каждый, кто конструирует роботов.

Томшин1_cr.jpg

О робототехнике как инструменте познания мира

Вообще, робототехника – это инструмент для изучения различных законов природы. Это, я считаю, инструмент познания мира, при этом очень интересный: когда ты видишь, как запрограммированное тобой устройство оживает и начинает решать задачи – это сильно мотивирует. Для того, чтобы быть успешным в робототехнике, надо разбираться в информатике, математике, физике. Если у ребенка не хватает знаний – в робототехнике тоже будет провал.

Ребята видят, как предметы, которые они изучают, можно применять на практике, это и дальше им позволяет изучать новые дисциплины. Робототехника – это скорее об интересном способе изучения предметов.

И наоборот, если каких-либо знаний не хватает, ребенок зайдет в робототехнику и как раз компетенции, которых она требует, подтащат все его пробелы в предметах. Знания поднимутся на новый уровень, и они будут приобретаться в процессе и в интересной форме.  

О качествах, которые нужны конструкторам

Здесь надо разделить: занятия робототехникой и подготовка к соревнованиям. Робототехнические соревнования требуют усидчивости. Точнее, большой мотивации, а когда она есть – появляется и усидчивость, потому что подготовка длится десятки, а порой, и сотни часов! Но человек замотивирован довести дело до конца, он настроен сравнить свои знания и решения с конкурирующими командами на каких-либо состязаниях.

Но не все ребята готовы участвовать в соревнованиях и проходить через сложную многочасовую подготовку. Это и не всем надо. Они все равно работают по учебной программе, получают знания и навыки.

О будущих великих инженерах

Человек, увлекающийся робототехникой, не обязательно будущий гениальный инженер. Тут все зависит от выбора: если абитуриент выбирает для себя это направление, то все знания пригодятся. А если выбирает другое направление, то знания и навыки, а именно навык системного подхода при решении задач, никуда не денется.

О первом в Беларуси Летнем лагере робототехники и открытиях

Все участники Лагеря робототехники очень дружественные, здесь было душевно. И в Беларуси, и в России есть ребята с разным уровнем подготовки: есть с бэкграундом, а есть начинающие, они только познают базу. В России, пожалуй, конкурентная среда выше, потому что там больше людей вовлечены в это направление.

Но в Беларуси я увидел достаточно опытных и "прошаренных" ребят, мы работали по углубленной программе, изучали схемы, которые они были готовы услышать и применять в своих задачах.

В белорусском лагере меня удивили несколько команд, которые придумали конструкцию, какой я больше нигде не видел. Я даже не представлял такого варианта! А здесь увидел, что это работает и более того - у решения есть развитие. Так что вам есть, кем гордиться!

У меня курс по робототехнике, я читал его в Турции, ОАЭ, в России. В Беларуси с такой программой я второй раз. Предыдущий - работал только с преподавателями, и, если сравнивать их подготовку, они за это время значительно выросли.

О постоянном совершенствовании

Я всегда сам учусь: и у студентов, и у преподавателей. Заметил: вот мы с командой работаем над какой-то задачей, я даю ребятам знания, а затем они так глубоко погружаются в задачу, что генерируют идеи, о которых я не слышал. Я расту и учусь вместе со своими учениками.

Вообще робототехника не терпит статики: если остановишься - не будешь в тренде и отстанешь.

О мечтах робототехников

О чем мечтают конструкторы? Собрать такого робота, который всех удивит: большого, надежного, красивого! А если серьезно - у каждого своя мечта. Вот случай: работаем на платформах, собираем машинки, программируем… а через три месяца ученик подходит и спрашивает: а когда мы роботов начнем делать? У него же своя картинка в голове и представление об идеальном роботе. Соответственно, и мечта у него своя.