Сергей Плыткевич фотографирует бóльшую часть своей жизни. Он работал репортером ведущих общественно-политических СМИ страны, выезжал в “горячие точки” масштабных конфликтов в Нагорном Карабахе, Боснии и Герцеговине, снимал последствия аварии на ЧАЭС… Но всегда любил ловить в объектив красоту природы. В итоге это увлечение вылилось в бесчисленное количество захватывающих кадров. О том, что нужно для удачной фотоохоты на дикого зверя или птицу и насколько это может быть опасно (а то и комично) рассказываем в нашем материале.
Сергей Плыткевич
Сергей Плыткевич – основатель газеты "Туризм и отдых" и сайта planetabelarus.by, Создатель издательства "Рифтур", автор фотоальбомов о природе и архитектуре Беларуси. Директор республиканского фонда развития туризма и поддержки дикой природы "Планета без границ".
В школе организовал общество по защите животных
Природа завораживала Сергея с ранних лет. В 7-м классе он даже организовал “Голубой патруль” – школьное сообщество по защите рыб и других животных.
– Мы с ребятами огораживали муравейники, делали скворечники, рубили во льду дырки, накрывали их сеном, чтобы рыба могла дышать. Проводили разные экологические конкурсы и соревнования, – рассказывает фотограф.
Наблюдая интерес сына к окружающему миру, мама купила Сергею первый фотоаппарат, увеличитель и все необходимое для печати снимков оборудование. Стоило это ей целой зарплаты. Но ценность приобретения была выше – мальчик получил инструмент, благодаря которому научился сохранять и передавать красоту дикой природы другим.
“Путешествовал по миру и понял – надо показывать людям родную страну”
После школы Сергей окончил лесной техникум, а потом – журфак БГУ. Работал репортером общественно-политических изданий. В свободное время ходил в походы – обошел горы Крыма, Туркменистана, Тянь-Шаня, Алтая и, конечно, каждый раз после очередного путешествия привозил интересные фотографии.
Сергей Плыткевич во время учебы в лесном техникуме
А в 1994 году вместе с товарищами основал газету “Туризм и отдых”.
– Мы тогда путешествовали по всему миру, рассказывали про шоп-туры и про настоящий туризм. Сначала от всего этого была такая эйфория! Но потом понял – надо показывать людям родную страну, – делится Сергей Плыткевич.
Так родились специализированные фотоиздания, посвященные достопримечательностям и природе Беларуси – журналы “Фотомагия” и “Дикая природа”, более 10 фотоальбомов.
– Например, съемки для фотоальбома “Нечаканая Беларусь” проводились с высоты птичьего полета. И организовать это получилось благодаря моим знакомым из лесного техникума, которые работали летчиками-наблюдателями в белорусской лесной авиации. Так что, никакой опыт не проходит зря, – отмечает Сергей.
Остров-сердце на озере Усая в Ушачском районе
Орланы-белохвосты
Чтобы фотоохота получилась, нужно знать особенности животного
Опираясь на свой богатый опыт в фотографии дикой природы, Сергей отмечает: в Беларуси не все территории одинаково хороши для съемки зверей и птиц. Важно знать локации, где наиболее вероятно поймать в объектив тот или иной вид.
– Например, чтобы поснимать лосей, лучше всего ехать в Браславский район. Там для этого подходящий ландшафт – перелески и возвышенности, за которыми можно спрятаться и подойти довольно близко к животному. К тому же, в этих местах живут люди, которые знают, как подманить этого зверя, – рассказывает Сергей.
Лоси на Браславщине
Сделать это, кстати, получится только во время гона. Можно поднять руки над головой и “притвориться” его сородичем. Или сымитировать звук ломающихся веток – эти звери во время гона ломают рогами кусты и ветки – точно примут за “своего”. Правда, проводить такие “эксперименты” все же лучше в присутствии человека, хорошо знающего повадки сохатого. И вообще, чтобы фотоохота получилась удачной, важно знать особенности вида, который вы собираетесь снимать.
– Взять тех же чомг. Довольно пугливые птицы, к ним сложно подобраться близко. Но если озеро, где они обитают, находится рядом с городом, шанс сфотографировать их увеличивается. Ставишь палатку, сидишь тихонько в своем укрытии и делаешь снимки, не отвлекая пернатых от важных дел, – дополняет фотограф.
Сергей на съемках глухариного тока
Дожидаясь змееяда, сидел на дереве 2 дня
Проводить в “засаде” можно и по несколько дней. Как-то раз Сергей так караулил орла-змееяда.
– Змееяда я смог сфотографировать благодаря великолепному орнитологу Владимиру Ивановскому, специалисту по хищным птицам Беларуси. Он мне показал место, где находится гнездо птицы и повесил там засидку (укрытие для наблюдений), – рассказывает фотограф. – Я два дня продежурил на соседнем дереве, спускаясь вниз только по вечерам. И птица всё никак не прилетала – змееяды очень осторожные пернатые. Мы решили на время оставить эту затею, иначе мог погибнуть птенец, который ждал в гнезде родителей.
В ожидании бородатой неясыти. Наблюдение за змееядом выглядит примерно так же, но фотограф сидит в укрытии, чтобы не пугать птицу.
Вернулись через день, и почти сразу прилетела взрослая птица. В клюве у неё был уж, завязанный в узелок.
– Я подумал: какой умный этот змееяд! Специально так сделал, чтобы малышу было проще еду из его клюва достать. На самом же деле так получилось случайно – змея просто запуталась во время “доставки”. А вот следующее наблюдение меня действительно поразило. После трапезы птенец начал пищать. Промелькнула мысль: “Несварение у него что ли?”. Но родитель-змееяд оказался проницательнее – метнулся за березовой веточкой, накрыл ею птенца, расправил крылья, создавая для него тень, и начал ими помахивать. Оказывается, птенцу просто было душно! Жара тогда стояла невероятная, – говорит Сергей.
Змееяд и его птенец, фото “Узелок на память”
“Думал о том, чьё дерево быстрее упадёт – моё или беркута”
Любопытная ситуация случилась однажды и возле гнезда орла-беркута на маленьком лесном островке среди болота. Чтобы увидеть птицу, нужно было пройти 3 км по болоту, залезть на сосну и… просто выжить.
– Сижу в засидке, жду, и вдруг начинается сильный ветер с дождем, который превращается почти в настоящий ураган…. Вот тогда я и думал: чье дерево упадёт быстрее: моё или беркута? И зачем я вообще сюда полез? – вспоминает фотограф.
Орел-беркут
Тогда всё закончилось без происшествий. А вот во время съемки тетеревиного тока Сергею повезло меньше.
Дело было в Березинском заповеднике, на болоте Пострежское. Фотографы никак не могли найти озеро, возле которого проходили брачные игры птиц. Сергей позвонил замдиректору заповедника и тот посоветовал осмотреть местность с высоты. Да, снова пришлось лезть на сосну, пусть и небольшую....
Тетеревиный ток
– Карабкаюсь я по ней – ничего не видно. И тут верхушка, до которой я уже долез, начинает гнуться. Я отпустил её и полетел вниз, боком. По пути ломал ветки как Винни-Пух. Упал в итоге в мягкую трясину. Не покалечился, но адреналин получил, – отмечает Сергей.
Да, съемки дикой природы по остроте ощущений порой не уступают работе в “горячих точках”.
Бородатая неясыть, которая во время одной из съемок летит прямо на Сергея
Важно словить момент, передать характер животного и не навредить
Однако, как считает Сергей, для того чтобы сделать по-настоящему художественный снимок дикого зверя или птицы, недостаточно просто “словить” животное в объектив и нажать на кнопку фотоаппарата. Нужно создать образ, передать его характер и повадки. Или же снять героя с непривычного ракурса.
– Вот кажется, что может быть проще, чем сфотографировать белку? Но у меня есть необычное фото этого зверька под названием “Я на солнышке лежу”. Хотя на самом деле животное на нём не лежит, а висит на дереве. Я просто перевернул снимок и получился новый смысл, – отмечает Сергей.
Важно, конечно, также поймать момент. Показать, что у зверей и птиц тоже есть чувства.
– Например, на одной из моих фотографий самка оленя после спаривания “целует” самца в щёку. И столько нежности в этом действии! – дополняет фотограф.
Рассказать какую-то историю из жизни животных при помощи снимка – вот в чем заключается искусство анималистической фотографии.
При этом следует помнить об этике – ведь даже самый удачный кадр не стоит гнезда с птенцами, которое покинули родители, испугавшись назойливых “папарацци”. Здесь, как в медицине, актуален принцип “Не навреди”.
Мы напоминаем, что до 31 декабря Смартпресс принимает работы на фотоконкурс “Дикая природа Беларуси 2024”. С подробными условиями можно ознакомиться по ссылке: Условия участия в фотоконкурсе "Дикая природа Беларуси 2024"
Заяц-русак
Как один из членов жюри фотоконкурса Смартпресс “Дикая природа Беларуси-2024”, Сергей Плыткевич советует участникам выбирать кадры, которые вызывают эмоции, где есть сюжетная линия или художественный образ:
– Здесь не будет оцениваться то, насколько редкий вид попал к вам в объектив. Этот конкурс, скорее, про живописность снимков. Очень полезно перед тем, как отправлять работы, изучить фотографии мировых конкурсов дикой природы, потренировать насмотренность.
Автор: Наталия Некрашевич, фото Сергея Плыткевича и из архива героя
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.