По дорогам, морям и даже по воздуху постоянно транспортируют опасные грузы – начиная от пороха и заканчивая ядовитыми газами. Безусловно, при этом соблюдаются повышенные меры безопасности, но иногда их нарушают. О последствиях, а также о том, как избежать катастрофы, рассказываем в цикле статей "Опасный груз", подготовленном при поддержке экспертов в перевозках любой степени сложности и наливных грузов любой степени опасности, компании Proliv.
Картина Ивана Айвазовского "Взрыв на турецком корабле"
На пороховой бочке
Первым опаснейшим грузом на Земле стал черный порох – практически единственное взрывчатое вещество, которое человечество использовало на протяжении почти 500 лет – с конца XIV по середину XIX века. Любая ошибка при транспортировке грозила взрывом. Да и без ошибок было опасно – технологии производства в те времена были так себе, порох был нестабилен, и, следовательно, мог загореться или взорваться без участия человека. Не зря возникла поговорка "жить как на пороховой бочке" – в ожидании катастрофы в любую секунду.
Наиболее крупные катастрофы из-за взрыва пороха связаны с транспортировкой взрывчатки на кораблях. Хотя бы потому, что морем перевозились довольно большие объемы.
Взрыв пороха при транспортировке морским путем практически гарантированно означал уничтожение корабля. Причин могло быть множество – и, чаще всего, они оставались неясными. То ли капитан покурил в трюме, то ли кок развел слишком большой огонь на камбузе. Свидетели оставались редко. Если только взрыв не произошел в порту.
Взрыв корабля "Монблан" в Галифаксе
Самый большой неядерный взрыв
Катастрофу в канадском Галифаксе в 1917 году считают самым мощным взрывом до изобретения атомной бомбы. В узком проливе норвежский корабль "Имо" столкнулся с французским транспортом "Монблан", доверху загруженным взрывчатыми веществами. Только пикриновой кислоты было 2300 тонн. А еще на борту были тротил и пироксилин. В довесок – 36 тонн легковоспламеняющегося бензола в бочках.
Следовавший из Нью-Йорка "Монблан" заходил в порт Галифакса (в нем формировались атлантические конвои, перевозившие грузы в Европу), а "Имо" – выходил. Причем норвежское судно отставало от графика, поэтому значительно превысило разрешенную скорость и ни за что не хотело уступать дорогу французскому транспорту. В результате корабли столкнулись: нос "Имо" пробил борт "Монблана" и повредил бочки с бензолом, которые дали течь. Повреждение было незначительным, но в тот же момент норвежский корабль дал задний ход. Когда корабли расцепливались, трение металла о металл дало сноп искр. Бензол загорелся, капитан "Монблана" дал приказ покинуть судно.
К этому времени жители Галифакса прильнули к окнам и вышли на набережную, чтобы посмотреть на аварию. За шумом и гамом крики матросов "Монблана" о возможном взрыве никто не услышал. А через 20 минут рвануло.
Дно гавани обнажилось, набережную захлестнула волна высотой 18 метров, на площади 160 гектаров не осталось ничего целого, облако дыма поднялось на 3,6 км. От "Монблана" не осталось почти ничего (кусок якоря весом в полтонны нашли более чем в 3 км от берега), "Имо" выбросило на берег. В самом Галифаксе погибло почти 2000 человек, еще столько же пропали без вести. 9000 получили ранения, более 1600 зданий было разрушено. Изначально появилась версия немецкой диверсии (все немцы в уцелевшей части Галифакса были арестованы), но уже через день стали понятны истинные причины.
Наши современники оценивают мощность взрыва в 2,9 килотонны в тротиловом эквиваленте (примерно четверть мощности ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму в 1945-м).
Бомбей, который чудом уцелел
Почти столь же разрушительным стал взрыв парохода "Форт Стикин" в порту Бомбея (сейчас – город Мумбаи) в 1944 году. Судно, ввиду военного времени, было загружено сверх меры – и металлоломом, и удобрениями, и бочками с маслом, и хлопком. А еще – 1100 тоннами взрывчатых веществ.
Взрыв в порту Бомбея (Мумбаи), 1944 год
Несмотря на то, что по правилам техники безопасности, сначала должны были разгрузить взрывчатку и хлопок, рабочие первым делом взялись за металлолом. Хлопок в условиях высокой влажности начал нагреваться, а бочки с маслом протекали… Дым, поднимавшийся с корабля, заметили и на соседних судах, и на берегу. На самом пароходе проблему обнаружили только через час. Пожарные прибыли, но было поздно – корабль взорвался, "организовав" мини-цунами: соседний корабль "Джалампада", водоизмещением в 4 тыс.тонн, забросило на крышу берегового склада высотой 17 метров.
Последствия взрыва в порту Бомбея
Горящие кипы хлопка разбросало в радиусе почти километра. Пожар, охвативший Бомбей, бушевал 2 недели и лишь радикальные меры (в городской застройке сделали "просеку" шириной 400 метров, разрушив все здания) спасло остальной город. Погибло почти 1400 человек.
В Европе корабли с порохом тоже взрывались. Наиболее известна "Лейденская пороховая катастрофа", когда в порту голландского Лейдена в 1807 году на барже сдетонировали более 17 тонн черного пороха. Тогда было разрушено более 200 зданий и погиб 151 человек. Версий было несколько. Сначала все грешили на капитана, который якобы курил трубку на палубе. Но оказалось, что его в это время вообще не было на судне: он сидел в ресторане в другом городе. Затем общепринятой стала версия, что во всем виновата команда, которая развела открытый огонь на палубе вблизи бочек с порохом. А совсем недавно появилась и третья: исследователи выдвинули предположение, что команда хотела украсть часть пороха и открыла одну из бочек, подсвечивая себе керосиновой лампой (дело было зимним вечером).
Разрушения в Лейдене. Картина Йоханнеса Елгерхёйса
Как правильно перевозить взрывчатку?
Вплоть до XX века требования к перевозке взрывчатых веществ были незамысловатые. Порох фасовали по небольшим мешкам из плотной ткани и упаковывали в просмоленные бочки – это должно было сохранить постоянную влажность и не позволить промокнуть во время дождя. При перевозке на кораблях ряды бочек нередко перекладывали простынями из конского волоса – чтобы предотвратить возгорание. Трюмы, в которых находился груз, опломбировывали – во избежание кражи.
Караван грузовиков в США, перевозящих взрывчатые вещества
Сейчас в каждой стране мира разработаны правила перевозки взрывоопасных грузов. Если говорить о Беларуси и автомобильных перевозках, то они прописаны достаточно четко и подробно в "Правилах по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", утвержденных МЧС, которым тщательно следует компания Proliv в перевозке опасных наливных грузов.
В частности, оборудование кабины и сама кабина автомобиля должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов, выхлопная труба – спереди (или, по крайней мере, расположенная так, чтобы избыточное тепло не создавало опасности для груза). Если кузов металлический – обязательно наличие деревянных поддонов (чтобы не возникло искр при трении ящиков об пол). А загружать груз в кузов необходимо так, чтобы "у грузополучателя их можно было разгружать без дополнительного перемещения в кузове транспортного средства". И обязательно при этом исключить "самопроизвольное перемещение ящиков по кузову".
Специальные знаки для автомобилей, перевозящих опасные грузы
Груз со взрывчатыми веществами (кроме фейерверков) должна обязательно сопровождать вооруженная охрана. "Попутчиков" брать строго запрещено. А если автомобиль, перевозящий взрывчатку, попадает в грозу, он обязан остановится не менее чем в 200 м от жилых строений или леса и не менее чем в 50 м от других стоящих автомобилей. Весь персонал, включая водителей, должен удалится не менее, чем на 200 метров. В салоне остается только вооруженная охрана. Кстати, остановка для отдыха допускается не менее чем в 100 м от дорог и не менее 200 м от жилых помещений.
На всех автомобилях, перевозящих взрывчатку и другие опасные грузы, обязательно размещаются соответствующие знаки опасности большого размера. Игнорировать их не стоит, да и приближаться к таким автомобилям – тоже. Даже если очень интересно. Помните про катастрофу в Галифаксе? Около 200 зевак, наблюдавших за аварией и последующим взрывом, лишились зрения: глаза посекло осколками.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.