Сергей Плыткевич фотографирует бóльшую часть своей жизни. Он работал репортером ведущих общественно-политических СМИ страны, выезжал в “горячие точки” масштабных конфликтов в Нагорном Карабахе, Боснии и Герцеговине, снимал последствия аварии на ЧАЭС… Но всегда любил ловить в объектив красоту природы. В итоге это увлечение вылилось в бесчисленное количество захватывающих кадров. О том, что нужно для удачной фотоохоты на дикого зверя или птицу и насколько это может быть опасно (а то и комично) рассказываем в нашем материале.

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 1.jpgСергей Плыткевич 

Сергей Плыткевич – основатель газеты "Туризм и отдых" и сайта planetabelarus.by,  Создатель издательства "Рифтур", автор фотоальбомов о природе и архитектуре Беларуси. Директор республиканского фонда развития туризма и поддержки дикой природы "Планета без границ".

В школе организовал общество по защите животных

Природа завораживала Сергея с ранних лет. В 7-м классе он даже организовал “Голубой патруль” – школьное сообщество по защите рыб и других животных.

– Мы с ребятами огораживали муравейники, делали скворечники, рубили во льду дырки, накрывали их сеном, чтобы рыба могла дышать. Проводили разные экологические конкурсы и соревнования, – рассказывает фотограф.

Наблюдая интерес сына к окружающему миру, мама купила Сергею первый фотоаппарат, увеличитель и все необходимое для печати снимков оборудование. Стоило это ей целой зарплаты. Но ценность приобретения была выше – мальчик получил инструмент, благодаря которому научился сохранять и передавать красоту дикой природы другим.

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 2.jpg

“Путешествовал по миру и понял – надо показывать людям родную страну”

После школы Сергей окончил лесной техникум, а потом – журфак БГУ. Работал репортером общественно-политических изданий. В свободное время ходил в походы – обошел горы Крыма, Туркменистана, Тянь-Шаня, Алтая и, конечно, каждый раз после очередного путешествия привозил интересные фотографии. 

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 3.jpgСергей Плыткевич во время учебы в лесном техникуме

А в 1994 году вместе с товарищами основал газету “Туризм и отдых”. 

– Мы тогда путешествовали по всему миру, рассказывали про шоп-туры и про настоящий туризм. Сначала от всего этого была такая эйфория! Но потом понял – надо показывать людям родную страну, – делится Сергей Плыткевич.

Так родились специализированные фотоиздания, посвященные достопримечательностям и природе Беларуси – журналы “Фотомагия” и “Дикая природа”, более 10 фотоальбомов. 

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 4.jpg

Например, съемки для фотоальбома “Нечаканая Беларусь” проводились с высоты птичьего полета. И организовать это получилось благодаря моим знакомым из лесного техникума, которые работали летчиками-наблюдателями в белорусской лесной авиации. Так что, никакой опыт не проходит зря, – отмечает Сергей.

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 6.jpgФото из альбома “Нечаканая Беларусь”. Национальный парк “Браславские озера”

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 7.jpgОрланы-белохвосты

Чтобы фотоохота получилась, нужно знать особенности животного

Опираясь на свой богатый опыт в фотографии дикой природы, Сергей отмечает: в Беларуси не все территории одинаково хороши для съемки зверей и птиц. Важно знать локации, где наиболее вероятно поймать в объектив тот или иной вид.

– Например, чтобы поснимать лосей, лучше всего ехать в Браславский район. Там для этого подходящий ландшафт – перелески и возвышенности, за которыми можно спрятаться и подойти довольно близко к животному. К тому же, в этих местах живут люди, которые знают, как подманить этого зверя, – рассказывает Сергей.

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 8.jpgЛоси на Браславщине

Сделать это, кстати, получится только во время гона. Можно поднять руки над головой и “притвориться” его сородичем. Или сымитировать звук ломающихся веток – эти звери во время гона ломают рогами кусты и ветки – точно примут за “своего”. Правда, проводить такие “эксперименты” все же лучше в присутствии человека, хорошо знающего повадки сохатого. И вообще, чтобы фотоохота получилась удачной, важно знать особенности вида, который вы собираетесь снимать.

– Взять тех же чомг. Довольно пугливые птицы, к ним сложно подобраться близко. Но если озеро, где они обитают, находится рядом с городом, шанс сфотографировать их увеличивается. Ставишь палатку, сидишь тихонько в своем укрытии и делаешь снимки, не отвлекая пернатых от важных дел, – дополняет фотограф.

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 9.jpgСергей на съемках глухариного тока

Дожидаясь змееяда, сидел на дереве 2 дня

Проводить в “засаде” можно и по несколько дней. Как-то раз Сергей так караулил орла-змееяда.

– Змееяда я смог сфотографировать благодаря великолепному орнитологу Владимиру Ивановскому, специалисту по хищным птицам Беларуси. Он мне показал место, где находится гнездо птицы и повесил там засидку (укрытие для наблюдений), – рассказывает фотограф. – Я два дня продежурил на соседнем дереве, спускаясь вниз только по вечерам. И птица всё никак не прилетала – змееяды очень осторожные пернатые. Мы решили на время оставить эту затею, иначе мог погибнуть птенец, который ждал в гнезде родителей.

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 10.jpgВ ожидании бородатой неясыти. Процесс наблюдения за змееядом выглядел примерно также.

Вернулись через день, и почти сразу прилетела взрослая птица. В клюве у неё был уж, завязанный в узелок. 

– Я подумал: какой умный этот змееяд! Специально так сделал, чтобы малышу было проще еду из его клюва достать. На самом же деле так получилось случайно – змея просто запуталась во время “доставки”. А вот следующее наблюдение меня действительно поразило. После трапезы птенец начал пищать. Промелькнула мысль: “Несварение у него что ли?”. Но родитель-змееяд оказался проницательнее – метнулся за березовой веточкой, накрыл ею птенца, расправил крылья, создавая для него тень, и начал ими помахивать. Оказывается, птенцу просто было душно! Жара тогда стояла невероятная, – говорит Сергей.

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 11.jpgЗмееяд и его птенец, фото “Узелок на память”

“Думал о том, чьё дерево быстрее упадёт – моё или беркута”

Любопытная ситуация случилась однажды и возле гнезда орла-беркута на маленьком лесном островке среди болота. Чтобы увидеть птицу, нужно было пройти 3 км по болоту, залезть на сосну и… просто выжить.

– Сижу в засидке, жду, и вдруг начинается сильный ветер с дождем, который превращается почти в настоящий ураган….  Вот тогда я и думал: чье дерево упадёт быстрее: моё или беркута? И зачем я вообще сюда полез? – вспоминает фотограф. 

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 12.jpgОрел-беркут

Тогда всё закончилось без происшествий. А вот во время съемки тетеревиного тока Сергею повезло меньше. 

Дело было в Березинском заповеднике, на болоте Пострежское. Фотографы никак не могли найти озеро, возле которого проходили брачные игры птиц. Сергей позвонил замдиректору заповедника и тот посоветовал осмотреть местность с высоты. Да, снова пришлось лезть на сосну, пусть и небольшую.... 

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 13.jpgТетеревиный ток

– Карабкаюсь я по ней – ничего не видно. И тут верхушка, до которой я уже долез, начинает гнуться. Я отпустил её и полетел вниз, боком. По пути ломал ветки как Винни-Пух. Упал в итоге в мягкую трясину. Не покалечился, но адреналин получил, – отмечает Сергей.

Да, съемки дикой природы по остроте ощущений порой не уступают работе в “горячих точках”.

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 14.jpgБородатая неясыть, которая во время одной из съемок летит прямо на Сергея

Важно словить момент, передать характер животного и не навредить

Однако, как считает Сергей, для того чтобы сделать по-настоящему художественный снимок дикого зверя или птицы, недостаточно просто “словить” животное в объектив и нажать на кнопку фотоаппарата. Нужно создать образ, передать его характер и повадки. Или же снять героя с непривычного ракурса.

– Вот кажется, что может быть проще, чем сфотографировать белку? Но у меня есть необычное фото этого зверька под названием “Я на солнышке лежу”. Хотя на самом деле животное на нём не лежит, а висит на дереве. Я просто перевернул снимок и получился новый смысл, – отмечает Сергей.

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 15.jpg

Важно, конечно, также поймать момент. Показать, что у зверей и птиц тоже есть чувства.

– Например, на одной из моих фотографий самка оленя после спаривания “целует” самца в щёку. И столько нежности в этом действии! – дополняет фотограф.

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 16.jpg

Рассказать какую-то историю из жизни животных при помощи снимка – вот в чем заключается искусство анималистической фотографии. 

При этом следует помнить об этике – ведь даже самый удачный кадр не стоит гнезда с птенцами, которое покинули родители, испугавшись назойливых “папарацци”. Здесь, как в медицине, актуален принцип “Не навреди”.

Мы напоминаем, что до 31 декабря Смартпресс принимает работы на фотоконкурс “Дикая природа Беларуси 2024”.  С подробными условиями можно ознакомиться по ссылке: Условия участия в фотоконкурсе "Дикая природа Беларуси 2024"

 

Тонкости фотоохоты от Сергея Плыткевича 17.jpgЗаяц-русак

Как один из членов жюри фотоконкурса Смартпресс “Дикая природа Беларуси-2024”, Сергей Плыткевич советует участникам выбирать кадры, которые вызывают эмоции, где есть сюжетная линия или художественный образ:

– Здесь не будет оцениваться то, насколько редкий вид попал к вам в объектив. Этот конкурс, скорее, про живописность снимков. Очень полезно перед тем, как отправлять работы, изучить фотографии мировых конкурсов дикой природы, потренировать насмотренность.

Автор: Наталия Некрашевич, фото Сергея Плыткевича и из архива героя

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.