Фотографии зверей и птиц в их естественной среде помогают нам окунуться в загадочный мир дикой природы, познакомиться с ее обитателями и через картинку почувствовать их характеры. Но за красивыми снимками стоит большая работа их авторов, в том числе, над собой. О том, каких правил должен придерживаться тот, кто хочет получить лучшие кадры, и при этом не навредить “моделям”, мы поговорили с фотографом дикой природы Виктором Козловским.
Виктор Козловский. Фото из архива собеседника
Сначала природа, потом – фотографии
Дикую природу Виктор Козловский начал фотографировать еще в 1970-х, когда будучи школьником впервые взял в руки пленочный фотоаппарат “Смена-8М”. С годами менялась техника, оттачивалось мастерство фотографа и появлялись свои “лайфхаки” и табу, без которых этичная съемка животного мира просто невозможна.
Стадо зубров Виктор Козловский встретил за кормежкой на противоположном берегу канала, который защищал фотографа от возможной агрессии рогатых мам. Но те не обратили внимания на человека. В результате вышло немало хороших кадров.
– Важный момент для любого фотографа дикой природы: природа на первом месте, а фотография – на втором, – подчеркивает собеседник. – Мы пришли на территорию, где животные хозяева, они здесь главные. Уважать дикую природу – значит не вредить ей и позволять всему идти своим чередом, не оставляя после себя ничего и забирая с собой только получившиеся кадры.
Спешка недопустима
Спешка, объясняет фотограф, совершенно недопустима, ведь дикие “модели” не будут выполнять твоих просьб, позировать, когда тебе этого хочется. Остается только ждать, когда они сами решат продемонстрировать себя во всей красе.
Удод лакомится медведкой, Шарковщинский р-н, Витебская область.
– Наблюдая за животным, можно словить момент, который длится секунду, и который случайный человек вряд ли увидел бы, – констатирует Виктор Козловский. – Например, как удод лакомится своим любимым кормом – медведкой, или как медведь бросает на тебя томный прощальный взгляд, а через мгновение исчезает из вида. Чтобы получить хорошие фотографии, следует быть настойчивым, наблюдательным и терпеливым. Именно так можно запечатлеть решающие моменты и нестандартные сюжеты, а ведь они-то и самые ценные.
Снимать нужно много
К счастью, прошли времена, когда возможности фотохудожника ограничены 36 кадрами на пленке. Ведь порой за считанные минуты нужно сделать в разы больше снимков.
В объективе Виктора Козловского один из видов куликов – ходулочник
– Снимать нужно много, стараясь уловить каждый миг и каждое движение животного, особенно если становишься очевидцем какой-то нестандартной ситуации, – рекомендует Виктор Козловский. – Пока объект в зоне съемки, есть место на флешке и заряд в аккумуляторах, не останавливайтесь.
Чем больше фотографируешь, тем лучше начинаешь чувствовать свою технику, а это тоже важно.
– Со временем основные кнопки управления аппарата нажимаешь не глядя, – признается собеседник. – И это полезно: часто бывает, что снимать животных приходится из укрытия, чтобы не спугнуть, как правило, это слабо освещенные места, и отточенный навык управления камерой становится неоценим.
Воробьиный сычик был застигнут фотографом при обследовании старого скворечника.
Изучать работы других фотографов – обязательно
Неудачные кадры бывают у всех. Но это не значит, что их нужно удалить и забыть.
– Необходимо анализировать ошибки и снимать снова, стараясь их учесть, – говорит Виктор Козловский. – Чем больше такого опыта, тем удачнее получаются картинки в будущем. Когда пересматриваешь отснятый материал, видишь и понимаешь, где экспозиция была удачной, а где наоборот. И это помогает в дальнейшей работе.
После зимовки барсуки иногда расчесывают себя до крови, избавляясь от надоедливых насекомых. Этого персонажа Виктор Козловский поджидал у норы в Браславском районе
Чтобы фотографировать и понимать, куда двигаться, нужно знать, от чего отталкиваться. Надо хорошо представлять, что вы хотите запечатлеть. И разобраться поможет не только собственный опыт, но и достижения других фотографов. Знакомясь с их работами, можно вдохновиться на новые идеи.
– В фотографии диких животных, как впрочем и везде, планка постоянно поднимается, и чтобы быть конкурентоспособным, нужно постоянно самосовершенствоваться, устанавливая для себя все новые и новые стандарты, – констатирует эксперт.
Полезно возвращаться в одни и те же места в разное время
По словам Виктора Козловского, фотографу важно уметь предугадывать поведение животных, а для этого нужно разбираться в особенностях видов, их характерах и повадках. Этот навык поможет быстро оценивать происходящую ситуацию, когда на счету каждая секунда, и извлекать из нее максимум.
Зимородок принес корм птенцам в гнездовую норку, Молодечненский район.
– Невозможно овладеть азами съемок дикой природы, сидя перед телевизором, – отмечает собеседник. – Чтобы понять диких животных и сделать хороший снимок, нужно самому находиться рядом с ними, иногда как бы растворяться в окружающей среде, становиться незаметной для зверей и птиц частью дикой природы.
Фотограф говорит, что интересно и полезно возвращаться в одни и те же места в разное время года и по несколько раз. Маловероятно, что первый визит закончится лучшим кадром.
Чтобы можно было наблюдать за бурым медведем и сделать этот кадр, для косолапого посеяли овес в глухом поле в Витебском районе. И мишка пришел на угощение
– Он может быть хорош, но велик шанс, что он окажется банальным, – уточняет Виктор Козловский. – Когда у меня уже есть стандартные кадры, возвращаюсь, чтобы “копнуть глубже”, найти необычный подход и получить оригинальную фотографию. Это проще сделать в местах, в которых хорошо ориентируешься.
Места знать надо
Конечно, лося, бобра или зайца в наши дни можно встретить даже в Минске. Но это не та среда, в которой следует рассчитывать на удачное фото животного.
– Животных нужно снимать там, где они рождаются и живут. Поэтому стоит выяснять, где водятся виды, которые вас интересуют, – советует Виктор Козловский. – Я, например, для съемки оленей посещаю Налибокскую пущу, журавлей – болото Ельня, лосей – Браславский район, куликов – Туровский луг, медведей – леса Витебщины.
Сфотографировать осторожных журавлей можно на болоте Ельня при осеннем пролете, а также в более доступных местах из подготовленных укрытий
“Суперсилы” фотографа: знание биологии, ориентирование и выносливость
Чтобы сделать хороший снимок, нужно знать хорошо биологию диких животных и уметь ориентироваться лесу, ведь большинство событий из жизни дикой природы происходит в его труднодоступных местах. Следует быть готовым к дискомфорту, вполне вероятно, что придется забраться глубоко в густую непроходимую чащу, верховое болото и ночевать под открытым небом, но, как показывает опыт, это не главная трудность. Гораздо сложнее дождаться задуманного кадра и не отступать, пока он не получится. Возможно, это произойдет далеко не на первой съемке.
”Усталый” взгляд взрослого бурого медведя, Витебский район
– Изучайте повадки и поведение животных, дружите с егерями и любителями природы, бердвотчерами – это один из залогов вашего успеха в деле фотосъемки дикой природы, – рекомендует Виктор Козловский.
Редакция Smartpress.by продолжает принимать работы для участия в фотоконкурсе “Дикая природа Беларуси 2025”. С подробными условиями можно ознакомиться по ссылке: Условия участия в фотоконкурсе “Дикая природа Беларуси 2025”.
К слову, сам Виктор Козловский стал победителем нашего конкурса в 2023 году в номинации “Звери”. Победу ему принес снимок “Вызов на бой”, на котором фотохудожник запечатлел оленя в момент рева.
Фото Виктора Козловского “Вызов на бой” победило в номинации “Звери” конкурса “Дикая природа Беларуси – 2023”.
Автор: Елена Парукова, фото Виктора Козловского
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.