У всех историй на селе есть одна особенность: они обрастают слухами, домыслами, несуществующими подробностями. Порой от первоначальной версии мало что остаётся. Как два молодых аиста остались на зимовку в Беларуси, точно никто не скажет. Теперь они живут в бывшем классе математики (в здании старой школы), греются у печки и не знают, что весной их планируют выпустить в дикую природу. Основная задача – откормить ослабленных птиц. А едят они, как оказалось, прилично: каждому аисту в день нужно по 700 граммов куриной печени, сердечек, голов.
– Сейчас вы узнаете, что такое настоящая деревня! – Екатерина Костюкова и сама плохо пробирается по сугробам, мы же идём за ней гуськом. В лицо ветер бросает снег, вьюга такая, что видишь только расстояние в пару метров, после – сплошная пелена. В голове проносится мысль: аисты могли бы остаться на зимовку где-нибудь поближе к Минску, но выбрали они другое место – деревню Высокое в Рогачёвском районе. Почти 250 километров от столицы.
Заходим в здание старой школы, теперь это хоспис для животных "Добреника", а Екатерина – председатель Гомельского объединения защиты животных. В вольерах – десятки собак, в отдельном здании – коты, в бывшем кабинете математики – аисты. Мы к ним не с пустыми руками, привезли куриную печень и сердечки.
– Заходите внутрь, сразу же закрывайте дверь, – говорит Екатерина.
И вот мы рядом с аистами. Один, поджав ногу, стоит на окне, другой – возле печки. Смотрим друг на друга.
– Молодцы какие, сразу позируют. Кстати, это мальчик, – женщина указывает на птицу ближе к нам. – Он и крупнее, и оперение у него другое. У девочки, которая стоит на окне, перьев меньше.
Декорации, в которых сейчас зимуют аисты, впечатляют. На стенах – стенды "Основные тригонометрические формулы", "Свойства ступеней", "Формулы сокращённого умножения". А напротив – сено на полу, ведро с водой и куски куриной печени.
Аистов зерном не прокормить, им нужно мясо
Два месяца назад Екатерине позвонила подруга из Довска (деревня в 30 километрах от Высокого – Смартпресс) и рассказала, что по улицам летают два аиста. Что с ними делать – непонятно. Уже начинались холода, вот-вот могли нагрянуть первые заморозки.
– Приезжаю, а аисты прибились к хозяйству одной местной женщины. По двору ходили куры, гуси, утки, воробьи и они, – смеётся зоозащитница, вспоминая первую встречу с аистами. – Говорят, в деревне есть гнездо и летом там появились четыре птенца. Видимо, этих двух родители не смогли докормить. Ещё по одной версии, кто-то из местных их приютил, закрыл в сарае, а потом выпустил на улицу. В любом случае птицы ослабленные, на перелёт не решились.
Оставить их в Довске местные не смогли, хоть очень за них переживали. Во-первых, птицам нужно какое-то помещение. Во-вторых, у них такой аппетит, что прокормить не каждый сможет. Почти полтора килограмма куриных сердечек, печени, голов, шей на двоих. Люди ошибочно думают: аистам достаточно зерна, но это не так.
По словам Екатерины, сложнее решиться приютить у себя птиц, чем за ними ухаживать.
– Как их поймала? С трудом, не спеша ходила за ними по двору, пока не дождалась нужного момента. Надо сразу сказать: у нас в стране есть закон "О животном мире". Он запрещает самостоятельно изымать диких птиц из природы. Поэтому мы сразу связались с председателем сельского совета, позже - с начальником Рогачевской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. И решили этот вопрос, – вводит нас в тонкости дикой природы Екатерина. – Когда аисты оказались в руках, еще раз убедилась: это подростки. Они не бились, не клевались, взрослая птица меня так бы отходила клювом, что мало не показалось бы. Они могут оставить существенные раны.
Аистов завернули в покрывало и перевезли на новое место – в деревню Высокое.
"Всё время выполаскивают еду в воде. Кажется, это замаскированные еноты"
К жизни в здании старой школы птицы адаптировались быстро. Екатерина это объясняет тем, что аисты всегда живут возле людей и не воспринимают их как самую страшную угрозу.
– Некоторые дикие животные гибнут из-за страха: как только видят человека, испытывают сильнейший стресс. И тут непонятно, что делать. Раненому животному нужно оказать помощь, но, чтобы оно выжило, порой нужно оставить в покое. С аистами проще. На вид они выглядят здоровыми, поэтому решила не травмировать: не везти на осмотр в ветеринарную клинику. Периодически фотографирую отходы птиц, отправляю специалисту. По снимкам многое можно понять,– говорит Екатерина Костюкова.
У неё задача – не только выходить, откормить аистов, но и не превратить в домашних птиц. Самка и самец летающие, есть все шансы вернуться в природу. Вот и приходится держать дистанцию. Аистов не кормят с рук, приносят еду, ведро с водой и уходят. Общение сведено к минимуму.
Женщина подхватывает ведро с водой и выходит на улицу:
– Они всё время выполаскивают в нём еду. Иногда кажется, что это замаскированные еноты.
Аисты с подоконника слетают на пол. Еда есть, воду заменили, пора растопить печку. Как только начинают трещать дрова, самец широко расправляет крылья – греется.
– Они отлично переносят температуру до минус 10 градусов, – уточняет наша собеседница. – Один год в деревне моей подруги осталось восемь аистов. Правда, все травмированные. Если не ошибаюсь, только один не выжил. Остальных мы быстро пристроили.
– Кому?!
– Людям, птица не выпускная (не летающая – Прим.). Деревенские забрали аистов себе. У кого-то они стали жить вместе с курами.
"Если животное не спасаешь ты – его никто не спасёт"
В деревню Высокое, где около тридцати хат, Екатерина переехала несколько лет назад. Она родилась и выросла в Гомеле, много лет отработала в сфере торговли, а потом решила посвятить жизнь животным. Теперь её день выглядит так: накормить всех животных, расчистить дорожки от снега, наносить дров и растопить печки, а потом опять нужно браться за лопату…
– Сразу планировали сделать хоспис для бездомных животных, где будут только инвалиды и собаки с кошками в возрасте. Но получилось иначе. Если животное не спасаешь ты – его никто не спасёт. В регионах с этим действительно проблема. Можно надеяться: вот опубликуешь объявление, и кто-то бросится спасать здоровых бездомных котят. Но так не происходит. Здесь немного другая психология у людей, поэтому за год из приюта забрали только двух собак. Одна поехала жить в Гомель, другая – в Чечерск, – отмечает зоозащитница.
Пока рассуждаем о благотворительности, о том, как прокормить столько подопечных, у аистов начинается выяснение отношений за еду. Они стали напротив друг друга, цепляются клювами и расправляют крылья. Самец более агрессивный и не подпускает самку, пока сам не поест. Мы его журим за такое "джентльменство", он быстро подхватывает куриную печень и улетает на подоконник.
В середине апреля Екатерина снова возьмёт покрывало, осторожно обернёт в него аистов и повезёт обратно в родные места.
– Рядом Днепр, много речушек и достаточно заболоченных мест с хорошей кормовой базой. Им будет проще в родных краях, – улыбается Екатерина. – Первое время птицы будут ещё ослабленными, так как не летели весной из Африки. Думаю, через несколько недель в дикой природе придут в норму: отъедятся, натренируют мышцы.
– Как думаете, они в своей родной деревне узнают родителей?
– Птицы семьями Рождество не встречают, – шутит зоозащитница. – Там другие отношения: выкормили птенцов – и до свидания. Эти аисты точно не смогут претендовать на гнездо родителей. Они сами будут выстраивать свою жизнь в природе, наберутся сил и в следующий раз полетят на зимовку в Африку.
Комментарий специалиста
Как рассказывает Смартпресс орнитолог Александр Винчевский, каждый год на зимовку в Беларуси остаются 10-20 аистов, иногда их число может доходить до сотни.
– Как правило, у птенцов небольшие шансы пережить зиму, – комментирует специалист. – Но, если есть незамерзающая речка или большая свалка, вполне могут выжить. Проблема не холод, а доступ к пище, ведь аисты – хищники. Чаще всего на зимовку остаются инвалиды, ослабленные или поздно вылетевшие из гнезда птенцы. Эти три группы естественным отбором обычно элиминируются (исключаются, устраняются – Смартпресс) – другим хищникам тоже нужно что-то есть.
– Может ли птица, оставшаяся на зиму здесь у людей, весной вернуться в дикую природу? Её примут свои?
– Да, может. Если её хорошо кормить, к весне она не будет ослабленной. Лучше перед выпуском на природу перевести аиста на лягушек, мышей и рыбу. И, конечно, её примут свои.
– Что делать, если видишь, что на улице зима, а возле сугробов летают аисты? Нужно кому-то об этом сообщать, например, зоозащитникам или в какие-то организации?
– Если аист летает, значит у него всё хорошо. Можно никому не звонить. Другое дело, если птица ранена. Есть Центр помощи диким животным в Беларуси, но возьмут ли туда аиста на долгую передержку – вопрос. Аисты любят мясо, а у общественной организации средства обычно очень ограничены. Большинство зоозащитников в стране занимаются спасением котов и собак, до диких животных руки просто не доходят.
– Если человек всё же решился помочь аисту, как его выхаживать в домашних условиях?
– Если аист здоров, с ним особых проблем нет. Ему нужны мясо, рыба и тёплая ночёвка. В квартире точно эту птицу не продержишь. С природоохранной точки зрения единичные оставшиеся или погибшие аисты не составляют проблемы для выживания популяции. Но с зоозащитной точки зрения каждая особь важна. Всего в Беларуси гнездится около 25 тысяч пар белых аистов.