Почему в самолет не пропустят с мощным повербанком от 50000 мА·ч и зажигалкой Zippo, а жидкости в емкостях более 100 мл придется сдать в багаж? Ограничений в самолетах действительно значительно больше, чем в наземном или водном транспорте. С чем это связано и кто устанавливает правила авиаперевозок, разбираемся в новой статье цикла "Опасные грузы", который Смартпресс подготовил при поддержке экспертов в перевозках любой степени сложности и наливных грузов любой степени опасности, компании Proliv.
Загрузка самолета
Кто устанавливает правила авиаперевозок?
Около полутора лет назад чартерный рейс, перевозивший шведский футбольный клуб "Гетеборг" на тренировочный сбор в Испанию, совершил экстренную посадку в Копенгагене. Перед этим пилот по громкой связи объявил: "У меня странное объявление. Нам стало известно, что у нас на борту около 30 надутых мячей. Из-за риска того, что они могут взорваться, нам нужно сделать посадку в Копенгагене". И пусть случай выглядит казусным (тем более, что, как оказалось, воздух из мячей перед полетом выпустили), но он демонстрирует, насколько серьезно относятся в авиации к потенциальным угрозам.
Все опасные грузы должны быть правильно упакованы
Вплоть до 1944 года официальных ограничений на перевозку опасных грузов воздушным транспортом не существовало – разве что сам пилот мог отказаться перевозить что-либо. Но в том же 1944-м в Чикаго была подписана "Конвенция о международной гражданской авиации" – первый документ, в одном из приложений к которому речь шла об обеспечении безопасной перевозки грузов. Этой же конвенцией предусматривалось создание ИКАО (Международной организации гражданской авиации). Сейчас ИКАО авторитетное специализированное учреждение при ООН, которое публикует "Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов воздушным транспортом".
Еще одной организацией, устанавливающей стандарты в сфере воздушного транспорта, является ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта). Среди основных документов, разработанных ИАТА – "Правила перевозки опасных грузов". Также ассоциация проводит обязательные курсы по обучению транспортировке таких грузов. Стоит отметить, что организации тесно сотрудничают.
Самолеты могут перевозить сотни тонн грузов, в том числе и опасных
Почему существуют особые ограничения на опасные грузы в авиации?
Всё просто – дело в нестандартных условиях транспортировки. Во-первых, речь идет о серьезных перепадах давления. Если в Минске нормой считается давление в 745 мм ртутного столба, то на высоте в 10 км оно падает до 200-220 мм рт.ст. У пассажиров просто закладывает уши, а вот газы в различных емкостях расширяются на 25%. И, например, большой баллончик дезодоранта может и взорваться.
Во-вторых, в самолетах сильная вибрация – она тоже может повлиять на состояние опасного груза. В-третьих – серьезное изменение температуры (в первую очередь это касается транспортной авиации) и перегрузки во время взлета и посадки. Все это – факторы опасности. Если к ним добавить замкнутость пространства, невозможность избавиться от, например, загоревшегося груза, отличную циркуляцию воздуха в самолетах, то становится понятно, почему транспортировка воздушными судами (мы не берем в расчет военную авиацию) многих видов опасных грузов попросту запрещена.
В их число входят, например, фосфорсодержащие вещества; грузы, сверхчувствительные к малейшим механическим вибрациям и ударам; с присутствием компонентов аммония, хлората и их производных; газы, меняющие температуру даже при небольших атмосферных перепадах.
Правильная маркировка всех опасных грузов – одно из основных требований ИКАО. Если ее не будет, груз не полетит
А ряд других, абсолютно обычных на земле вещей (те же дезодоранты), классифицируются авиаторами как опасные для транспортировки. В частности, к таким грузам относятся и повербанки большой емкости (от 50 000 мА ч) и бензиновые зажигалки Zippo, в которых есть бензин в негерметичном контейнере. Мощные (например, автомобильные) ионно-литиевые и литий-металлические батареи можно перевозить только грузовым самолетом. Полный список запрещенных к провозу грузов в гражданской авиации с которыми в самолет попросту не пустят (мы взяли для примера компанию "Белавиа") можно посмотреть вот здесь.
Стоит отметить: количество инцидентов с литиевыми батареями, которые перевозят в самолетах, ежегодно растет. Проблема в том, что в батарее может начаться "тепловой разгон" (ввиду повышения температуры из-за внешних факторов, таких как перезарядка, перегрев или механическое повреждение). Он приводит к быстрому повышению температуры и давления в ячейках батареи, что сопровождается выделением горючего газа. Эти горючие газы часто воспламеняются из-за высокой температуры батареи, что приводит к пожару.
В 2022 году ИАТА было зарегистрировано более 60 инцидентов, связанных с загоранием повербанков в самолетах
Вам могут запретить взять в самолет даже персональный парашют! Но под запрет попадают только некоторые модели, например, парашюты Cypres. Дело в том, что в них есть страхующий пиропатрон, взрыв которого инициирует раскрытие запасного парашюта. Именно этот пиропатрон, содержащий небольшую толику взрывчатого вещества, и станет препятствием для погрузки в обычный самолет.
А ваш груз аэропорт примет?
Для транспортировки опасного груза самолетом необходимо соблюсти столько условий, что легче отправить его другим видом транспорта. Но в некоторых случаях необходима скорость транспортировки. Или же других вариантов доставки попросту нет. Поэтому ежегодно по воздуху перевозится около 1,25 млн партий опасных грузов.
Помимо наличия всей обязательной документации (транспортных накладных, "декларации отправителя", технической спецификации), груз должен быть упакован в соответствии с технической инструкцией ИКАО (все опасные грузы делятся на 9 классов, для каждого – свои требования по упаковке), у авиакомпании должна быть лицензия на транспортировку грузов данного класса опасности. И все участвующие в логистической цепочке авиаплощадки (аэродром отправления, прибытия, при необходимости – транзитные аэродромы) должны подтвердить свое согласие на приемку груза данной степени опасности.
Персонал, занимающийся "упаковкой" опасных грузов в самолеты, должен проходить специальное обучение
К погрузке и выгрузке опасных грузов должны привлекаться только исправные и аттестованные погрузочные средства, оборудованные специальными приспособлениями, которые исключают падение или опрокидывание груза. Опасные грузы, которые могут вступать в реакцию друг с другом, не должны находится по соседству, а контейнеры с жидкостями должны быть только на нижнем ярусе (если груза много и его укладывают в несколько "этажей".
А вот к самолетам-перевозчикам специализированных требований практически нет: главное, чтобы грузовой отсек был оборудован средствами крепления груза, а также исправными огнетушителями.
Чем грозит катастрофа самолета с опасным грузом?
Падения любых самолетов очень часто сопряжены с гибелью людей. Однако катастрофа воздушного судна, перевозящего опасные грузы, грозит обернуться и вовсе непредсказуемыми последствиями. Показательно крушение "Боинга-747" в Нидерландах в 1989 году.
Крушение грузового "Боинга-747" в Амстердаме. Кадр из реконструкции события телеканалом “National Geographic” (сериал “Расследование авиакатастроф”).
Самолет совершал рейс из Нью-Йорка в Тель-Авив с промежуточной посадкой (и дозагрузкой) в Амстердаме. На борту у него было около 114 тонн груза (из которых 6,5 тонн были помечены, как "опасные"). Уже через 6 минут после взлета из аэропорта Амстердама у него оторвались оба правых двигателя, а еще через 8 минут он врезался в жилой комплекс "Груневен". Погибло 43 человека: 4 находившихся в самолете и 39 на земле. Это стало трагедией само по себе.
А через год жители комплекса "Груневен" начали ходить по врачам: жаловались на бессонницу, хронические респираторные заболевания, импотенцию и проблемы с кишечником. Проблемы со здоровьем, в том числе и аутоиммунные заболевания, выявили более чем у 300 человек. И связали их с трагедией годичной давности. Чиновники уверяли, что никаких высокотоксичных и радиоактивных материалов на борту не было.
Место катастрофы – жилой комплекс "Груневен"
Спустя несколько лет выяснилось, что на борту самолета было почти 300 кг обедненного урана: он находился в хвосте самолета и использовался в качестве балласта (такое практиковалось на многих "Боингах" в то время). Но оказалось, что уран здесь не при чем – попадание его в воздух исключалось лабораториями, которые провели тесты. И лишь спустя 9 лет после катастрофы, в 1998-м, выяснилось, что в числе опасных грузов было 190 литров диметил метилфосфоната – вещества, являющегося одним из компонентов газа зарин. Под маркировкой "легковоспламеняющаяся жидкость" его везли в Израиль из США по заказу Института биологических исследований в Тель-Авиве – для проверки противогазов. Не исключено, что именно продукты сгорания этого вещества и стали причиной проблем со здоровьем у местных жителей.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.