Сколько стоит «электричка» и чем комплектуется с завода? Какие модели популярны? Что с сервисным обслуживанием? Как заряжать электрокар и насколько часто надо проходить ТО? Поговорили об этом с сооснователем компании по реализации в Беларуси электрокаров из Китая Electro-car.by Русланом Куликовским.

IMG_9400.jpgСколько стоит электрокар?

Средняя цена составляет около $35 тыс. Это уже с доставкой, комиссией и растаможкой, в самом Китае этот автомобиль стоит $30 тыс.

Конечно, стоимость значительно варьируется в зависимости от комплектации. Есть «допы», которые увеличивают цену автомобиля более чем на $10 тыс.

С другой стороны, есть и более дешевые автомобили – например, Siming NV.

IMG_9418.jpgЭто, по сути, копия ДВС-модели Honda HR-V с электромотором и в несколько измененном дизайне. На китайском рынке цены на эту модель варьируются от $23 тыс. до $28 тыс.

IMG_9331.jpgIMG_9423.jpgЕще дешевле – миникар Wuling EV mini. Его стоимость в Китае составляет всего $8 тыс. Впрочем, электромобили в дешевом сегменте покупаются на порядок реже. Дело в том, что доставка того же Wuling EV mini в Беларусь, с комиссией и растаможкой, обойдется в $4 тыс. – половину от его цены. Это психологически отталкивает часть потенциальных владельцев.

Самыми популярными же автомобилями являются Volkswagen, произведенные на китайских заводах.

IMG_9377.jpgТак, электрокар Volkswagen ID4 есть в двух модификациях: Pure+ и Prime. У второй максимальная комплектация – два электромотора, значит и запас хода с одной и той же батареей разный, Prime будет ехать пободрее. Минимальная стоимость Volkswagen ID4 на китайском рынке – от $28 тыс. Доставленные в Беларусь версии Pure+ стоят от $31 тыс. в базовой комплектации и с увеличенной батареей, цена Prime доходит до $42 тыс.

IMG_9436.jpgIMG_9346.jpgСтоимость ID3, модели «помладше», на китайском рынке стартует от $25 тыс.

IMG_9355.jpgIMG_9383.jpgIMG_9373.jpgСтарший в линейке, Volkswagen ID6, – к слову, выпускаемый только в Китае, – будет стоить от $38 тыс. до $50 тыс., плюс доставка и т.д. Диапазон цен определяется комплектацией, автомобиль может как моно-, так и полноприводным, что, конечно, тоже влияет на стоимость.

IMG_9403.jpgНа сколько хватает одной зарядки?

Очевидно, что у каждого авто свой запас хода.

Например, у «малыша» Wuling EV mini он может составлять 120-170 км в зависимости от модификации.

Городской кроссовер Siming NV способен проехать от одной зарядки до 478 км.

У Volkswagen ID6 – это уже 500 км.

IMG_9493.jpgМногое зависит от стиля езды. Как правило, чем спокойнее вы едете, тем больше может быть запас хода. Влияет на показатели и, например, включенный в салоне кондиционер, и другие факторы.

Как часто нужно проходить ТО и что подлежит замене?

ТО нужно проходить согласно порядку, который установлен законодательством. Тут никаких отличий от машин с ДВС нет. Для машин не старше 10 лет – это один раз в два года.

Конечно, если говорим о новом автомобиле, то спустя 3-5 тыс. км пробега обязательно нужно съездить на станцию техобслуживания.

Тормозные колодки меняются в два раза реже, чем у бензиновых автомобилей за счет рекуперативного торможения. Но важен стиль езды – если есть постоянные ускорения и оттормаживания, понятно, что автомобиль будет «помогать», но тормозные колодки будут изнашиваться сильнее.

Все зависит от конкретного водителя, от условий эксплуатации. Например, - салонные фильтры: если автомобиль ездит по городу, это одно дело, если вы живете за городом и ездите по грунтовым дорогам, само собой, вам придется менять салонный фильтр в два раза чаще.

Да, в электромобилях не используются некоторые масла, фильтры, которые нужны на машинах с ДВС. Но тот же антифриз нужен, в редукторе есть масло и т.д.

Куда обращаться за сервисом?

Мне кажется, что официальные дилеры (и, соответственно, официальный сервис) – именно по китайским электромобилям – у нас в ближайшее время вряд ли появятся.

Во многом из-за сложного процесса одобрения типа транспортного средства, получения сертификации на конкретный автомобиль. А например, за три последние года у BYD, крупнейшего производителя батарей для электромобилей, три раза менялся состав батарей. То есть, раз в год на конструктивно, по сути, прежний автомобиль нужно получать одобрение типа транспортного средства.

Сервис для электрокаров развивается постепенно. Например, открутить колесо, заменить колодки или какую-либо ходовую часть электромобиля можно на любом сервисе – это делать умеют все.

Встает вопрос, касающийся диагностики. Диагностическое оборудование можно найти не для всех электромобилей на рынке, но большинство китайских авто «читаются» программой-сканером LAUNCH, которая есть на 95% белорусских сервисах. Если программа относительно новой версии, то «прочитать» машину получится, а значит и диагностику автомобилей сделать можно.

Касательно запчастей, все заказывается – некоторые наши покупатели самостоятельно заказывают детали по почте с AliExpress. Они доставляются в течение 2-3 недель.

Существует ряд автомобилей, в которых используются китайские запчасти-аналоги, взаимозаменяемые. Например, на электромобилях Chery подвеска идентична c Geely Atlas. Как нам сказали разборщики, половину деталей Chery можно найти на рынке, также можно подобрать запчасти от других брендов.

IMG_9350.jpgЗа несколько лет на рынке вокруг нас собралось комьюнити, которое способно решать проблемы с диагностикой, обслуживанием, переводом интерфейса с китайского, активацией сервисов. Касательно последнего – в авто может быть интегрирована китайская сим-карта, которая здесь не функционирует. Нужно вручную распаивать T-Box, вставлять сим-карту белорусского оператора, чтобы машина имела доступ в интернет. При этом нужно перенастроить систему так, чтобы шли обновления, которые могут быть привязаны к местоположению.

Семь лет назад аналогичная проблема касалась Tesla, просто «под копирку». Можно открыть старые интернет-форумы и увидеть все те же вопросы, что сейчас касаются «китайцев». При этом на китайском рынке электромобили производят около 300 брендов, каждый со своими особенностями. И для таких операций требуется поддержка специалистов высокого уровня. Которые могут понять, куда система отправляет запрос, почему не происходит обновление, нет обратной связи, настроить переадресацию и т.д.

Что со страхованием по КАСКО?

Со страховкой электромобилей никаких проблем и нюансов нет.

Как нет и отличий от машин с ДВС по стоимости страховки, она зависит от цены автомобиля.

Чем электрокары комплектуются с завода?

Сейчас производители разделились – есть те, которые кладут штатные устройства для зарядки от розеток, и те, которые не кладут.

Siming NV и Volkswagen e-Lavida имеет полный комплект: это – и докатное колесо, и домкрат, и буксировочный крюк, и жилетка, и дорожный знак. Volkswagen ID6, ID4, ID3 не имеют «докатки» – в комплекте лишь буксировочный трос, жилетка, мануал – все остальное приходится покупать собственнику.

Некоторые бренды, такие как BYD, в комплект кладут штатное зарядное устройство, микрофон для караоке и дополнительный шнур, который позволяет забирать электричество от автомобилей и подключать к нему бытовые приборы, раздавать электричество на ноутбук или принтер.

Zeekr вкладывают в комплекты коврики, большинство производителей ими не снабжает.

IMG_9317.jpgАдаптирована ли зарядная вилка?

Оба порта – как медленной, так и быстрой зарядки – имеют китайский формат GB/T. Для того, чтобы они контактировали с белорусскими зарядными станциями, нужны переходники – в интернете уже достаточно много предложений.

Можно также, при помощи штатного устройства, заряжать от розетки в доме или гараже. Таки устройства идут с так называемой «австралийской» вилкой, используемой в Китае. Такая вилка переделывается у нас под европейский стандарт. В зависимости от мощности зарядного устройства, процесс полной зарядки батареи может занять как несколько часов, так и больше суток.

IMG_9345.jpgПлюсы и минусы покупки электрокара

+ Экономия на расходниках (нет необходимости замены стольких масел, фильтров, как в случае с авто с ДВС).

+ Электрокар технически устроен проще. Электродвигатель меньше изнашивается и состоит из меньшего числа компонентов.

+ Электричество дешевле, чем бензин или «дизель».

+ Экологичность. Во время езды от машины нет выбросов.

- Недостаточно развита сеть электрозарядных станций. Не все они поддерживают китайский стандарт GB/T - но с этим в Беларуси в скором времени обещают разобраться.

- В зимнее время электромобиль проезжает меньше, чем заявлено, потому что происходит постоянный подогрев батареи.

- Цена на электромобили в среднем несколько выше, чем на бензиновые авто.

***

Читайте нас в Телеграме