Это лето запомнится нам нестабильной погодой и гонкой “успеть попробовать все новинки мороженого”: кажется, морозильные камеры гипермаркетов пополнялись чем-то новеньким буквально каждую неделю. Не все вкусы приживутся – и какие-то “хиты” исчезнут с прилавков уже в следующем сезоне. Почему? И можно ли предсказать, какой вкус “выстрелит”, а какой – останется экспериментом? Отправились в Марьину Горку на производство Морозпродукта”,  и поговорили с технологами – людьми, которые стоят за бестселлерами компании. 

Кто сочиняет вкусы мороженого_1.png
Кто сочиняет вкусы мороженого_2.pngНа заводе “Морозпродукт” в Марьиной горке

Знают, будет ли мороженое вкусным, еще до пробы 

Главный технолог “Морозпродукта” Татьяна Габрусева работает в компании с 1998 года – то есть с момента основания. Именно под ее началом выпускались первые партии мороженого – эскимо в глазури “Триумф”, рожки, знаменитые “Гоши” и другие хиты. 

Застаем Татьяну в лаборатории. В руках у нее – емкость с ароматной нежно-оранжевой массой. 

Кто сочиняет вкусы мороженого_3.JPGГлавный технолог за работой

– Отрабатываем рецептуру нового мороженого, – поясняет технолог. – Первая дегустация уже прошла. Вкус нас устроил, так что сегодня подбираем цвет: решили сделать его более приглушенным. 

– Это промежуточный этап или уже финальный? – интересуемся.

– А кто знает? Иногда все “срастается” сразу – и на основе тестового образца запускаем продукт. А бывает, приходится делать по 5-6 тестовых партий. Подбираем компоненты, меняем дозировки, пробуем снова. 

Кто сочиняет вкусы мороженого_4.JPG
Перед этим, объясняет технолог, вся работа происходит “на бумаге”: составляется рецептура, у производителей ингредиентов запрашиваются спецификации – с описанием состава, свойств, условий хранения и других характеристик. Если всё подходит – заказываются образцы сырья, и в лаборатории производят килограмм тестовой смеси: так удобнее потом рассчитать рецептуру на тонну мороженого. 

– Но мы уже настолько долго работаем, что часто только по рецепту, безо всяких тестов понимаем, будет ли мороженое вкусным – это уже дело опыта, – добавляет Ирина Морголь – ведущий технолог. Она пришла на “Морозпродукт” пятью годами позже Татьяны – в 2003-м. 

Кто сочиняет вкусы мороженого_5.JPGТехнологический отдел “Морозпродукта”. Ирина – крайняя справа

Мороженое с дурианом? Точно нет

Многие думают, что технолог может бесконечно экспериментировать с рецептурами и генерировать вкусовые сочетания одно за другим. Это заблуждение. 

– Для того, чтобы поставить новый продукт на производство, требуется до полугода, – поясняют Татьяна и Ирина. – И будет обидно, если он “просуществует” на рынке недолго. “Модных” вкусов и вкусов, которые будет интересно попробовать, много. Но какие-то мы не можем выпустить из-за ограничений законодательства – например, создать мороженое, в котором будет содержаться алкоголь. 

Бывают ситуации, когда вкус просто не ложится на молоко – хотя в теории должен. Как-то мы много экспериментировали с одним фруктовым вкусом (с каким именно, просили не раскрывать: коммерческая тайна – Прим. редакции). Сколько мы намучились с ароматизаторами, – ну не “работает” этот фрукт на жирной молочной основе! 

Кто сочиняет вкусы мороженого_6.JPG
– А есть вкусы, которые просто чужие для менталитета белорусов, россиян, – добавляет Татьяна. – Однажды в Таллине я пробовала чесночное мороженое. Его подавали с клубникой – очень интересное сочетание! Но мы бы не стали предлагать что-то подобное нашим покупателям – как и мороженое, например, с дурианом. 

– Лет 7 назад мы делали мороженое с клюквенным наполнителем и жгучим перцем, – вспоминает Ирина. – Это было “вау” на полтора сезона, хотя вкус получился отличный. Мы любим, когда у мороженого – длинный жизненный цикл, как у наших линеек с советской темой (бренды “20 копеек”, “28 копеек”, “Лакомая трубочка”) или “Каприза”. 

Почему на печенье мороженого “Каприз” изображен попугай?

Это один из самых популярных вопросов от покупателей, отмечают технологи. 

– “Гоша” – первая торговая марка компании, и раньше на каждую упаковку мороженого мы ставили фирменный логотип в виде попугайчика, – поясняет Ирина. – В те времена создавались и “Капризы” – так попугайчик попал на печенье. Со временем логотип немного поменяли, но на печенье остался самый первый, “исторический” дизайн. 

Кто сочиняет вкусы мороженого_8.png
Кто сочиняет вкусы мороженого_9.png
Кто сочиняет вкусы мороженого_10.JPGТак делают мороженое “Каприз”

При этом вкус, который “живет” на “Морозпродукте” дольше всех и неизменно пользуется спросом, нельзя назвать базовым, классическим. Мороженое со вкусом рома, шоколадным наполнителем и изюмом – вот настоящий продукт-долгожитель компании. Его придумали и запустили в продажу... 24 года назад! 

Кто сочиняет вкусы мороженого_11.JPGБаночки со вкусом “Ром-изюм-шоколад”

Советское мороженое было самым вкусным? 

Завод “Морозпродукта” в Марьиной горке, на котором мы находимся, построили в 2013-м. До этого же производство компании размещалось неподалеку от поселка Дружный (в 45 км от Минска). А самая первая линия мороженого, запущенная в конце 90-х, была “заточена” только под изготовление эскимо. 

С того времени появилась не только масса новых форматов и вкусов – эволюционировало и само мороженое: стали доступны новые компоненты, усилители вкуса, стабилизаторы. Татьяна и Ирина отмечают, что есть люди, которые до сих боятся “ешек” и искусственных или незнакомых для них ингредиентов – хотя во многом благодаря им мороженое получается вкусным, правильной консистенции. Выбор добавок, как и вся деятельность технолога, строго регламентируется стандартами качества и безопасности (ГОСТами, санитарными требованиями и т.д.). Иначе продукт просто не допустят до прилавков магазинов. 

Кто сочиняет вкусы мороженого_13.png
Кто сочиняет вкусы мороженого_12.png
– Например, в том самом “особенно вкусном” советском мороженом в качестве стабилизаторов использовали крахмал, муку, желатин – самые простые ингредиенты, – поясняет Татьяна. – Сегодня – камедь рожкового дерева (Е410), каррагинан (Е407), гуаровую камедь (Е412). Это вещества натурального происхождения. Они свертывают свободную воду в смеси, не давая ей превратиться в лед, и помогают создать кремовую структуру, которой не было у мороженого “старого образца”. Никто никогда не боялся лимонной кислоты – хотя это тоже “ешка”: регулятор кислотности Е33. 

Мнение старшего поколения о том, что раньше мороженое было лучше, – ностальгия по молодости, – добавляет Ирина. – Самое вкусное мороженое делают сегодня. 

Кто сочиняет вкусы мороженого_14.JPG
А можно ли сделать хорошее мороженое в домашних условиях? Наши собеседницы относятся к этой идее скептически. 

– Конечно, можно взбить сливки, смешать их со сгущенкой и вареньем, заморозить – но это будет совсем другой продукт, – рассуждает Ирина. – Даже если использовать мороженицу. Например, дома невозможно провести гомогенизацию (когда молочный жир разбивается на мельчайшие частицы) или фризерование – когда смесь частично замораживается до -4 градусов и при этом интенсивно взбивается до консистенции густой сметаны. Если убрать из процесса приготовления массу “фабричных” нюансов, мы получим мороженое с кристаллами льда, которое будет скрипеть на зубах. А ведь правильная, гладкая структура продукта – проводник вкуса. 

Кто сочиняет вкусы мороженого_15.JPG
Напоследок задаем технологам немного личный вопрос: есть ли вкусы, которыми они особенно гордятся?

– Это все равно что у матери спросить: ты какого ребенка больше любишь – старшего или младшего? – отвечают нам. – Мы любим все вкусы, которые создаем – всех наших “детей”. Даже “непослушных” – тех, которые продавались не так хорошо, как хотелось бы.

Автор: Вера Рогатко, фото: Елена Таборко

*Партнерский материал

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.