К каждому лекарству производитель выпускает инструкцию. У кого-то она содержит буквально пару пунктов, а у кого-то – похожа на научную книгу с множеством глав. Все ли в ней полезно и понятно для человека без медобразования? И какие есть альтернативы бумажным инструкциям? Поговорили об этом с провизором, заведующей аптекой ООО “Искамед” № 116 Еленой Гиль.
Елена Гиль
Просят ли покупатели прочитать инструкцию перед покупкой лекарств, и нужно ли это делать?
Если человек покупает лекарство по рекомендации врача, то он редко интересуется инструкцией, рассказывает Елена Гиль. А вот если он подбирает для себя препарат самостоятельно, то нередко просит посмотреть инструкцию перед покупкой.
– В основном так делают пожилые люди. Молодежь и люди среднего возраста зачастую заранее читают инструкцию в интернете и приходят с запросом на определенный препарат. Конечно, если человек покупает лекарственный препарат самостоятельно, ему стоит ознакомиться с инструкцией: или заранее по интернету, или в аптеке. Иначе он может купить не то, что ему нужно.
Какую информацию в инструкции обычно читают для выбора нужного лекарства?
В основном интересуются такими разделами, как “Показания”, “Противопоказания”, “Побочное действие” и “Взаимодействие с другими препаратами”, рассказывает провизор. И в этом есть смысл.
– Таким образом покупатель понимает, подходит ли ему данный препарат и стоит ли его покупать, ведь лекарственные средства обмену и возврату не подлежат. Например, если в списке противопоказаний человек увидит свое хроническое заболевание, то становится ясно, что лекарственное средство ему не подходит. Реже читают способ приема: в основном для того, чтобы рассчитать, сколько потребуется препарата на курс лечения. А вот как принимать препарат, люди либо уже знают после консультации у врача, либо уточняют у нас.
Сами читают инструкцию или просят вас прочитать? И насколько быстро находят то, что нужно?
Елена Гиль рассказывает, что в большинстве случаев покупатели сами читают инструкцию, стоя у кассы. Изредка пожилые просят прочитать важный для них раздел: из-за плохого зрения им нелегко разобрать мелкий шрифт.
– Чаще всего люди быстро находят интересующую их информацию. А если нужно – мы всегда готовы помочь в поиске нужного раздела или разъяснения непонятных моментов. Инструкции написаны медицинским языком, и бывает, что покупатели уточняют какие-то термины. Больше затруднений возникает у людей в случае огромных инструкций с множеством разделов: там уже приходится помогать покупателю.
Так может, производителям стоит отказаться от таких “полотен” или вообще перейти от бумажных инструкций к QR-кодам на упаковке?
Такую систему успешно внедрили в Бельгии, Австралии, Испании, Японии, Сингапуре. Суть ее такова: человек сканирует с помощью смартфона QR-код на упаковке лекарства, и попадает на страницу с инструкцией. Провизор считает это неплохой идеей на будущее, но советует переходить от бумажных инструкций к QR-кодам постепенно.
– Сначала стоит комплектовать препараты все той же бумажной инструкцией и дополнительно наносить на упаковку QR-код, чтобы люди узнали, что это такое, и привыкли к этому. Когда такая система зарекомендует себя с положительной стороны, можно шаг за шагом отказываться от бумажных инструкций.
Если QR-код будет нанесен на лицевую сторону упаковки, то покупатели смогут самостоятельно изучать инструкции тех препаратов, что представлены в витринах аптеки. А затем уже подходить к провизору для консультации и покупки.
С помощью QR-кода покупатель может легко ознакомиться с инструкцией без помощи провизора (создано в Canva)
Если покупаешь не всю упаковку, а только один блистер или пакетик из пачки – инструкцию же вообще не дают?
Елена Гиль рассказывает: если человек покупает неполную упаковку, то в таком случае провизор в аптеке должен сделать покупателю ксерокопию инструкции, если тот пожелает.
– Но люди обычно отказываются, говоря: “Мы в интернете посмотрим”. Такую фразу в последнее время мы слышим всё чаще. Только старшее поколение обычно берет ксерокопию, и то редко. В большинстве случаев они покупают одни и те же препараты, которые принимают на регулярной основе, и все про них знают.
В данном случае пользу может принести QR-код, нанесенный на блистер: тогда человеку не нужно будет брать ксерокопию к препарату или искать ее в интернете.
Сгенерировано нейросетью Midjourney
А вы сами заглядываете в инструкции, если у покупателя возникают вопросы?
Елена Гиль объясняет, что производители периодически вносят изменения в инструкции. Поэтому провизоры не всегда полагаются лишь на свои знания, а тоже читают инструкции или находят нужную информацию онлайн в базе данных Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении. Это позволяет дать покупателю наиболее точную информацию по лекарственному препарату.
Автор: Ирина Ивлиева, фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.