Инна Шкурко – человек, который умеет ловить в объектив дикую природу так, что ее снимки больше напоминают живые картины, чем фотографии. Глядя на них, начинаешь чувствовать запах леса, прохладу раннего утра, шорох птиц в листве или проникновенный взгляд зверя… Поговорили с Инной о том, какая птица показалась ей самой неуловимой, как научиться понимать язык пернатых, чтобы было проще запечатлеть их в кадре, и о самой философии съемки дикой природы.

1-Инна Шкурко.jpgИнна Шкурко

С 23 по 31 октября в ТРЦ PRIZMA пройдет выставка работ фотохудожницы “Краіна райскіх птушак”, которую организует медиапортал Smartpress.by при поддержке загородного комплекса “Чигиринка”.  

“Чтобы услышать природу, нужно сначала успокоиться самому”

Природа способна восстанавливать силы, поднимать настроение и возвращать в гармоничное состояние. Однако, по словам Инны, отправляясь на “дикие фотосессии”, лучше оставить суету еще на пороге леса.

2-Рассвет над полем.jpgРассвет над полем. Фото Инны Шкурко

– Чтобы услышать природу, нужно сначала успокоиться самому. Выключить внутренний диалог, отбросить мысли и тревоги и полностью погрузиться в настоящий момент. Это похоже на медитацию. Когда я нахожусь в таком состоянии, то начинаю фиксировать не объекты, а отношения между ними. Например, как луч заката прикасается к стволу сосны или как тень ложится на траву идеальным узором, а в капле росы отражается целая Вселенная. Фотография – лишь документальное подтверждение встречи с дикой природой. Свидетельство неповторимой красоты. А моя задача – быть достаточно внимательной, чтобы ее запечатлеть, – делится Инна Шкурко. 

3- Инна Шкурко в офисе Smartpress.jpgИнна Шкурко в офисе Smartpress.by. Фото Елены Таборко

4-Паутинка на траве складывающаяся в узоры.jpgПаутинка, на траве, складывающаяся в узоры. Фото Инны Шкурко

“Магия происходит тогда, когда из фотографа ты превращаешься в чуткого наблюдателя”

На вопрос, что для нее важнее – техника или чувство единения с миром, Инна отвечает философски:

– Камера – инструмент, как кисть у художника. Когда она хорошая, безусловно, качественный снимок сделать проще. Резкость, цвет, композиция – то, из чего складывается визуал. Без этого невозможно передать хрупкость паутины в утренней росе или стремительность полета ястреба.  Но истинная магия происходит тогда, когда ты из фотографа превращаешься в чуткого наблюдателя. В общем, два начала – практическое и поэтическое, дополняют друг друга.

banner

5-Инна Шкурко в полях.jpgИнна “в полях”. Фото Валерии Трейтяк

6-Косуля подмигивает фотографу.jpgДаже косуля порой подмигивает фотографу. Фото Инны Шкурко

Здесь вспоминается фрагмент из фильма “Невероятная жизнь Уолтера Митти”, когда фотограф дикой природы, наконец, выследил неуловимого снежного барса. И между фотографом и главным героем состоялся вот такой диалог:

 – А когда будешь щёлкать?

 – Можно ведь и не щёлкать. Вдруг что-то спугнешь в этот миг? Иногда лучше не нарушать волшебство. Лучше дать… застыть.

7-Медвежата.jpgСнежных барсов в Беларуси нет, зато есть вот такие косолапые. Их поймать в объектив тоже непросто. Фото Инны Шкурко

Инна соглашается: порой, нужно просто замереть и наблюдать. Для нашей собеседницы хорошие кадры – скорее, не цель, а повод. Больше замечать, вглядываться, ощущать пульс жизни и делиться этим.

8-Инна Шкурко.jpgИнна Шкурко. Фото Елены Таборко

– Когда меня вдохновляет то, что я вижу, мне хочется, чтобы и другие почувствовали что-то подобное. Я часто бываю на природе и всегда беру с собой телефон или фотоаппарат. При этом не ищу кадры, а позволяю им найти меня. Для меня фотография – это способ сохранить впечатления и рассказать о них. Особенно приятно, когда люди пишут: “Ваш снимок сделал мой день лучше”. Тогда понимаешь, что всё делаешь правильно.  

9-Травяная лягушка.jpgМожет ли травяная лягушка поднять настроение? Разумеется! Фото Инны Шкурко

Целый мир в глазах серой вороны 

Отдельное место в сердце Инны и ее творчестве занимают птицы. Контакт с пернатыми дарит фотографу яркие эмоции.

10-Лебеди-шипуны.jpgЛебеди-шипуны. Фото Инны Шкурко

– В объективе камеры я словно впервые увидела птицу по-настоящему. Помню, как передо мной открылся целый мир в глазах одной серой вороны. Она сидела на ветке под дождем и капли стекали по ее перьям, переливаясь свинцом и сталью. В этом взгляде была не просто животная сущность – там была мысль. Глубокое, совершенно иное сознание, которое тоже наблюдает за всем вокруг, параллельно с нами. Но живет по своим каким-то законам. И тогда я поняла, что стою не рядом с обыкновенной вороной, а на пороге в какую-то другую реальность.

11-Серая ворона.jpgСерая ворона. Фото Инны Шкурко

В птицах Инну притягивает ощущение осязаемого чуда. Ведь эти удивительные создания – воплощение свободы и могут лететь куда угодно.

12-Инна Шкурко.jpgИнна Шкурко. Фото Елены Таборко

– Мне кажется, я снимаю птиц не только потому, что эти существа завораживают. Но и для того, чтобы самой хоть немного перенять их легкость и беззаботность. Очиститься от людских проблем и тревог. И вспомнить, что у души тоже есть крылья.

13-Золотистая щурка.jpgЗолотистая щурка. Фото Инны Шкурко

Птицы умеют позировать? А то!

Случается и так, что сама природа будто вступает в соавторство с фотохудожницей. 

– Порой мне кажется, что в самих птицах зажигается искра любопытства, которая пересиливает страх. Они расправляют крылья, принимают гордую позу и будто говорят: “Смотри, я – совершенство, успей запечатлеть”. Например, однажды на ветку черемухи рядом с моим окном сел снегирь. Алый кусочек заката на фоне всеобщей монохромности. Думала, ну, наверное, сейчас посидит и улетит, даже не собиралась что-то делать, просто взяла фотоаппарат на всякий случай. 

14-Снегирь.jpgСнегирь-артист. Фото Инны Шкурко

Но птица, заметив человека, не сдвинулась с места. А наоборот, будто позировала: наклонила голову на бок, взъерошила перья и превратилась в пушистый бархатный шар.

– Потом снегирь начал перескакивать с одной ветки на другую. Словно искал лучший угол, где свет мягче, чтобы получилось красивее. Я наблюдала, фотографировала отдельные моменты. Он ловил мой взгляд, замирал – давал возможность снять. Это напоминало концерт: передо мной дирижер, управляющий своим собственным выступлением. Получился какой-то творческий  сеанс, где модель показала себя гораздо искуснее меня, фотографа.

15-Птица на смартфоне.jpgДля хорошего снимка профессиональной техники недостаточно. Нужен особый взгляд. Фото Елены Таборко

Поймать в объектив удода – испытание на терпение

Разумеется, не все пернатые такие доверчивые. Встречаются из них и те, сфотографировать которых – целое дело. 

16-Серая куропатка.jpgСерая куропатка. Фото Инны Шкурко

– Для меня одним из самых сложных видов в этом плане стал, пожалуй, удод. Это крылатое создание – как мимолетный сон. Поймать его в кадре – не просто техническая задача. А испытание на терпение и уважение к “личным границам” пернатых. Окраска и пластика птицы настолько гармоничны, что она не прячется, а просто растворяется в траве. Стоит сделать лишнее движение – и вот уже остался только хвост.

17-Удод.jpgУдод. Фото Инны Шкурко

Незаметно подкрасться к удоду почти невозможно. Надо идти медленно, бесшумно, иногда буквально ползти. Любой звук – и он с тревожным криком исчезает, будто его и не было. Словно говорит: “Ты еще не готов к встрече со мной”

18-Инна в засаде.jpgИнна в засаде. Фото Аарона Щуканова

Однако у целеустремленной Инны Шкурко это свидание всё же состоялось. 

– Мир птиц – как большой спектакль. Есть актеры общительные, вроде снегиря – готовы к импровизации. А есть гении-отшельники, что показываются лишь на считанные минуты. И поймать их очарование и харизму в объектив – большое везение. 

19-Воробьиный сыч.jpgВоробьиный сыч. Фото Инны Шкурко

Что бы сказали нам пернатые, если бы умели говорить?

В завершении нашей беседы решили спросить у Инны, что, по ее мнению могли рассказать людям птицы, если бы умели говорить.

20-Большая синица.jpgБольшая синица. Фото Инны Шкурко

– Вероятно, их истории были бы простыми и мудрыми. Птицы напомнили бы нам о том, что счастье – в простых вещах. Нужно просто периодически замедляться и обращать на эти вещи внимание. Думаю, пернатые сказали нам что-то вроде: “Мы живем в настоящем. Нас не тревожит вчера и не волнует завтра. Есть ветер в крыльях, солнце в небе и земля под ногами. И нам от этого уже хорошо. Цените каждый день, как ценим его мы.

Автор: Наталия Некрашевич

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.