Есть люди, которых волосы, оставшиеся на щетке после утреннего расчесывания, необоснованно приводят в ужас. Другие же ничего не замечают, пока при очередном привычном собирании волос в хвост вдруг не почувствуют, что его толщина значительно уменьшилась, а сами волосы истончились. Так когда выпадение волос является физиологической нормой, а в каком случае грозит перерасти в диагноз? Что такое патологическое облысение и какие признаки должны стать сигналом, чтобы немедленно показаться врачу? Об этом Смартпресс рассказала врач дерматовенеролог, трихолог диагностического медицинского центра "Грандмедика" Татьяна Богдановская.
"Самый молодой пациент в моей практике — дошкольник"
— Почему человек начинает лысеть?
— Прежде, чем говорить об облысении, давайте разберемся, что есть норма. Все волосы на нашем теле растут согласно определенным циклам. Это последовательная смена трех стадий: роста, торможения и выпадения. Каждая из стадий запрограммирована организмом на конкретную длительность. Например, в фазе роста волос находится несколько лет, в фазе выпадения — около трех месяцев. Если бы мы исследовали волосы на нашей голове, то обнаружили, что около 90% волос находится в фазе роста.
Иногда мы замечаем, что волос начинает выпадать больше, чем обычно. Это может быть вариантом нормы. Исследования показывают, с марта по апрель и с сентября по октябрь мы теряем волосы чуть активнее. Но при этом их количество все равно остается в пределах допустимого. Если же по тем или иным причинам нарушается запрограммированная цикличность и в фазе выпадения оказывается значительно больше волос, мы начинаем разговор об алопеции: усиленном выпадении волос либо патологическом облысении, связанным с повреждением волосяного фолликула.
— При расчесывании на щетке остаются волосы. Как понять, что это последствия физиологической смены волос, а не начало болезни?
— Как правило, люди приходят к врачу с жалобами на очень активное выпадение волос, которое сложно игнорировать. Например, один мой пациент говорил: "Это невозможно! Мои волосы везде: на подушке, на одежде, в ванной, после мытья головы. Мне кажется, я скоро совсем облысею". Кто-то же не наблюдает такого активного выпадения, но вдруг замечает в зеркале, что стал "светиться" пробор. Это именно те варианты жалоб, которые могут (и должны) привести человека к врачу.
— Что может спровоцировать такую ситуацию?
— Причин выпадения волос много. Это могут быть как внешние, так и внутренние факторы: генетические особенности пациента, его гормональный фон, аутоиммунные проблемы, воспалительные состояния кожи волосистой части головы, недостаток определенных микроэлементов, витаминов, интоксикации, воздействие некоторых лекарств, стрессы. Даже привычная горожанам загазованность, наличие различных химических примесей в окружающем нас воздухе.
Самый молодой пациент в моей практике — дошкольник. Ребенок только начал посещать детский сад, возможно, это стало для него стрессовой ситуацией. К тому же в этот период он стал чаще болеть, обследование выявило у малыша признаки скрытого железодефицита. Своевременное обследование и лечение привело к полному восстановлению роста волос.
"Около 2-5% женщин в возрасте до 30 лет сталкиваются с алопецией"
— С проблемами облысения касаются только мужчин?
— Конечно, облысение не является исключительно мужской проблемой. Да, существует андрогенетическая алопеция, связанная с воздействием на волосы определенных мужских половых гормонов. Согласно исследованиям, к 50 годам около половины мужского населения имеет ее признаки разной степени выраженности. У женщин эта форма выпадения волос встречается реже, в основном возникает в период менопаузальных изменений. Но около 2-5% женщин в возрасте до 30 лет имеют симптомы андрогенетической потери волос.
Существуют и другие варианты развития выпадения волос. Острая телогеновая, когда волосы выпадают по всей голове. Очаговые (как следует из названия, волосы выпадают не равномерно, а очагами) и рубцующие (при которых волосяные фолликулы повреждают рубцы) алопеции. У этих форм болезни нет ограничений ни по гендерному составу пациентов, ни по возрастному.
— Вопрос внешности для некоторых настолько щепетилен, что они готовы скорее прибегнуть к народным рецептам, чем записаться к доктору.
— Ко мне часто приходят пациенты, пытавшиеся до этого лечиться самостоятельно. Я не отрицаю весь накопленный опыт народной фитотерапии. Но, к сожалению, в интернете сейчас хватает псевдонаучных рекомендаций, которые в лучшем случае не навредят, но могут и значительно ухудшить состояние волос. Например, всевозможные масляные укутывания могут принести как пользу, так и вред в зависимости от стадии заболевания.
Даже самые действенные методы народной медицины могут не помочь конкретному пациенту, если своевременно не устраняется причина выпадения волос. Человек же тратит на эти эксперименты ненужные усилия и теряет время. Это можно сравнить с лесным пожаром, если вместо того, чтобы его тушить, мы вдруг начнем заниматься подкормкой деревьев очень хорошими удобрениями.
Лично для меня из самых экзотических "нетрадиционных" методов, используемых пациентами, до сих пор остается уринотерапия. Хорошо, что в последнее время популярность лечения мочой значительно уменьшилась. Но хоть и редко, вопросы об этом методе продолжают звучать в моем кабинете.
— С какими мифами вы чаще всего сталкиваетесь в своей практике?
— Один из самых распространенных, касающихся волос, — будто бы бритье влияет на их состояние, усиливая рост. Увы, к этому нет никаких научных предпосылок.
"Сейчас очень много пациентов с так называемым постковидным выпадением волос"
— Какой процент потери волос считается еще возможным восстановить?
— Выпадение волос может быть значительным. При острой телогеновой алопеции может выпасть до 50-70% волос, при проведении химиотерапии у онкобольных процент бывает еще выше. Однако даже такие пугающие цифры потерь можно полностью восстановить, так как при данных состояниях не происходит атрофии места образования волоса.
Сейчас ко мне на прием приходит очень много пациентов с так называемым постковидным выпадением волос. Несмотря на возможную остроту процесса и большой процент выпадения волос, это та ситуация, которую мы берем под контроль и приводим к полному восстановлению.
— Любой ли вид алопеции поддается усилиям врачей?
— Мне хотелось бы ответить "да", но, увы, медицина не всесильна. Я вспоминаю одного из своих первых пациентов — подростка 14 лет, у которого за очень короткий срок выпали все волосы на теле, включая области бровей, ресниц и волосистой части головы. Мы проводили активное обследование, лечение, ребенок консультировался у лучших дерматологов республики, но, увы, процесс был необратим. Так бывает, когда организм по каким-то причинам начинает воспринимать свои собственные волосы, как что-то инородное и уничтожает их.
Также к непоправимой потере волос могут привести склеродермия, красная волчанка, волосяной лишай и другие заболевания, вызывающие образование стойких рубцов на волосистой части головы. Эти рубцы повреждают волосяные фолликулы. К счастью, такие болезни достаточно редки. Основная же масса состояний, приводящих к потере волос, достаточно неплохо поддается лечению.
— Какие новые способы лечения появились за последние два десятилетия?
— Любая наука идет вперед, и трихология тут не исключение. К примеру, швейцарские фармацевты разработали новый препарат для лечения андрогенетической алопеции, уменьшающий вероятность побочных эффектов. Появились специальные формы раствора мелатонина для местного применения, оказывающие хороший эффект при лечении андрогенетической алопеции у женщин.
Врачи все чаще обращаются к обогащенной тромбоцитами плазме: она активизирует рост волос и укрепляет их. Перспективным считается использование низкоинтенсивного лазерного излучения, способствующего продлению стадии роста волос. Для нормализации состояния кожи головы нынешние пациенты могут пройти курс мезотрихологии: инъекций в определенные зоны различных многокомпонентных коктейлей из лекарственных веществ, которые оказывают положительное влияние на рост волос.
Будущее за исследованиями стволовых клеток фолликулярного происхождения, а также за различными технологиями по культивированию тканей волосяного фолликула. Но, безусловно, все новые методы терапии не перечеркивают базовых подходов к лечению различных форм выпадения волос.
— Человек решился записаться на прием к трихологу. Что его ждет в кабинете?
— Врачу нужно определить те повреждающие факторы, которые привели к выпадению волос. Для этого необходимо расспросить пациента, провести осмотр, возможно, назначить дополнительные исследования. Например, с помощью лампы Вуда рассмотреть кожу пациента. Этот специальный прибор генерирует ультрафиолетовое излучение определенного волнового диапазона. От здоровой кожи исходит ровное синеватое свечение, в вот пораженные участки меняют свой цвет: при микроспории кожа зеленоватая, эритразме — ярко-красная, фавусе — бледно-серебристая, покрытая отрубевидным лишаем будет выглядеть буро-желтой.
Поставив окончательный диагноз, вам назначат необходимое лечение. Настройтесь, пожалуйста, на длинную дистанцию: ни одна форма выпадения не излечивается за пару недель. Некоторые пациенты, не получив через 7-14 дней желаемого эффекта, разочаровываются и идут к другому врачу. На мой взгляд, такая поспешность ошибочна. Все-таки стоит понимать, что минимальный период терапии — три месяца.
— О чем нужно помнить, чтобы выпадение волос не повторилось?
— Основные формы облысения вылечить можно. В некоторых случаях, например, при андрогенетической алопеции, время вспять повернуть не получится, но можно добиться сдерживающего эффекта. Никто, к сожалению, не застрахован от повторных эпизодов выпадения волос. В качестве профилактики своим пациентам я советую защищать волосы от перепадов температур, избыточного солнечного излучения. Старайтесь не заплетать тугие косы, "конский хвост", не носить давящие резинки, заколки и обручи, из-за чего волосы испытывают активное натяжение. Жесткие диеты, приводящие к быстрому похудению, тоже не лучшим образом скажутся на прическе. В целом стоит проверить свой рацион: хватает ли вам продуктов, содержащих железо, цинк, медь, белок, различные витамины? И не забывайте о достаточном сне и отдыхе, который лучше всего проводить за городом, на природе.
Анастасия Панкратова
Фото Анны Шарко