Сколько стоит "электричка" и чем комплектуется с завода? Какие модели популярны? Что с сервисным обслуживанием? Как заряжать электрокар и насколько часто надо проходить ТО? Поговорили об этом с сооснователем компании по реализации в Беларуси электрокаров из Китая Electro-car.by Русланом Куликовским.
Сколько стоит электрокар?
Средняя цена составляет около $35 тыс. Это уже с доставкой, комиссией и растаможкой, в самом Китае этот автомобиль стоит $30 тыс.
Конечно, стоимость значительно варьируется в зависимости от комплектации. Есть "допы", которые увеличивают цену автомобиля более чем на $10 тыс.
С другой стороны, есть и более дешевые автомобили – например, Siming NV.
Это, по сути, копия ДВС-модели Honda HR-V с электромотором и в несколько измененном дизайне. На китайском рынке цены на эту модель варьируются от $23 тыс. до $28 тыс.
Еще дешевле – миникар Wuling EV mini. Его стоимость в Китае составляет всего $8 тыс. Впрочем, электромобили в дешевом сегменте покупаются на порядок реже. Дело в том, что доставка того же Wuling EV mini в Беларусь, с комиссией и растаможкой, обойдется в $4 тыс. – половину от его цены. Это психологически отталкивает часть потенциальных владельцев.
Самыми популярными же автомобилями являются Volkswagen, произведенные на китайских заводах.
Так, электрокар Volkswagen ID4 есть в двух модификациях: Pure+ и Prime. У второй максимальная комплектация – два электромотора, значит и запас хода с одной и той же батареей разный, Prime будет ехать пободрее. Минимальная стоимость Volkswagen ID4 на китайском рынке – от $28 тыс. Доставленные в Беларусь версии Pure+ стоят от $31 тыс. в базовой комплектации и с увеличенной батареей, цена Prime доходит до $42 тыс.
Стоимость ID3, модели "помладше", на китайском рынке стартует от $25 тыс.
Старший в линейке, Volkswagen ID6, – к слову, выпускаемый только в Китае, – будет стоить от $38 тыс. до $50 тыс., плюс доставка и т.д. Диапазон цен определяется комплектацией, автомобиль может как моно-, так и полноприводным, что, конечно, тоже влияет на стоимость.
На сколько хватает одной зарядки?
Очевидно, что у каждого авто свой запас хода.Например, у "малыша" Wuling EV mini он может составлять 120-170 км в зависимости от модификации.
Городской кроссовер Siming NV способен проехать от одной зарядки до 478 км.
У Volkswagen ID6 – это уже 500 км.
![IMG_9493.jpg IMG_9493.jpg](/upload/slam.image/medialibrary/89b/oozgsypyubzpz1838dzbh6z3mudj7kam/900_600_1619711fa078991f0a23d032687646b21/IMG_9493-90.jpg)
Как часто нужно проходить ТО и что подлежит замене?
ТО нужно проходить согласно порядку, который установлен законодательством. Тут никаких отличий от машин с ДВС нет. Для машин не старше 10 лет – это один раз в два года.Конечно, если говорим о новом автомобиле, то спустя 3-5 тыс. км пробега обязательно нужно съездить на станцию техобслуживания.
Тормозные колодки меняются в два раза реже, чем у бензиновых автомобилей за счет рекуперативного торможения. Но важен стиль езды – если есть постоянные ускорения и оттормаживания, понятно, что автомобиль будет "помогать", но тормозные колодки будут изнашиваться сильнее.
Все зависит от конкретного водителя, от условий эксплуатации. Например, - салонные фильтры: если автомобиль ездит по городу, это одно дело, если вы живете за городом и ездите по грунтовым дорогам, само собой, вам придется менять салонный фильтр в два раза чаще.
Да, в электромобилях не используются некоторые масла, фильтры, которые нужны на машинах с ДВС. Но тот же антифриз нужен, в редукторе есть масло и т.д.
Куда обращаться за сервисом?
Мне кажется, что официальные дилеры (и, соответственно, официальный сервис) – именно по китайским электромобилям – у нас в ближайшее время вряд ли появятся.Во многом из-за сложного процесса одобрения типа транспортного средства, получения сертификации на конкретный автомобиль. А например, за три последние года у BYD, крупнейшего производителя батарей для электромобилей, три раза менялся состав батарей. То есть, раз в год на конструктивно, по сути, прежний автомобиль нужно получать одобрение типа транспортного средства.
Сервис для электрокаров развивается постепенно. Например, открутить колесо, заменить колодки или какую-либо ходовую часть электромобиля можно на любом сервисе – это делать умеют все.
Встает вопрос, касающийся диагностики. Диагностическое оборудование можно найти не для всех электромобилей на рынке, но большинство китайских авто "читаются" программой-сканером LAUNCH, которая есть на 95% белорусских сервисах. Если программа относительно новой версии, то "прочитать" машину получится, а значит и диагностику автомобилей сделать можно.
Касательно запчастей, все заказывается – некоторые наши покупатели самостоятельно заказывают детали по почте с AliExpress. Они доставляются в течение 2-3 недель.
Существует ряд автомобилей, в которых используются китайские запчасти-аналоги, взаимозаменяемые. Например, на электромобилях Chery подвеска идентична c Geely Atlas. Как нам сказали разборщики, половину деталей Chery можно найти на рынке, также можно подобрать запчасти от других брендов.
![IMG_9350.jpg IMG_9350.jpg](/upload/slam.image/medialibrary/d43/iiwnal3bxr7ng0yqsq9ng4xzopmf9l9o/900_600_1619711fa078991f0a23d032687646b21/IMG_9350-90.jpg)
Семь лет назад аналогичная проблема касалась Tesla, просто "под копирку". Можно открыть старые интернет-форумы и увидеть все те же вопросы, что сейчас касаются "китайцев". При этом на китайском рынке электромобили производят около 300 брендов, каждый со своими особенностями. И для таких операций требуется поддержка специалистов высокого уровня. Которые могут понять, куда система отправляет запрос, почему не происходит обновление, нет обратной связи, настроить переадресацию и т.д.
Что со страхованием по КАСКО?
Со страховкой электромобилей никаких проблем и нюансов нет.Как нет и отличий от машин с ДВС по стоимости страховки, она зависит от цены автомобиля.
Чем электрокары комплектуются с завода?
Сейчас производители разделились – есть те, которые кладут штатные устройства для зарядки от розеток, и те, которые не кладут.
Siming NV и Volkswagen e-Lavida имеет полный комплект: это – и докатное колесо, и домкрат, и буксировочный крюк, и жилетка, и дорожный знак. Volkswagen ID6, ID4, ID3 не имеют "докатки" – в комплекте лишь буксировочный трос, жилетка, мануал – все остальное приходится покупать собственнику.
Некоторые бренды, такие как BYD, в комплект кладут штатное зарядное устройство, микрофон для караоке и дополнительный шнур, который позволяет забирать электричество от автомобилей и подключать к нему бытовые приборы, раздавать электричество на ноутбук или принтер.
Zeekr вкладывают в комплекты коврики, большинство производителей ими не снабжает.
Адаптирована ли зарядная вилка?
Оба порта – как медленной, так и быстрой зарядки – имеют китайский формат GB/T. Для того, чтобы они контактировали с белорусскими зарядными станциями, нужны переходники – в интернете уже достаточно много предложений.
Можно также, при помощи штатного устройства, заряжать от розетки в доме или гараже. Таки устройства идут с так называемой "австралийской" вилкой, используемой в Китае. Такая вилка переделывается у нас под европейский стандарт. В зависимости от мощности зарядного устройства, процесс полной зарядки батареи может занять как несколько часов, так и больше суток.
Плюсы и минусы покупки электрокара
+ Экономия на расходниках (нет необходимости замены стольких масел, фильтров, как в случае с авто с ДВС).
+ Электрокар технически устроен проще. Электродвигатель меньше изнашивается и состоит из меньшего числа компонентов.
+ Электричество дешевле, чем бензин или "дизель".
+ Экологичность. Во время езды от машины нет выбросов.
- Недостаточно развита сеть электрозарядных станций. Не все они поддерживают китайский стандарт GB/T - но с этим в Беларуси в скором времени обещают разобраться.
- В зимнее время электромобиль проезжает меньше, чем заявлено, потому что происходит постоянный подогрев батареи.
- Цена на электромобили в среднем несколько выше, чем на бензиновые авто.
***
Читайте нас в Телеграме