Может ли уже сегодня человек остановить свои биологические часы? Обмануть цифры в паспорте? Возможно ли выбирать цвет глаз, пол и способности будущего ребенка? Как вообще соотнести научные открытия и биоэтику? Мы поговорили в кулуарах 5-го минского форума науки и бизнеса “Инновационный шторм” с известным популяризатором медицинской науки, врачом, автором популярных медицинских каналов Алексеем Водовозовым.
Алексей Водовозов, врач и научный журналист.
Некоторые ученые считают, что 140 лет – запас прочности человеческого тела. Это реальная цифра?
Сегодня у нас самая долгая зафиксированная продолжительность жизни – 122,5 года. Кстати, в списке долгожителей первые 15 мест занимают женщины. Мужчины сильно отстают. Причина – тестостерон. Он сильно сокращает продолжительность жизни. А женские гормоны – эстроген и прогестерон – наоборот, увеличивают и попутно защищают, например, от ишемической болезни сердца.
Мы можем удлинить жизнь, но вопрос, что конкретно мы будем удлинять? Дополнительные 20 лет деменции? Я не хочу. Если мы хотим выйти на биологическую зрелость и законсервироваться в этом состоянии, то так не бывает.
А как же миллиардер Брайан Джонсон, который "остановил биологические часы"?
Это пиар! Он пьет около сотни таблеток в сутки. У него печень должна быть запасная! Либо эти препараты не работают, если они не действуют на печень.
Есть очень интересная вещь – ошибка выжившего. Мы знаем про дельфинов, которые подталкивают людей к берегу, но про тех, кто утащил человека в море, никто не слышал. Но их примерно столько же. Бывают люди, которые выигрывают в генетическую лотерею. Есть такое понятие как SNP – однонуклеотидный полиморфизм – единичные изменения в генах.
Брайан Джонсон, фото: Инстаграм
Это про людей, которые не стареют?
Стареют все. Но у них есть предрасположенность к долгожительству. Есть целые семьи долгожителей и у них очень неплохая физическая форма. Такой человек может делать с собой всё что угодно и будет выглядеть хорошо.
Брайан Джонсон говорит, что его биологический возраст открутился. Это сразу ошибка. Мы считаем бииологический возраст по окостенениям. Мы достигаем биологической зрелости, когда у нас закрываются точки окостенения. У кого–то в 20 лет, у кого-то в 25, у кого-то в 30. На этом все.
Идеи увеличить продолжительность жизни путем переливания крови сейчас реализуются на мышах – некоторые показатели становятся чуть получше. Но неизвестно, изменились ли у них биологические процессы. Ведь время вспять не повернуть.
Есть интересная история Элизабет Пэрриш, которая себе ввела аденовирусный вектор (американка Элизабет Пэрриш имеет статус первой генно-модифицированной женщины. Она в 2015 году с помощью генной терапии добилась изменения длины теломеров, отростков хромосом, которые отвечают за процессы старения, что косвенно свидетельствует об омоложении – Смартпресс)
Она приезжала в Москву, я ее видел. Она выглядит на свой возраст, неплохо, но на свой. И основными доказательствами служат ее самоощущения. С другой стороны, в 2022 году вышла работа ее группы с опытами на мышах. Там было зафиксировано некоторое увеличение продолжительности жизни.
Элизабет Пэрриш
Невозможно затормозить период идеального состояния тела? Бессмертие недостижимо?
Есть показатель – соотношение массы тела и продолжительности жизни – чем меньше масса, тем короче жизнь. И здесь человек укладывается в средние показатели.
Самый близкий для нас долгожитель – гренландский кит. Он живет в среднем 210 лет. Но это огромная туша! За счет этого у него замедлены процессы обмена, плюс он живет в холодных водах. Это тоже своеобразный консервант. А всё, что близко к нам, живет примерно столько же.
Но в природе есть животные, которые живут кратно дольше. Например, ночница Брандта – летучая мышь, которая живет 40 лет, в 10 раз больше подобных по размеру животных. Почему–то в ходе многомиллионной эволюции у них случайно появилась такая бонусная возможность. А еще у слепых землекопов.
Но у нас есть даже бессмертные животные: гидры, медузы. Гидра не умирает. Ее можно только убить. Это колония кишечнополостных, которая состоит из мелких организмов. Они погибают, а на их место встают новые. Также и с медузой. Медуза может жить бесконечно, пока ее не разорвет на части.
Ночница Брандта, фото: inaturalist.org
А апгрейд тела уже возможен? Физических, умственных функций?
Смотря что считать апгрейдом. Нейроинтерфейсы уже сегодня позволяют силой мысли управлять внешними устройствами. Например, если человек потерял возможность двигать своим телом (рассеянный склероз, спинальная травма или еще что-то).
Еще чисто теоретически два человека уже могут обмениваться мыслями – для этого нужно в голове каждого поместить имплантат и связать их между собой. Можно это рассматривать как апгрейд?
Это внедряется в медицинских целях и очень ограниченно – это невероятно дорого. Удешевится ли эта технология, неизвестно. Не очень понятно, зачем она нужна – она работает пока на коротких расстояниях. По телефону передать мысль не получится.
Так это может быть полезно карточным шулерам?
Ну такая модификация видна, ее не скроешь... Пока.
Что касается апгрейда физических возможностей, у нас есть определенный предел. Можно усилить мышечные сокращения, но при избыточных нагрузках сухожилие, которое прикрепляется к кости, может просто оторваться.
Но если говорить о возвращении утраченных функций или усилении существующих, то здесь больше вариантов. Один из них – экзоскелет. Это на сегодня активно развивающаяся область, но там есть слабое звено – источник питания. Автономность таких устройств пока от получаса до 2 часов максимум.
Экзоскелет – это как у марвеловских героев?
Да, даже скорее фильм “Чужие”, либо первый "Аватар".
Сначала об этом задумались военные по понятной причине – на солдата можно будет нагрузить невероятное количество всего. И все это уперлось в источники питания. Не получается на сегодняшних аккумуляторах достичь хоть какой-то приемлемой автономности. Хотя бы в пределах 8 часов.
Эллен Рипли управляет экзоскелетом, кадр из фильма “Чужие” (1986)
А мы можем проводить изменения на уровне ДНК?
Если мы посмотрим с точки зрения возможностей – они есть. Мы прочитали весь геном человека. Мы не то, чтобы разобрались в нем – это книга без оглавления, но в некоторых местах есть закладки.
Вопрос сразу упирается в биологическую этику. Одно время этики от нас, ученых, на дистанции отстали. А теперь догнали и даже перегнали. И говорят: фиг вам, а не редактирование генома.
В каких местах есть закладки?
Мы можем бороться с некоторыми моногенными заболеваниями. Имеется в виду, когда один ген отвечает за одну проблему. Спинально–мышечная атрофия 1-го типа, например. Все знают такой препарат "Золгенсма", самый дорогой в мире. Он устраняет на генном уровне причину недуга, и такой человек не только сам живет хорошо, но имеет возможность на здоровое потомство.
Еще есть врожденная патология – у человека после рождения постепенно гаснет свет в глазах. Постепенно, но необратимо – перестает вырабатываться зрительный пигмент. Проблема решается одним уколом в глаз геннотерапевтического препарата, он ставит на место правильную копию гена и возвращает возможность видеть.
Есть заболевания, которые мы умеем диагностировать и которые связаны конкретными поломками генома. Чисто теоретически мы можем корректировать даже на уровне эмбриона. С одной стороны, эмбрион исправить проще. С другой, есть риск, исправляя что–то одно, нарушить другое. А что конкретно можно нарушить мы не знаем, эксперименты невозможны.
А эксперименты на животных?
Если мы будем редактировать геном мышей, будет хорошо мышам, не нам.
В этом году проводился один из очень интересных экспериментов – попытка вырастить в свинье человеческую почку. Остановили рост на трех неделях. Дальше нельзя, это же будет химера свиньи и человека! Мы не можем отбросить мифы – это очень важная часть жизни. Как минимум две основные мировые религии будут сильно против свиней. Это нельзя не учитывать, хотя это одно из тех направлений, где мы бы могли работать.
Есть еще одна опасность – монетизация. Например, вы можете захотеть выбрать цвет глаз ребенка. Мы это уже можем сделать. Идем дальше – вы можете выбрать пол ребенка, а вот это уже другая история. В некоторых культурах рождение девочки – вообще крах семьи. А значит пойдет перекос по гендерному типу. Но рано или поздно появится серый и черный рынок. Как только это станет более доступно.
Беседовала Юлия Кочубей, фото автора, организаторов V Минского инновационного шторма и из открытых источников
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.