Одно из самых страшных ДТП в Беларуси произошло более 44 лет назад – весной 1980 года загорелся бензин, вытекший из опрокинувшегося бензовоза. Сгорело 22 человека… О трагедиях, связанных с перевозками опасных грузов автотранспортом, оборудовании и правилах, которые необходимо соблюдать, рассказываем в очередной статье научно-популярного цикла "Опасные грузы", который Смартпресс подготовил при поддержке экспертов в перевозках любой степени сложности и наливных грузов любой степени опасности, компании Proliv.
Бензовозы могут перевозить более 50 тонн топлива
В Минске в 1980 году в бензиновой луже сгорел "Икарус"
В марте 1980 года на кольце Запорожской площади перевернулся бензовоз, из которого вытекал бензин. Вслед за ним остановились "Москвич" (автомобиль "Скорой помощи") и рейсовый "Икарус" 62-го маршрута. Водитель "Москвича" попытался выехать из бензиновой лужи и (как выяснилось позже) из выхлопной трубы автомобиля проскочила искра, воспламенившая топливо. "Икарус" оказался в огне, а когда водитель попытался выехать из пекла, автобус заглох…
Реконструкция событий трагедии 3 марта 1980 года
В катастрофе погибло 22 пассажира, спаслось всего 9. Водитель-стажер автобуса умер от ожогов в больнице через несколько дней. Расходы на похороны погибших взяло на себя государство, выжившим выделили квартиры и выплатили по 3 тысячи рублей. Виновными в трагедии были признаны водитель бензовоза (получил 12 лет тюрьмы) и водитель "Москвича" (был осужден на 5 лет).
Грузовики, перевозящие легко воспламеняемые вещества, горят, как в кино
Именно бензовозы чаще всего попадают в ДТП из числа автотранспорта, перевозящего опасные грузы. А данные Бюро транспорта США показывают, что аварии с грузовиками, перемещавшими опасные грузы, приводят к в 16 раз большему числу смертей, чем аварии с поездами. С 1975 по 2021 годы из-за аварий грузовиков произошло 380 смертей, а поезда, перевозившие опасные грузы, за это же время унесли 23 жизни.
И это при том, что для перевозчиков опасных грузов существуют отдельные, очень строгие требования. Для водителей это дополнительные медобследования и курсы переподготовки, проверка знаний по вопросам охраны труда не реже раза в год, запрет на курение в кабине и вообще на расстоянии ближе 50 метров от автомобиля (если речь идет о горючих жидкостях).
Как устроены цистерны бензовоза?
Цистерны для перевозки легковоспламеняемых жидкостей (того же бензина, например), тоже проектируются с учетом особых требований. Например, они могут быть только овальными (но не круглыми) или прямоугольными. Такая форма помогает распределить нагрузки на оси.
Бензовоз, перевернувшийся в Хабаровском крае
Цистерна может быть разделена на 3 отсека. Учитывая, что бензин и дизтопливо интенсивно испаряются, в цистерне устанавливаются дополнительные кольца жесткости, чтобы ее не разорвало. А внутри она оснащена специальными перегородками-"волногасителями", которые предотвращают "бултыхание" содержимого и трение жидкости о поверхность стенок.
На современные цистерны устанавливаются специальные устройства заземления (УЗА). А раньше их роль исполняла обычная металлическая цепь, которая волочилась за бензовозом, забавно позвякивая. Старожилы помнят.
Также на бензовозах устанавливаются датчики контроля уровня топлива, специальные "дыхательные" клапаны (чтобы в цистернах не повышалось давление), а вся проводка надежно экранирована. Присутствуют дополнительные огнетушители и емкости с песком. И, конечно же, на бензовозах огромными буквами написано “ОГНЕОПАСНО” Такие цистерны видны издалека – чаще всего они оранжевого цвета.
Внизу (прямо под лестницей) на бензовозе висит "заземляющая цепь"
Во время воровства бензина погибли сотни человек
Но даже несмотря на все меры безопасности, практически ежегодно в мире случаются жуткие катастрофы, когда из-за взрывов бензовозов гибнут десятки и сотни людей. Чаще всего это происходит в африканских и латиноамериканских странах. И, во многих случаях, трагедии являются следствием обычной человеческой жадности и глупости.
Катастрофа в Танзании
В августе 2019 года в городе Морогоро (Танзания), перевернулся бензовоз, из которого начал вытекать бензин. Трасса была оживленной, сразу образовалась толпа зевак в полторы сотни человек, бросивших свой транспорт прямо на проезжей части. Из-за этого эвакуация пострадавших и подъезд спасателей были затруднены. Более того, собравшиеся начали активно собирать разлившийся бензин в канистры – и продолжали это делать даже после того, как бензовоз загорелся. Как итог – более 100 погибших.
Похожая ситуация произошла и в Пакистане в июле 2017-го: к перевернувшемуся бензовозу, который перевозил 50 тонн топлива, со всей округи сбежались местные жители – собирать разлившийся бензин. В близлежащей деревне о такой возможности объявили даже через громкоговоритель, установленный на мечети. Собралось около 500 человек. А через 10 минут бензовоз взорвался: как утверждают очевидцы, один из "сборщиков" решил закурить. Погибло, в общей сложности, 219 человек.
Жители деревни Трасадеро с подходящими емкостями спешат к месту аварии бензовоза
Летом 2020 года инцидент произошел в деревне Трасадеро (Колумбия). Водитель бензовоза совершил резкий маневр, объезжая вышедшего на дорогу крокодила. В результате цистерна перевернулась, а из соседней деревни прибежали местные жители с ведрами – сливать бензин. Двое наиболее "продвинутых" местных жителей решили заодно снять и аккумулятор с автомобиля. В процессе этого действа проскочила искра и бензовоз взорвался. Погибло 45 человек.
Танки и пчелы – тоже опасные грузы
Конечно же, перевозка опасных грузов автотранспортом не ограничивается бензином и другими легковоспламеняющимися жидкостями. Таких грузов – огромное количество. Например, боевые танки. Их перевозят на мощных, как правило, армейских, тралах. И инцидентов с ними тоже немало.
Танк Т-34 упал с лафета в Курске во время парада в 2018 году
В 2013 году в Гродно танки с трала падали дважды за год! В первый раз это произошло 23 февраля, во время выставки военной техники на площади Тизенгауза. Танк просто не смог нормально заехать на лафет и упал.
А второй инцидент произошел 3 июля и тоже во время выставки военной техники на той же площади. Тягач, который вёз танк, сильно разогнался и на одном из поворотов боевая машина просто слетела с трала. К счастью, в обоих случаях обошлось без пострадавших.
Именно поэтому одно из основных требований при перевозке опасных грузов – надежное крепление перевозимого.
Впрочем, в американском Сан-Антонио в 2021 году произошел еще более казусный случай. Прямо в центре полуторамиллионного города перевернулся 18-колесный трак, перевозивший… 400 ульев медоносных пчел. Учитывая, что в каждом из ульев находилась пчелиная семья в 20-25 тыс насекомых, на воле оказалось несколько миллионов не очень дружелюбно настроенных пчел. На удивление, никто не пострадал (по заявлению местных властей). А большинство пчел (их перевозили из Флориды в Калифорнию для опыления миндальных садов) погибло – пожарные залили из пеной в целях безопасности. Части насекомых удалось улететь.
Спасатели Сан-Антонио ищут сбежавших пчел
Кстати, физические лица тоже могут перевозить грузы, которые относятся к категории опасных. В том случае, если эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для личного потребления, использования в быту, досуга или спорта.
Необходимое условие – должны быть приняты меры для предотвращения любой утечки (просыпания) содержимого в нормальных условиях перевозки. А в случаях с легковоспламеняющимися жидкостями в многоразовых сосудах, то общий объем не должен превышать 60 литров на один сосуд и 240 литров на одно транспортное средство.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.