Сегодня телевизор, ноутбук или смартфон без проблем можно превратить в кинотеатр, концертную площадку или театральную сцену. Вопросом остается лишь выбор актуальной платформы и ее наполнения. Так, почти 10 лет назад в Беларуси появился видеосервис VOKA, который за это время прошел путь от дополнительной услуги для мобильных устройств до крупного агрегатора контента: более 100 телеканалов, тысячи фильмов, сериалов и шоу. Сегодня VOKA предлагает пользователям и эксклюзивные проекты – эфиры театральных спектаклей и юмористических интерактивов, оригинальные "документалки", культурные и трэвел-шоу. Что из всего многообразия контента входит в топ предпочтений пользователей? Насколько популярны фильмы в белорусской озвучке? Поговорили об этом с начальником управления развития и продвижения медиа-бизнеса А1 Маргаритой Захаревич.
150 тысяч зрителей ежедневно
– Что касается устройств, на которых пользователи смотрят VOKA, то в 90% случаев это телевизор, – рассказывает Маргарита Захаревич. – Из них уже почти 50% – на SMART TV. Три года назад, когда этот показатель составлял всего 15%, поэтому мы начали в компании инициативу SMART TV 1st. Ее суть – в активном переходе потребителей на пользование VOKA без приставки – ведь это гораздо экологичнее и функциональнее.
Маргарита констатирует: белорусские пользователи стараются быть в тренде. Они смотрят все доступные сериальные и киноновинки и следят за всеми мировыми релизами.
– В топе просмотров всегда голливудское кино и российские ситкомы, мультики для самых маленьких, а также телепередачи из общедоступного пакета каналов. Примерно половина аудитории предпочитает и ТВ-каналы, и фильмы, и сериалы. Среднестатистический потребитель VOKA выбирает примерно до 5 сериалов в месяц и регулярно смотрит порядка 10 каналов.
"Документалка" и озвучка на "мове"
Маргарита Захаревич подчеркивает: VOKA – это локальный белорусский сервис. Команда постоянно изучает вкусы зрителей.
– При этом мы не только покупаем контент по их интересам, но и самостоятельно продюсируем его производство. Это является нашим конкурентным преимуществом, — говорит Маргарита. – В основе позиционирования собственных проектов два направления: истории выдающихся белорусов, которыми нужно гордиться, и своеобразный мост между культурным наследием Беларуси и современной жизнью. По первому вектору мы сделали такие знаковые проекты, как "Набирая высоту" (о белорусской покорительнице Эвереста Алле Касабуцкой), "Ледяной характер" (к 20-летию ХК "Юность"), "БАТЭ. Быть первым" (к юбилею легендарного борисовского клуба).
Первая белоруска-покорительница Эвереста Алла Касабуцкая – героиня фильма "Набирая высоту"
Помимо этого, в культурный блок видеосервиса входит проект по озвучке популярных зарубежных фильмов на белорусский язык CINEVOKA. Маргарита рассказывает, что сейчас на сервисе доступно 120 таких фильмов.
– Для озвучки мы стараемся выбирать как фильмы из топа просмотров – "Хатико", "Бэтмен", "Хоббит", "Голодные игры", так и из более узких жанров – например, аниме и старая европейская классика вроде "Фантомаса". За 2023 год было просмотрено более 30 тысяч часов контента раздела CINEVOKA. В релизную неделю фильмы на мове всегда попадают в топ-20 просмотров всех фильмов сервиса. Это очень высокий показатель, учитывая, что фильмов на сервисе тысячи. Для примера: "Рабакоп" занял 13-е место в неделю релиза, "Рокі" – 18-е.
Афиша раздела CINEVOKA: кіно на мове
"Марыля" и "Охотники за легендами"
Отдельно Маргарита Захаревич отмечает собственный проект VOKA — "Марылю ў пошуках дзіўнікаў". Это мультсериал о приключениях девочки-подростка. Она сражается с существами из белорусской мифологии "дзіўнікамі", которые попадают в современный Минск.
– Этих персонажей мы не выдумали, – раскрывает секрет наша собеседница. – При подготовке сценария продюсер мультфильма провел не одну неделю в Национальной библиотеке, изучая книги по белорусской мифологии. Таким образом мы знакомим самых маленьких зрителей с историей и фольклором. В марте на VOKA вышли новые серии мультфильма, по просмотрам он также вырвался на топовые позиции сервиса и составил конкуренцию бессменным лидерам – "Маша и Медведь" и "Три кота".
Постер мультфильма "Марыля ў пошуках дзіўнікаў"
Еще один успешный собственный проект – цикл "Охотники за легендами". Он сделан в формате трэвел-шоу: ведущие получают задания от таинственного персонажа и отправляются на поиски клада в разные уголки Беларуси, проходят квесты по интересным местам с богатой историей. Зрители тепло приняли такой формат: "Охотники за легендами" были на 16-м месте в топе в премьерную неделю среди всего контента фильмов и сериалов.
Белорусское трэвел-шоу – то, что стоит посмотреть
– И VOKA есть чем гордиться: одни из первых среди операторов мы запустили 30-дневную подписку вместо ежедневных, первые в СНГ объединили онлайн-кинотеатры и ТВ-каналы в одну подписку "Все включено" и заключили контракт с сервисом Premier, – вспоминает Маргарита. – Как и все на рынке, с 2022 года мы столкнулись с ограничениями. Но смогли переработать портфолио, чтобы оно оставалось таким же интересным для зрителей.
В тренде – премьеры
Маргарита развивает тему: существенные изменения претерпел сам дизайн приложения, чтобы соответствовать позиционированию и трендам рынка. Но самое главное – отвечать пользовательским предпочтениям.
– В 2024 году мы планируем масштабное преображение интерфейса, чтобы сделать его еще более удобным для зрителя. Активно изучаем свою аудиторию, чтобы удовлетворять ее предпочтения. Заметны различия даже внутри областей. Например, однозначным лидером просмотров среди фильмов в марте во всех областях стал фильм “Дюна”, но только не в Витебской области – витебчане предпочли комедийный роуд-муви “Блондинка под прицелом”. В Гродненской области живет большинство фанатов “Гарри Поттера”, в Гомельской в топе детская и семейная анимация. А вот в Брестской очень любят турецкие сериалы и их главный хит – “Постучись в мою дверь”. В Брестской области и самые высокие просмотры новинки от Беларусьфильма – комедии “Киношники”, которая в целом закрепилась в топе всех областей, также, как и Марыля ў пошуках дзіўнікаў”.
Но, как я и говорила в начале, есть и общие черты – зритель VOKA старается быть в тренде и активно потребляет премьерный контент. Поэтому в начале года мы анализируем все доступные источники: собираем анонсы от продакшенов, отслеживаем фестивали, посещаем выставки.
Кадр из топовой франшизы "Дюна"Согласно статистике, пользовательские предпочтения зрителей видеосервиса VOKA в процентном отношении в среднем распределяются так:
– 84% пользователей смотрит от 1 до 5 фильмов в месяц
– 88% пользователей смотрит от 1 до 5 сериалов в месяц
– 55% пользователей смотрит от 1 до 10 ТВ-каналов в месяц
Автор Андрей Алесько, фото VOKA