За последние 100 лет миллионы тонн нефти попали в мировой океан, став причиной экологических катастроф. Значительная часть подобных ЧП произошла при транспортировке. О том, какие меры безопасности предпринимаются при перевозке нефти, и чем оборачиваются нефтяные катастрофы, рассказываем в новой статье цикла "Опасный груз", подготовленного при поддержке экспертов в перевозках любой степени сложности и наливных грузов любой степени опасности, компании Proliv.
Нефтеналивной танкер
Каждые сутки человечество потребляет около 100 млн баррелей (около 16 млн тонн) нефти. Этот огромный объем надо не только добыть, но и доставить на перерабатывающие заводы, а оттуда – развезти по нефтебазам и АЗС. В земле проложены сотни тысяч километров нефтепроводов, по железным дорогам постоянно следуют эшелоны как с сырой нефтью, так и с нефтепродуктами, а океаны бороздят тысячи танкеров. В общем, опаснейший груз – нефть – везде.
Нефтепроводы: причина большинства прорывов – коррозия труб
Нефтепроводы – самый дешевый способ транспортировки нефти. Наибольшие вложения в них требуются при строительстве, после чего стоимость доставки нефти из мест добычи к потребителям практически копеечная (по сравнению с другими видами транспорта). Именно по нефтепроводам перекачивается больше всего нефти.
Магистральный нефтепровод "Дружба"
Безусловно, меры безопасности при транспортировке предпринимаются серьезные. Все показатели (давление в трубах, скорость нефти и т.д.) контролируются электроникой. Вдоль трасс нефтепроводов установлены охранные зоны – 50 метров в каждую сторону от "трубы".
Тем не менее, катастрофы все равно случаются и довольно часто. Только в России за 2021 год произошло 5880 случаев прорывов на нефтепроводах, 93% из них - из-за коррозии.
Устранение последствий утечки нефти из нефтепровода в Коми
Одной из самых масштабных в РФ стала утечка нефти на нефтепроводе в Республике Коми в августе 1994 года. Причина – маленькие дырочки (свищи) в трубе. На землю вытекло, по разным оценкам, от 102 000 до 576 000 баррелей сырой нефти. Точных данных о площади загрязненной поверхности нет, но цифры колеблются от 69 до 115 га. Компания "Коминефть" почти месяц скрывала аварию, а причиной назвали "коррозийный износ коммуникаций". Попадания нефти в мировой океан удалось избежать, однако проблемы возникли более чем у 60 тысяч человек, живших в расположенных населенных пунктах: экология ухудшилась, начался падеж скота.
Разбор завалов на месте Ашинской трагедии
Что же касается самой смертоносной катастрофы в истории СССР, связанной с нефтепроводами, то ею стала трагедия под Уфой в ночь 4 июня 1989 года. В трубе нефтепровода "Западная Сибирь — Урал — Поволжье" транспортировали сжиженную газобензиновую смесь. Газ выходил через небольшую щель и скапливался в низине, по которой, рядом с нефтепроводом, проходила Транссибирская магистраль. Обслуживающий персонал нефтепровода увидел падение давления, но вместо того, чтобы искать причину, увеличил подачу смеси.
Смесь взорвалась, когда в низине находилось сразу два поезда: "Адлер – Новосибирск" и "Новосибирск – Адлер". В результате взрыва погибли, по разным оценкам, от 575 до 645 человек, ещё 623 получили ранения. Столб пламени был виден за 100 км, в домах в расположенном более чем в 10 км от места трагедии городе Аша (катастрофу называют "Ашинской трагедией") выбило стекла.
С перевозкой нефти по морю связана одна из крупнейших экологических катастроф в мире
Морские перевозки нефти стоят на втором месте по объемам и стоимости транспортировки. Нефтепродукты начали перевозить морем еще в первой половине XIX века, сразу после начала промышленной добычи нефти. Как правило, это был керосин в дубовых или стальных бочках. Это было довольно дорого – пока не изобрели "наливной" метод: нефть заливалась прямо в корпус корабля. Кстати, придумал этот метод Дмитрий Менделеев в 1863 году, поэтому назвали его "русским способом".
Океаны бороздят супертанкеры, перевозящие сотни тысяч тонн нефти
Однако этот способ через 100 лет стал серьезной проблемой для экологии. Во второй половине XX века наступила эра супертанкеров, перевозивших огромные объемы нефти (до 4 млн баррелей) таким же "наливным способом. И любое повреждение внешнего корпуса судна оборачивалось вытеканием нефти в море. В период с 1970-х по 2000-е года произошло несколько глобальных катастроф, когда в океане оказались сотни тысяч тонн нефти.
Крушение танкера Prestige
Так, одной из крупнейших экологических катастроф в мире стало крушение танкера Prestige у берегов Испании 13 ноября 2002 года. Тогда в океан попало свыше 60 тыс.тонн нефти: вдоль береговой линии образовалось "пятно" длиной более 1 тыс. км. Ликвидацией последствий занимались около 300 тысяч волонтеров, ущерб оценили в 4 млрд евро. Позже экологи провели исследования и оказалось, что у испанских рыбаков, принимавших участие в очистке побережья, наблюдаются генетические нарушения и заболевания лёгких.
Ситуация изменилась в начале 2000-х: танкеры стали строить по новой технологии "двойного борта". Если ранее корпус судна являлся также частью корпуса нефтяного "танка" (емкости в которых перевозится нефть), то в современных танкерах между корпусом и нефтяным "танком" располагаются балластные "танки" (в них закачивается морская вода для устойчивости судна, когда оно идет порожняком). Такая система позволяет сохранять герметичность емкостей с нефтью даже в случае получения судном пробоины. Вскоре после изобретения порты США и Европы перестали принимать небезопасные танкеры, построенные по старинке. Количество утечек нефти из танкеров резко сократилось.
Некогда самый большой корабль в мире – супертанкер Knock Nevis – грузоподъемностью в 4,1 млн баррелей и длиной в 458 м был утилизирован в 2010 году – у него не было системы "двойного борта".
Железная дорога: постоянные разливы нефти и катастрофа в Канаде
Большое количество нефти перевозят и железнодорожным транспортом. Для этого созданы специальные цистерны повышенной прочности. Нефть в них наливают через расположенные сверху люки, извлекают через специальные сливы внизу. Наиболее вместительными являются восьмиосные цистерны, в которые можно залить более 120 тонн нефти.
Восьмиосная нефтяная железнодорожная цистерна. В нее вмещается 120 тонн нефти
Нефтеналивные грузы считаются самыми опасными из всех, которые транспортируются по железной дороге. В России по статистике в 30% случаев аварий на железнодорожном транспорте происходят разливы нефтепродуктов.
Масштабы катастроф, связанных с транспортировкой нефти по железной дороге, как правило, значительно меньше, чем при крушении танкеров или прорыве нефтепровода. Однако всевозможные ЧП из-за разгерметизации или опрокидывания цистерн происходят чаще. Наиболее частые причины подобных происшествий – устаревший парк цистерн и износ оборудования, а также несоблюдение правил безопасности при транспортировке.
Горящий центр города Лак-Мегантик, подожженный нефтяным поездом (фото с полицейского вертолета)
Одна из наиболее крупных катастроф, связанных с транспортировкой нефти по железной дороге, произошла в 2013 году в канадском городе Лак-Мегантик. Тепловоз, перевозивший 73 цистерны с сырой нефтью, сильно задымил, и машинист остановил его на ночь на полустанке недалеко от города, а сам уехал ночевать в гостиницу. Ночью упало давление в пневматике и отключились ручные тормоза на вагонах. Неуправляемый поезд покатился под уклон, и на скорости 105 км/ч буквально влетел в Лак-Мегантик и опрокинулся на повороте в центре города. Несколько вагонов взорвалось, горящая нефть разлилась вдоль путей. В результате катастрофы погибло 47 человек, более 30 зданий в центре города были уничтожены.
Компания Proliv во время транспортировки опасных грузов соблюдает все правила безопасности в максимальном объеме и применяет современные технологии, снижающие риски. Компания является инициатором ряда проектов по защите окружающей среды в рамках экологической программы "ЭкоПроЛив".
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.