Средства личной мобильности – самокаты, скутеры и даже скейты – стремительно электрифицируются. Кажется, на этом фоне старый добрый велосипед обречен на забвение. Но электрическая батарея дала новую жизнь и ему. Более того, электровелосипеды стали трендом. Для того, чтобы разобраться, чем они отличаются, скажем, от электроскутеров, заглянули в магазин E-Bikes, расположенный в велогипермаркете SPRINT, и расспросили специалистов. 

1.JPGПосетители велогипермаркета Sprint сразу знакомятся с е-байками

Крутить педали все равно придется

Магазин E-Bikes находится сразу же за входной дверью велогипермаркета. Рядом расположен фирменный магазин Минского велозавода "Aist-Крама", этажом выше – магазин Sprint с несколькими сотнями обычных велосипедов (о нем мы рассказывали раньше). Сегодня нас интересуют именно электровелосипеды.

2.JPGНе можем не согласиться с автором картины на стене магазина: велосипед дает чувство свободы и полета

– Многие компоненты собираются в Китае, Тайване, Малайзии. Но если говорить об окончательной сборке и сертификации, то у нас в ассортименте – белорусские "Аисты", лидер среднего сегмента из Китая – Ritma, российские "Форвард", "Формат", "Эльтреко" и польские "Кросс", – ориентирует по ассортименту администратор магазина Елена Ёлкина.

Главное отличие электровелосипедов от электроскутеров – крутить педали все равно придется. Безусловно, есть модели, которые повезут вас сами. Но тогда теряется смысл в покупке именно электровелосипеда: его идея в том, что электромотор выступает ассистентом, помогая снизить прилагаемые вами усилия. И даже под горочку, против ветра – ехать будет легко.

4.JPGВ магазине представлены разные модели электровелосипедов. И их много!

– Если единственная цель покупки – доставка вас из точки А в точку Б, то, пожалуй, лучше обратить внимание на скутер или самокат. Если же хотите совершить прогулку, отдохнуть душой, да еще и с пользой для здоровья – тогда электровелосипед будет вне конкуренции. Он хорош для кардио, работы мышц ног, – подчеркивает собеседница.

5.JPGЭлектровелосипеды польского бренда Kross – одни из самых популярных в Европе

Кстати, в Беларуси установлено ограничение по скорости для электровелосипедов (и электроскутеров тоже) – 25 км/ч, а также ограничение по мощности двигателя – до 500 Вт. Поэтому на всех моделях стоят "блокираторы": сильнее положенного разогнать технику с помощью мотора не получится. А вот с помощью педалей и мускульной силы – пожалуйста, хоть до 50 км/ч. Мотор помогать не будет, но и не помешает.

7.JPGAist Cargo – грузовая модель электровелосипеда от белорусского производителя

Выбираем электровелосипед: S или XL?

Подбор электровелосипеда происходит примерно так же, как и подбор обычного. Сначала нужно определиться, для чего вам нужен велосипед. Если для прогулок по городу, лучше остановиться на модели на узких колесах. Лесные "покатушки" – это к горным электровеликам. А для поездок на дачу оптимальным будет раскладной е-байк: его можно перевозить в электричке или в багажнике автомобиля.

8.JPG
Дальше – подбор по размеру рамы. Для этого нужно знать рост ездока. Сами размеры маркируются так же, как и одежда. К примеру, автору с ростом 1,75 м подойдет велосипед L. А самый большой размер – XL – рассчитан на велосипедистов ростом от 1,86 м.

9.JPG
Важны и технические характеристики. Есть три конфигурации: с мотор-колесом прямого привода (максимально мощные, скорость – до 100 км/ч без ограничителя, но дорогие и тяжелые), с мотор-колесом редукторного типа (скорость до 30 км/ч, относительно невысокая мощность), а также с кареточным мотором (как понятно из названия, он находится в каретке велосипеда, скорость – до 25 км/ч).

– Мотор-колесо – это как машина с задним приводом: вы сразу же активно стартуете, быстро едете и на повороте можете уйти в занос. Прямой привод – это максимальный расход энергии, редукторный мотор – немного экономичнее. А вот кареточный мотор – это самая дорогостоящая конфигурация, но при этом у велосипеда сохраняется оптимальная развесовка (распределение веса по колесам), мотор мягко включается. И не толкает тебя вперед, а помогает в режиме assist. Системы "нажал кнопку – и поехал быстрее" нет: мотор соединен непосредственно с педалями. И значительно меньше расход батареи: если зарядки прямого привода хватит на 80 км хода, то кареточный мотор будет помогать вам около 200 километров. Кроме того, в некоторых моделях есть система рекуперации – батарею можно подзарядить, крутя педали, – рассказывает Елена Елкина.

По словам Елены, покупатели в первую очередь интересуются “могучими” велосипедами: с мощными моторами, широкими колесами – для езды по болоту, усиленной рамой… Но через неделю-другую они возвращаются в магазин и покупают легкий "дорожник", который можно, например, под мышкой занести на второй этаж.

Если захотите провести тест-драйв приглянувшегося е-байка, то сделать это можно рядом с магазином, на парковке "Горизонта".

11.JPGНовинки от российского бренда Eltreco

Кстати, практически все электровелосипеды (даже те, которые выглядят, как вездеходы) рассчитаны на вес до 120 кг. Рекомендацией можно пренебречь, но расход батареи резко возрастет, да и детали будут изнашиваться быстрее.

Какие электробайки покупать выгоднее?

Как отмечают в магазине, в первую очередь покупатели смотрят на продукцию российских производителей. Но в итоге покупают именно отечественные или китайские е-байки.

12.JPGДиректор магазина Sprint Тимофей Савеленко с велосипедом от Ritma

– Во-первых, белорусская и китайская продукция выигрывает по комплектации. Производители (да, и китайские тоже!) устанавливают компоненты от всемирно известных брендов – например, японского Shimano. Во-вторых, эти электровелосипеды будут стоить примерно на 400 рублей дешевле аналогичного российского. Особенно эта разница впечатляет, когда речь идет о технике по цене 2000-2500 рублей. А еще под покупку товаров белорусского производства можно получить кредит под 4% годовых. Поэтому "Аисты" у нас "улетают" в большом количестве, – объясняет Елена Ёлкина.

13.JPGМодель для двоих. Говорят, ее активно покупают рыбаки, "чтобы жен с собой брать"

Набирают популярность и электровелосипеды от бренда Ritma из Китая. Ситуацию можно сравнить с рынком электромобилей, на котором именно Китай вырвался в лидеры, и практически никто не оспаривает достоинства этих “электричек”. Ritma – такой же фаворит среди электровелосипедов.

Е-байки от этого бренда продаются с хорошим оснащением и с различными бонусами. Например, в комплект кроме подзарядки входит "бардачок", а также дождевик – чтобы вы не промокли во время велопрогулки. Что же касается технического оснащения, то Ritma предлагает модели с батареей Samsung и мотором Bafang – такое сочетание считается топовым для электровелосипедов.

14.JPGПриятные мелочи от бренда Ritma: брелок, дождевик и бардачок

Чинить нужно?

Срок эффективной работы батареи у каждого производителя свой, но в среднем это около 1000 зарядок. По большому счету, даже при очень активном использовании велосипеда хватит примерно на 5 лет. Далее – необходимо утилизировать старую батарею и приобрести новую. Но что делать, если возникли непредвиденные проблемы?

– Приобретенную у нас технику мы обслуживаем в собственной мастерской, – рассказывает Тимофей Савеленко. И подчеркивает: в случае проблем с электроникой, несертифицированные электровелосипеды и "самосбор" на ремонт в мастерскую не принимают. – Приобретая их, покупатель действует на свой страх и риск.

15.JPGВеломастерская расположена прямо в магазине

Хранить технику зимой можно прямо в магазине

После покупки электровелосипеда его настроят под вас и предложат через 100 км пробега привезти его на "нулевой" техосмотр: почистить, смазать цепь, проверить тормоза. Следующее ТО рекомендуется провести еще через 250 километров пробега.

– Комплекс из двух техосмотров стоит 60 рублей (в отдельности они стоят 39 рублей каждый). Обладатели этого пакета обслуживаются без очереди. Кроме того, приглашаем в конце сезона пройти полный техосмотр, когда велосипед разбирается полностью, до рамы, проверяются все подшипники, соединения, и все заново смазывается. Получается практически новый велосипед – за исключением тех царапин, которые он получил во время использования, – рассказывает директор магазина.

18.JPGТимофей Савеленко, директор магазина

Но главная фишка этого ТО в том, что после его прохождения велосипед можно бесплатно оставить на зимнее хранение в магазине. Его упакуют и разместят на складе на 3-м этаже. Заберете весной (конкретные сроки никто не устанавливает). В прошлое межсезонье там перезимовали около 50 клиентских велосипедов, в нынешнем рассчитывают на 200.

20.JPG
В Западной Европе, прежде всего – в Германии и Польше, популярность электровелосипедов растет как на дрожжах. Спрос на них огромен. В магазине E-Bikes ожидают, что вскоре тренд достигнет и Беларуси. Поэтому готовятся к этому весьма серьезно, расширяя ассортимент и делая ставку на ремонт и обслуживание электровелосипедов.

Автор: Сергей Лобко, фото: Елена Таборко, Смартпресс

*Партнерский материал