Коронавирус уже вовсю бушевал в мире, а шестой континент долгое время оставался “чистым”. Covid-19 появился в Антарктиде в конце 2020-го, его выявили у чилийских исследователей, которые экстренно покинули свою станцию. Затем, в 2021 году в Антарктике зафиксированы и летальные случаи от коронавируса... Но белорусские полярники 13-ю экспедицию отработали по плану и без проблем, так как перед выездом и по пути на континент предприняли беспрецедентные меры безопасности, рассказали Смартпресс в Республиканском центре полярных исследований Национальной академии наук Беларуси. 

Алексей Гайдашов, начальник Белорусской антарктической экспедиции 

Гайдашов.jpg 

О долгой дороге в Антарктиду

Экспедиция продолжалась 7 месяцев: 3 месяца заняла дорога туда и обратно, а непосредственно на континенте мы работали 4 месяца. Путь увеличился на месяц из-за сложностей, связанных с пандемией. Когда мы должны были отправиться в Санкт-Петербург, граница с Россией была закрыта, поэтому отдельным письмом из МИДа Беларуси была направлена просьба, чтобы пропустили группу белорусских полярников. Мы оформили документы, сделали в Минске ПЦР-тесты. Кстати, один сотрудник показал положительный результат и остался здесь. Остальные получили “добро”, и 25 октября прибыли в Санкт-Петербург. 

Антарктида1.JPG

Всех убывающих в Антарктиду белорусов и россиян разместили в гостинице с достаточно жесткими условиями карантина: никуда не выходить, еду приносили в номера. На 5-ый день нам сделали ПЦР-тесты. 4 положительных результата выявили в составе российской экспедиции, их изолировали, а всех остальных вывезли в ковидный центр под Санкт-Петербургом, где еще 2 недели мы провели в полной изоляции, потом снова ПЦР, анализы крови… 

Только после этого мы попали на борт корабля и отправились в путь. Это было 14 ноября. Мы заходили в порты и делали анализы на антитела в Бремерхафене в Германии, в Кейптауне в ЮАР, и только после этого пошли в Антарктику. 

По большому счету предпринятые до старта и в пути меры принесли свой результат: мы прибыли на Белорусскую антарктическую станцию “чистыми”

О работе на станции и рисках заражения

Тем не менее, наш доктор осуществлял постоянный мониторинг состояния здоровья полярников. А в целом, режим был обычный, как и в предыдущие годы: 6 рабочих дней в неделю по ненормированному графику от 10 часов до 12 часов… Мы слишком ценим время в Антарктике и используем его максимально эффективно. В редкие случаи штормового положения личный состав остается по месту проживания и не выходит на улицу. Это просто возможность передохнуть. Но это, я повторюсь, редкие случаи.

Антарктида2.JPG

Антарктика - многолика и многообразна. Белорусская экспедиция, в основном, работает с ноября-декабря по март-апрель - это благоприятный сезон, так называемое антарктическое лето. Температура может достигать даже 0 градусов, бывают редкие штилевые дни, когда поверхность скал нагревается до 40 градусов. Но мы работаем в прибрежной зоне Антарктики, где постоянные сильные ветра, поэтому даже при нуле градусов с ветром 20-25 метров в секунду (это несильный у нас считается) ощущения не такие комфортные. 

Действительно, в конце 2020 года у чилийцев выявили вирус. Но они в другой ситуации: их станция - на Антарктическом полуострове, где есть транспортное сообщение с большой землей через пролив Дрейка. Там прибывают авиарейсы, корабли с грузом, поэтому риск заразиться значительно выше. 

Это относится не только к чилийской станции, но и ко всем, которые расположены в районе полуострова. Во время пандемии там, хоть и в меньшей степени, но даже туристическая деятельность осуществлялась - между Южной Америкой и Антарктидой курсируют корабли с туристами, правда, им запрещено выходить на берег. 

У нас внешних контактов не было, поэтому риск проникновения вируса извне был сведен к нулю. Мы находились в созданной обстоятельствами полной изоляции.

О требованиях во время пандемии

Система Договора об Антарктике - это то, что координирует организацию работы всех национальных антарктических экспедиций по всем направлениям: науки, логистики, безопасности, медицины и так далее. Беларусь является участницей этого Договора. Одна из ключевых организаций, Совет национальных управляющих антарктических программ, а также Научный комитет по изучению Антарктики разработали совместные рекомендации противоэпидемиологических мероприятий, потому что пути логистические неисповедимы: можем идти морем, лететь, частично наземным транспортом. И основная цепочка рисков возникает именно в пути.

Антарктида.JPG

Были разработаны специальные требования даже для тех, кто летел воздушным путем, условно говоря, если бы мы летели Минск-Кейптаун и Кейптаун-Антарктика спецрейсом, то даже при минимуме пересадок мы должны пройти в Кейптауне 2-х недельный карантин и сдать все тесты. 

Среди рекомендаций экспедициям на этот сезон были также иметь в наличии комплект необходимого оборудования: защитные костюмы, экраны, маски и перчатки - все по жестким нормам! Плюс набор медикаментов, запасы кислорода и аппараты ИВЛ. Так совпало, что в прошлом году по планам Госпрограммы мы отправляли оборудование для нового медицинского стационара Белорусской антарктической станции: кардиографы, операционное оборудование, включая 2 аппарата ИВЛ и кислород в баллонах, поэтому с этой точки зрения мы чувствовали себя уверенно и спокойно. 

Антарктида 8.JPG

Это не лишние вещи, и то, что нам не довелось этим воспользоваться - слава Богу. Но если бы что-то случилось, мы были бы готовы отреагировать и спасти людей”

О летальных случаях в Антарктиде

Среди национальных экспедиций нескольких стран, участвующих в работах в Антарктике, к сожалению, были летальные исходы и-за вируса. Антарктида каждый год собирает свою скорбную дань (от 3 до 8 человек в год летальных случаев по различным причинам), а в этом году - 6 летальных исходов, из них 4 - из-за коронавируса и его последствий… Я думаю, что те экспедиции не готовы оказались, люди не смогли получить необходимую помощь…

Australian_COVID_19-3.jpeg

КОВИД ВОКРУГ СВЕТА глазами белорусов. Часть 6. Австралия

“Если заболел хоть один человек - это уже много”


Просить помощи в Антарктиде часто просто бесполезно, потому что большинство станций расположены на значительном расстоянии друг от друга: сотен или даже тысяч километров. Есть, конечно, возможность внутренней авиационной эвакуации в течение летнего антарктического сезона, так и делали - вывезли на большую землю нескольких человек оттуда, куда самолет по погодным условиям мог долететь. А в некоторых случаях это было невозможно, и людей потеряли…

Я хочу сказать без всякого пафоса: вопросам безопасности с первых шагов наших экспедиций все годы мы уделяем приоритетное внимание. Ни одно самое великое научное открытие не стоит человеческой жизни.

Поэтому я железобетонно всегда настаиваю: надо делать все, чтобы люди безопасно работали, я не говорю комфортно, хотя к этому тоже стремимся, но в первую очередь - безопасность! 

Мы будем продолжать максимально соблюдать все меры, которые позволят нам избежать каких-либо последствий. Потому что, даже если один человек выбывает из состава экспедиции, уже накладывается отпечаток: у нас каждый специалист на счету, увеличивается нагрузка на других.

О взаимовыручке полярников

Вирус сделал более жестким отношение к профилактике. Но что касается человеческих ценностей, полярники, как никто, знают, что это такое. Полярники - они в ограниченном пространстве, в ограниченном составе, все очень разные… 

Антарктида3.JPG

В Антарктиде надо быть вместе. Я смотрю: день-два, и они начинают помогать друг другу без указаний и напоминаний. Они понимают: здесь можно рассчитывать на “железо”, которое привезли с собой, и только на парней, которые рядом. Ты не позвонишь другу и в скорую… У нас традиционно ценности взаимовыручки и взаимопонимания крепки.

Вирус - месть планеты?

Можно стенать по поводу наказания Господня… А я спрошу: откуда брались все мировые эпидемии? Знаете, значительная вина лежит на человеке, люди не отдают должное природе и ее возможностям, возомнили себя хозяевами Планеты, а она периодически ставит нас на место. 

Представьте: идет корабль за тысячи миль от земли далеко в океане и встречает сбитые волнами несколько квадратных километров пластика. Это не фантастика! Вот что человек делает, чего делать нельзя…
  

Отсюда многие вещи произрастают. У людей, которые по долгу и роду профессии работают в сфере исследований, есть понимание, что пренебрежительное отношение к Земле когда-нибудь погубит человечество. 

О результатах 13-ой экспедиции и планах

Результатом экспедиции мы довольны - он соответствует проделанной работе, можно сказать, от рассвета до рассвета, потому что стоит полярный день. Выполнены все научные программы, собран обширный и зачастую уникальный научный материал. Говорить об открытиях рано, поскольку образцы и пробы пришли кораблем в Питер только 18 июня, материал будет еще изучаться и обрабатываться в институтах и лабораториях НАН Беларуси.

Антарктида4.JPG

Важно, что мы завершили строительство 1-й очереди Белорусской антарктической станции, мы впервые в своей практике запустили в тестовом режиме и пользовались спутниковым интернетом с возможностью общения в мессенджерах и перепиской… Это не комфорт, это психологическая вещь. Раньше мы могли общаться только с помощью спутникового телефона, а в советские времена общались с родными вообще только звуковыми письмами, мы их получали спустя несколько месяцев. Сегодня – другая ситуация, это возможность передавать большие объемы научной информации, фото, видео, проводить лекции, консультации, использовать в сложных случаях телемедицину. В этом году мы успешно передали медицинские материалы и нам подтвердили возможность организации постоянного канала связи для медицинских целей.

Еще работала 13-я Белорусская антарктическая экспедиция, а мы уже готовили 14-ю. Сейчас все в активной фазе: к августу будет готово штатное расписание, полным ходом идут закупки оборудования и формирование научно-технических программ.   

Игорь Пильщиков, заместитель начальника Республиканского центра полярных исследований Национальной академии наук

О логистике

Пандемия внесла коррективы, в первую очередь, в сроки и в маршрут доставки экспедиции. Но риска, что 13-я экспедиция не состоится, не было: мы делали все возможное, чтобы доставить белорусских полярников в Антарктиду. И даже получилось так, что отстраненный из-за положительного теста участник экспедиции догнал наших ребят в Кейптауне, пока они там проходили карантин, и экспедиция выдвинулась в полном составе из 10-ти человек. 

Но мы делаем все возможное, чтобы экспедиция состоялась! Иначе быть не может.

Нет окончательного решения по поводу маршрута следующей экспедиции: скорее всего, часть личного состава Белорусской антарктической экспедиции будет добираться самолетом, а часть будет идти на корабле. Те, кто будет улетать, пройдут здесь ПЦР-тесты, улетят в Кейптаун, там отбудут карантин.

О вакцинации

Антарктида5.JPG

Единственное, к августу могут появиться некоторые послабления в связи с вакцинацией. Возможно, участники экспедиции будут привиты, правда, вопрос пока - будет ли признана вакцина “Спутник V” в ЮАР. Скорее всего, по линии организаций, регулирующих работу национальных экспедиций, будет принято решение о допуске этой вакцины, так как значительная часть научного сообщества по изучению Антарктиды - из России. А все остальное - уже отработано.