40 лет фотограф Сергей Плыткевич держит в руках фотоаппарат. Репортер общественно-политических изданий страны, он неожиданно переключился на диких животных, перейдя в туристическую и краеведческую журналистику. Сегодня за плечами – около миллиона фотографий белорусской флоры и фауны, за каждой – интересная, поучительная, а порой и пугающая история. Несколько таких историй – в нашем материале.
Сергей Плыткевич, фото Ирена Гудиевская
Кто такой Сергей Плыткевич
Выпускник журфака БГУ, работал в газетах "Белорусский университет", "Чырвоная змена", "Праца" (теперь – "Беларускі час"), "Народная газета", снимал последствия аварии на ЧАЭС, выезжал в “горячие точки” масштабных конфликтов в Нагорном Карабахе, Тбилиси, Боснии и Герцеговине.
Основатель газеты "Туризм и отдых", журналов "Дикая природа" и "Фотомагия". Создатель издательства "Рифтур", известного книгами о Беларуси. Автор более 10 авторских фотоальбомов ("Мая Беларусь", "Беларуская экзотыка", "Дикая жизнь в центре Европы", "Ад Полацка пачаўся свет", "Нечаканая Беларусь", "Заповедная Беларусь", "Красноборская пуща" и др.).
Директор республиканского фонда развития туризма и поддержки дикой природы "Планета без границ", основатель сайта planetabelarus.by.
"Не увидел бы – не поверил": как любят олени
Наиболее зрелищные фото Сергея Плыткевича можно увидеть в фотоальбомах о природе ландшафтных заказников Беларуси. Для издания книги "Красноборская пуща", созданной по заказу охотничьего хозяйства “Красный бор” понадобились снимки оленей.
– Это очень пугливое животное, убегает при малейшем шорохе. Поэтому снимать его решил в период гона, когда олень иначе воспринимает звуки – зовет самку и ждет ее, – начинает рассказ Сергей Плыткевич.
Фото Сергея Плыткевича
Преимуществом стало знание ландшафта местности.
– Здесь много открытых полей, горок с ложбинками, пересеченной местности. Это позволяет незаметно подобраться к зверю, главное – идти против ветра, чтобы не почуяли твой запах, – объясняет Сергей Плыткевич.
Оленей хорошо слышно – во время гона рев самца разносится на 2-3 км. Пойдя на крик, фотограф поднялся на горку и – вот он, лесной красавец в окружении "гарема"!
Фото Сергея Плыткевича
– Съемка длилась около 20 мин, и это был единственный раз, когда передо мной открылся весь процесс ухаживания и спаривания. Но главное – чувства, которые испытывают друг к другу олень и оленуха. Олень ласкает ее совсем как человек, а после самочка отвечает благодарным поцелуем. Не увидел бы сам – не поверил, что диким животным свойственны наши чувства, – говорит Сергей Плыткевич.
Оказался на пути стада зубров
Январь 2015 года стал знаковым для Красноборской пущи – здесь появилась популяция вольноживущих зубров.
– Оленей, зубров и ланей сюда завезли. По правилам, животных помещают в карантин – большой вольер площадью 108 га, через 1,5 года выпускают на волю. Об этом событии делал репортаж, – вспоминает Сергей Плыткевич.
Олени выбежали, едва убрали часть сетки. Зубры, которых приманили к выходу дорожкой из свеклы, все съели и… вернулись обратно – они привыкли к месту и не хотели ничего менять. И все же фотограф выбрал точку съемки и принялся ждать.
– Прошло часа полтора, я даже отошел ненадолго по своим делам. Возвращаюсь по полю – а они бегут! – рассказывает Плыткевич.
Фото Сергея Плыткевича
В стаде было около 40 животных. Неслись прямо на фотографа – отличный ракурс! Присев на корточки – так удобней держать тяжелый фотоаппарат, – защелкал затвором.
– Сперва в объективе было все стадо, затем число начало сокращаться. Когда в кадре оказалось не больше десятка мощных животных, понял: они бегут на меня! – вспоминает Сергей Плыткевич.
Почему животные свернули – увидели человека или выбрали другой путь? Фотограф признает: ситуация была опасной, однако он так и не успел осознать степень риска.
Фото Сергея Плыткевича
– В процессе фотосъемки не думаешь об опасности. Главное – кадр получился удачный, – резюмирует автор.
Нападение пернатых
Эти истории случились во время съемок документального фильма "Сергей Плыткевич, человек с фотоаппаратом" кинокомпанией “Беларусьфильм”. Главный герой предложил отправиться на его “место работы" – ландшафтный заказник "Выгонощанское”, который тогда снимал.
Фото Сергея Плыткевича
– При обсуждении с режиссером сюжета фильма, показал видео, где глухарь атакует сотрудника заказника Сашу Иванова, а затем токует у него на спине. Решили включить кадры в фильм. А Саша предложил еще и бородатую неясыть сфотографировать, - вспоминает Сергей Плыткевич.
Бородатая неясыть – агрессивная сова, готова атаковать каждого, кто полезет на дерево с ее гнездом.
– Идея была такая: Саша с помощью "кошек" лезет на дерево с гнездом неясыти, я – за ним. Когда неясыть начинает атаковать, я фотографирую, – рассказывает автор снимка.
И снова досталось напарнику Иванову. Благодаря фотоаппарату, можно получить представление о нападениях птиц на человека.
Фото Сергея Плыткевича
– Атакует сова беззвучно, а удары ее когтей могут нанести человеку серьезные травмы – учитывая, что целится она в шею и голову. Два российских орнитолога лишились глаз при попытке окольцевать птенцов этой птицы. Поэтому в таких случаях желательно надевать мотоциклетный шлем, – резюмирует Сергей Плыткевич.
Ветки и трава на рогах лося
История связана с выпуском календарей под брендом охотхозяйства "Красный бор". В качестве "модели" выбрали лесного великана – лося, решив: состояние животного должно соответствовать месяцу в календаре.
Фото Сергея Плыткевича
– Снимков лосей у меня тысячи, не хватало осенних. Во время гона лось ломает кусты, демонстрируя свою мощь, на рогах остаются ветки и трава. Эту "кучу" на рогах и хотел зафиксировать, – рассказывает фотограф.
Сопровождал егерь – для помощи и защиты.
– Выехали до рассвета. В отличие от ревущего оленя, сохатый "стонет". Мы шутим: олень требует самку, лось давит на жалость, – улыбается Сергей Плыткевич.
Услышав стон лося, егерь начал его подзывать.
– Я в 30 м впереди, лось идет на меня. Спрятался в высокой траве, жду, – рассказывает фотограф.
Лось – большое и опасное животное, его максимальный, официально зарегистрированный в Беларуси вес – 520 кг. Острые копыта – серьезное оружие, которое может проломить череп медведю или волку.
– Вокруг туман, животное на расстоянии 15-20 м. Встаю и фотографирую, – рассказывает Сергей Плыткевич.
Фото Сергея Плыткевича
Отскочив, лось постоял и продолжил движение к егерю. От резкого движения трава с рогов слетела, но удачный снимок был сделан.
Вспоминая тот день, фотограф признает: съемка была опасной.
– Во время гона лоси агрессивные, этот мог наброситься. По рогам определил возраст – 5-6 лет, самый расцвет сил. Тому, на кого нападет, точно не поздоровится, – объясняет фотограф.
Съемка длилась меньше минуты, а готовились к ней больше часа. Таковы особенности работы фотографа дикой природы.
Снимок, который не был сделан
А иногда бывает, что вместо снимка остается история. Одна из таких приключилась по дороге в Красный бор, куда фотограф вез посетителей.
Фото: Smartpress.by
– Я за рулем, в машине пассажиры, аппаратура – в багажнике. Впереди, на 90-м км от Минска, дорогу перебегает какое-то животное. Для зубра маловато, для кабана – великовато. Сбросил скорость до 20 км\час, еду, смотрю направо. А там – медведь на задних лапах! – эмоционально рассказывает Сергей Плыткевич.
Пассажир на переднем сиденье начал снимать телефоном, а у фотографа камеры нет…
– Выскочил из машины, полез в багажник. Медведь стоит – любопытно ему. Меняю широкоугольный объектив на длиннофокусный, только поднимаю фотоаппарат – медведь побежал. Я – за ним! – продолжает фотограф.
Отметив, что бежит со скоростью медведя, наш собеседник понадеялся обогнать зверя и сделать фото спереди.
– Бегу и вижу: у медведя пятки сверкают, видимо, не зря такая поговорка есть. Впереди – поваленное дерево. Медведь перепрыгивает – я за ним. И вдруг как молнией осенило: а вдруг это медвежонок, а в лесу – его мама? – улыбается Сергей Плыткевич.
Встреча с медведем может оказаться опасной, особенно если это голодный медведь-шатун или медведица с медвежатами.
– Медвежата до 2 лет могут ходить с мамой, а, когда медведь стоит, трудно определить его возраст. Поэтому я остановился и вернулся в машину, принеся вместо снимка впечатления, – завершает фотограф.
Впрочем, медведей Сергей Плыткевич снимал не раз. И решил, что один из них может проиллюстрировать эту историю.
Фото Сергея Плыткевича
Дикая природа Беларуси-2023
Напоминаем: до 31 декабря Сматрпресс ждет от своих читателей, среди которых много фотографов – любителей и профессионалов – фото зверей, рыб, птиц и насекомых. Ваши работы примут участие в фотоконкурсе "Дикая природа Беларуси"-2023.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.