Инвазивные виды – это чужеродные животные и растения, распространение которых может угрожать биологическому разнообразию той территории, куда они “переехали”. Так, например в Австралии в 1859 году выпустили 24 кролика, чтобы позже на них охотиться. Но меньше чем через 100 лет численность этих животных достигла 600 млн! Грызуны так повыедали некоторые участки земли, что на них началась эрозия. О том, какие есть инвазивные виды в Беларуси и как они влияют на местную флору и фауну в рамках проекта “Дикая природа Беларуси” поговорили с зоологом ООО “Дикая природа“ Александром Винчевским.
Александр Винчевский, фото Смартпресс
Инвазивных растений у нас больше, чем животных
В Беларуси больше тысячи видов чужеродных растений. Культурные среди них занимают значимую часть, ведь и картофель, и помидоры не росли у нас испокон веков.
Животных завозили в меньшем масштабе. И, тем не менее, их тоже достаточно. Например, это почти все насекомые, которые живут у нас в домах и не впадают в спячку зимой. К ним относятся тараканы, мухи, пауки.
– Насекомых в основном завозили случайно, вместе с какими-нибудь грузами. Взять того же колорадского жука, он же не сам Атлантический океан перелетел, а попал к нам через импорт картошки. А вот уже млекопитающих интродуцировали (переселяли) целенаправленно, чаще всего для охоты. Так, еще в советские времена,к нам привезли с Дальнего Востока енотовидную собаку и пятнистого оленя, из Америки - американскую норку, – рассказывает Александр Винчевский.
Колорадский жук. Фото inaturalist
Из-за американской норки почти исчезли два местных вида
Инвазивные виды зачастую вытесняют аборигенных. Та же енотовидная собака, гостья с Дальнего Востока, в Беларуси более многочисленна, чем наш местный барсук, который включен в Красную книгу. Она может заселяться в барсучьи норы, вынуждая хозяина идти делать себе новое жилье. К тому же, здешний климат ей привычен, а враги – немногочисленные волк да рысь.
Енотовидная собака, фото inaturalist.
Американская норка, завезенная в Беларусь в 1953 году, постепенно стала вытеснять аборигенную европейскую норку. В итоге та практически полностью пропала с нашей территории еще 20 лет назад. К тому же, хищная “американка” негативно повлияла на ряд других ранее обычных видов – лесного хоря, горностая и водяную полёвку.
Европейская норка. Фото pofoto.club
Американская норка. Фото inaturalist.
– Водяные полевки – хорошая кормовая база для хищных птиц, в том числе, для одной из самых редких в Европе – большого подорлика. Этот грызун ранее считался вредителем сельского хозяйства, и тем не менее, его роль в экосистемах высока, – рассказывает зоолог.
Водяная полевка. Фото artfile.ru
Чужеродные птицы для Беларуси не проблема
С чужеродными птицами в Беларуси хлопот нет. Один из наиболее известных “пришельцев” среди пернатых – это охотничий фазан. В Брестском районе он уже считается обычным видом. И хоть он составляет конкуренцию за ресурсы куропаткам, но это пока не ощутимо.
Охотничий фазан. Фото pofoto.club
А вот в Западной Европе домашние попугаи, выпущенные из неволи, стали настоящей проблемой. в некоторых городах, например в Дюссельдорфе и в Брюсселе, эти пернатые обычны почти как у нас грачи. Они гнездятся в дуплах и вытесняют скворцов и других дуплогнездников, при этом ведут себя агрессивно.
Ожереловые попугаи в Европе. Фото zeinetsse.com
Похожая ситуация в Великобритании. Только там фигурируют не домашние птицы, а белки.
– Каролинская или серая белка очень симпатичная и изначально разводилась там местными людьми как домашний питомец. Но потом несколько зверьков сбежали и сейчас обыкновенные рыжие белки там на грани исчезновения, потому что серые заняли нишу и съедают их корм, – поясняет зоолог.
Но с Британских островов на континент попасть белкам-агрессорам непросто, тем не менее белорусские белки тоже в опасности. В Италии изначально каролинские белки жили только в одном парке. Однако недавно начали распространяться все шире и потенциально могут захватить Евразию, а рыжая родственница может и исчезнуть как вид. И это характерное поведение для многих инвазивных видов. Они сначала приспосабливаются, присматриваются, и только потом “дают жару”.
Каролинская белка. Фото pofoto.club
Черный аист у нас живёт дольше, чем белый
Такой привычный для нас белый аист тоже когда-то был чужеродным видом, хотя уже давно считается местным. Его черный собрат появился на нашей земле раньше и, тем не менее, видим мы его сейчас реже. Так что же получается, черного аиста вытеснил белый?
Фото pofoto.club
– На самом деле нет, у белого аиста другая экологическая ниша. Черный аист – лесной обитатель, и кормится он на лесных водоёмах. Эта птица, кстати, приспособлена к сожительству с орланом-белохвостом. А вот за пределами леса становится уязвимой для этой хищной птицы, – поясняет специалист.
Черный аист. Фото triptonkosti.ru
Что касается белого аиста и многих других чужеродных видов (сирийского дятла. кольчатой горлицы, тех же попугаев в Европе), то сначала они селятся рядом с человеком. Потому что в населенных пунктах много незанятых ниш, и вообще нарушен природный баланс. А гнездо белого аиста в пойме сейчас будет, скорее всего, разорено орланами, рядом с человеком ему безопаснее.
Могут ли быть чужеродные виды полезными?
Невозможно пока достоверно спрогнозировать как отразится на экосистеме тот или иной новый вид. Тем более, что в природе все подвижно. Поведение меняется даже у местных видов. Каждый год специалисты регистрируют что-то новое у тех же серых ворон или у “древних переселенцев” – сизых голубей. Последние, например, по природе своей зерноядные, живя в городской среде, начали есть мясо. То есть, получается, что эти птицы потихоньку расширяют свой пищевой рацион и покушаются на ниши других видов.
Фото animals.pibig.info
Ученые не могут сказать точно что будет, если какой-то вид исчезнет. Поэтому, стараются по возможности сберечь все.
А вот интродукцию чужеродных видов многие зоологи рекомендуют запретить. Есть, правда, и те, кто с этим не согласен. “А вдруг понадобится какое-то экзотическое насекомое для борьбы с вредителями?” Однако, по словам Александра Винчевского, вероятность этого невелика, по крайней мере в Беларуси пока таких случаев не было.
Того же пятнистого оленя привезли в Гродненскую область, чтобы из его пантов (молодых рогов) производить пантокрин. Жили копытные в загоне, но потом дерево во время бури сломало забор и они разбрелись по окружающим территориям. А эти животные очень консервативны. Они круглый год могут есть растительность на одном и том же месте, из-за чего в лесах появляются практически оголенные участки. А еще пятнистые олени могут спариваться с благородными и давать гибридное потомство.
Пятнистые олени. Фото tursar.ru
Ну а про борщевик Сосновского мы недавно писали. Его тоже завозили с благой целью, а обернулось все не самым лучшим образом. И таких примеров можно привести очень много.
Глобальное потепление влияет на видовое разнообразие
В связи с изменением климата у нас становится всё больше теплолюбивых видов. Например, 100 лет назад богомолы регистрировались у нас только на Гомельщине, а сейчас их летом можно встретить в любой части Беларуси.
Богомол
– Южные виды “идут” на север, а местным видам приходится сдвигаться севернее. На юге тоже идут подвижки во флоре и фауне, – отмечает Александр Винчевский.
И здесь проблемой выступает обустройство охраняемых природных территорий. Обычно они представляют собой изолированные участки дикой природы среди неохраняемого ландшафта. Те животные, для которых условия обитания стали невыносимыми, потихоньку исчезают, так как не могут “перепрыгнуть” на другие участки, где условия подходящие. Поэтому важно создавать экологические коридоры для спасительных переходов, то есть участки суши, по которым животные смогут из одной зоны перейти в другую.
Автор: Наталия Некрашевич
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.