40 лет фотограф Сергей Плыткевич держит в руках фотоаппарат. Репортер общественно-политических изданий страны, он неожиданно переключился на диких животных, перейдя в туристическую и краеведческую журналистику. Сегодня за плечами – около миллиона фотографий белорусской флоры и фауны, за каждой – интересная, поучительная, а порой и пугающая история. Несколько таких историй – в нашем материале.

Сергей Плыткевич и его фото 1.pngСергей Плыткевич, фото Ирена Гудиевская 

Кто такой Сергей Плыткевич

Выпускник журфака БГУ, работал в газетах "Белорусский университет", "Чырвоная змена", "Праца" (теперь – "Беларускі час"), "Народная газета", снимал последствия аварии на ЧАЭС, выезжал в “горячие точки” масштабных конфликтов в Нагорном Карабахе, Тбилиси, Боснии и Герцеговине.

Основатель газеты "Туризм и отдых", журналов "Дикая природа" и "Фотомагия". Создатель издательства "Рифтур", известного книгами о Беларуси. Автор более 10 авторских фотоальбомов ("Мая Беларусь", "Беларуская экзотыка", "Дикая жизнь в центре Европы", "Ад Полацка пачаўся свет", "Нечаканая Беларусь", "Заповедная Беларусь", "Красноборская пуща" и др.). 

Директор республиканского фонда развития туризма и поддержки дикой природы "Планета без границ", основатель сайта planetabelarus.by.

"Не увидел бы – не поверил": как любят олени

Наиболее зрелищные фото Сергея Плыткевича можно увидеть в фотоальбомах о природе ландшафтных заказников Беларуси. Для издания книги "Красноборская пуща", созданной по заказу охотничьего хозяйства “Красный бор” понадобились снимки оленей

– Это очень пугливое животное, убегает при малейшем шорохе. Поэтому снимать его решил в период гона, когда олень иначе воспринимает звуки – зовет самку и ждет ее, – начинает рассказ Сергей Плыткевич. 

Сергей Плыткевич и его фото 2.pngФото Сергея Плыткевича

Преимуществом стало знание ландшафта местности.  

– Здесь много открытых полей, горок с ложбинками, пересеченной местности. Это позволяет незаметно подобраться к зверю, главное – идти против ветра, чтобы не почуяли твой запах, – объясняет Сергей Плыткевич. 

Оленей хорошо слышно – во время гона рев самца разносится на 2-3 км. Пойдя на крик, фотограф поднялся на горку и – вот он, лесной красавец в окружении "гарема"! 

Сергей Плыткевич и его фото 3.pngФото Сергея Плыткевича

– Съемка длилась около 20 мин, и это был единственный раз, когда передо мной открылся весь процесс ухаживания и спаривания. Но главное – чувства, которые испытывают друг к другу олень и оленуха. Олень ласкает ее совсем как человек, а после самочка отвечает благодарным поцелуем. Не увидел бы сам – не поверил, что диким животным свойственны наши чувства, – говорит Сергей Плыткевич. 

Оказался на пути стада зубров 

Январь 2015 года стал знаковым для Красноборской пущи – здесь появилась популяция вольноживущих зубров

– Оленей, зубров и ланей сюда завезли. По правилам, животных помещают в карантин – большой вольер площадью 108 га, через 1,5 года выпускают на волю. Об этом событии делал репортаж, – вспоминает Сергей Плыткевич. 

Олени выбежали, едва убрали часть сетки. Зубры, которых приманили к выходу дорожкой из свеклы, все съели и… вернулись обратно – они привыкли к месту и не хотели ничего менять. И все же фотограф выбрал точку съемки и принялся ждать. 

– Прошло часа полтора, я даже отошел ненадолго по своим делам. Возвращаюсь по полю – а они бегут! – рассказывает Плыткевич. 

Сергей Плыткевич и его фото 4.pngФото Сергея Плыткевича

В стаде было около 40 животных. Неслись прямо на фотографа – отличный ракурс! Присев на корточки – так удобней держать тяжелый фотоаппарат, – защелкал затвором. 

– Сперва в объективе было все стадо, затем число начало сокращаться. Когда в кадре оказалось не больше десятка мощных животных, понял: они бегут на меня! – вспоминает Сергей Плыткевич. 

Почему животные свернули – увидели человека или выбрали другой путь? Фотограф признает: ситуация была опасной, однако он так и не успел осознать степень риска. 

Сергей Плыткевич и его фото 5.pngФото Сергея Плыткевича

– В процессе фотосъемки не думаешь об опасности. Главное – кадр получился удачный, – резюмирует автор. 

Нападение пернатых 

Эти истории случились во время съемок документального фильма "Сергей Плыткевич, человек с фотоаппаратом" кинокомпанией “Беларусьфильм”. Главный герой предложил отправиться на его “место работы" – ландшафтный заказник "Выгонощанское”, который тогда снимал. 

Сергей Плыткевич и его фото 6.pngФото Сергея Плыткевича

– При обсуждении с режиссером сюжета фильма, показал видео, где глухарь атакует сотрудника заказника Сашу Иванова, а затем токует у него на спине. Решили включить кадры в фильм. А Саша предложил еще и бородатую неясыть сфотографировать, - вспоминает Сергей Плыткевич. 

Бородатая неясыть – агрессивная сова, готова атаковать каждого, кто полезет на дерево с ее гнездом. 

– Идея была такая: Саша с помощью "кошек" лезет на дерево с гнездом неясыти, я – за ним. Когда неясыть начинает атаковать, я фотографирую, – рассказывает автор снимка. 

И снова досталось напарнику Иванову. Благодаря фотоаппарату, можно получить представление о нападениях птиц на человека. 

Сергей Плыткевич и его фото 7.pngФото Сергея Плыткевича

– Атакует сова беззвучно, а удары ее когтей могут нанести человеку серьезные травмы – учитывая, что целится она в шею и голову. Два российских орнитолога лишились глаз при попытке окольцевать птенцов этой птицы. Поэтому в таких случаях желательно надевать мотоциклетный шлем, – резюмирует Сергей Плыткевич. 

Ветки и трава на рогах лося 

История связана с выпуском календарей под брендом охотхозяйства "Красный бор". В качестве "модели" выбрали лесного великана – лося, решив: состояние животного должно соответствовать месяцу в календаре. 

Сергей Плыткевич и его фото 8.pngФото Сергея Плыткевича

– Снимков лосей у меня тысячи, не хватало осенних. Во время гона лось ломает кусты, демонстрируя свою мощь, на рогах остаются ветки и трава. Эту "кучу" на рогах и хотел зафиксировать, – рассказывает фотограф. 

Сопровождал егерь – для помощи и защиты. 

– Выехали до рассвета. В отличие от ревущего оленя, сохатый "стонет". Мы шутим: олень требует самку, лось давит на жалость, – улыбается Сергей Плыткевич. 

Услышав стон лося, егерь начал его подзывать. 

– Я в 30 м впереди, лось идет на меня. Спрятался в высокой траве, жду, – рассказывает фотограф. 

Лось – большое и опасное животное, его максимальный, официально зарегистрированный в Беларуси вес – 520 кг. Острые копыта – серьезное оружие, которое может проломить череп медведю или волку.  

– Вокруг туман, животное на расстоянии 15-20 м. Встаю и фотографирую, – рассказывает Сергей Плыткевич. 

Сергей Плыткевич и его фото 9.pngФото Сергея Плыткевича

Отскочив, лось постоял и продолжил движение к егерю. От резкого движения трава с рогов слетела, но удачный снимок был сделан.

Вспоминая тот день, фотограф признает: съемка была опасной. 

– Во время гона лоси агрессивные, этот мог наброситься. По рогам определил возраст – 5-6 лет, самый расцвет сил. Тому, на кого нападет, точно не поздоровится, – объясняет фотограф. 

Съемка длилась меньше минуты, а готовились к ней больше часа. Таковы особенности работы фотографа дикой природы. 

Снимок, который не был сделан 

А иногда бывает, что вместо снимка остается история. Одна из таких приключилась по дороге в Красный бор, куда фотограф вез посетителей. 

Сергей Плыткевич и его фото 10.jpgФото: Smartpress.by

– Я за рулем, в машине пассажиры, аппаратура – в багажнике. Впереди, на 90-м км от Минска, дорогу перебегает какое-то животное. Для зубра маловато, для кабана – великовато. Сбросил скорость до 20 км\час, еду, смотрю направо. А там – медведь на задних лапах! – эмоционально рассказывает Сергей Плыткевич.

Пассажир на переднем сиденье начал снимать телефоном, а у фотографа камеры нет…

– Выскочил из машины, полез в багажник. Медведь стоит – любопытно ему. Меняю широкоугольный объектив на длиннофокусный, только поднимаю фотоаппарат – медведь побежал. Я – за ним! – продолжает фотограф.

Отметив, что бежит со скоростью медведя, наш собеседник понадеялся обогнать зверя и сделать фото спереди.

– Бегу и вижу: у медведя пятки сверкают, видимо, не зря такая поговорка есть. Впереди – поваленное дерево. Медведь перепрыгивает – я за ним. И вдруг как молнией осенило: а вдруг это медвежонок, а в лесу – его мама? – улыбается Сергей Плыткевич.

Встреча с медведем может оказаться опасной, особенно если это голодный медведь-шатун или медведица с медвежатами.

– Медвежата до 2 лет могут ходить с мамой, а, когда медведь стоит, трудно определить его возраст. Поэтому я остановился и вернулся в машину, принеся вместо снимка впечатления, – завершает фотограф.

Впрочем, медведей Сергей Плыткевич снимал не раз. И решил, что один из них может проиллюстрировать эту историю.

Сергей Плыткевич и его фото 11.pngФото Сергея Плыткевича

Дикая природа Беларуси-2023

Напоминаем: до 31 декабря Сматрпресс ждет от своих читателей, среди которых много фотографов – любителей и профессионалов – фото зверей, рыб, птиц и насекомых. Ваши работы примут участие в фотоконкурсе "Дикая природа Беларуси"-2023. 

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.