Почему пока невозможно начать эксплуатировать китайский электромобиль "из коробки" и требуется его "допиливать"? Как изменились пути и сроки доставки авто из Китая? Какие еще препятствия к завоеванию белорусского рынка "электричками" из КНР существуют сегодня? Об этом Смартпресс поговорил с сооснователем компании по реализации электрокаров китайского производства в Беларуси Electro-car.by Русланом Куликовским.

Руслан Куликовский 2.png

Почему Китай, как производитель электромобилей, все еще "терра инкогнита"?

То, что в Беларуси до сих пор мало знают о китайских электромобилях, связано с несколькими факторами.

Во-первых, рынок вторичных автомобилей был очень сильно "заточен" на американскую Tesla, которая стала первооткрывателем в электромобилях. Ориентация была на пригон этих авто. Tesla гоняются в нашу страну несколько лет, даже есть какие-то подобия официальных представительств, хотя на деле Tesla официально у нас не представлена.

Второй момент – это ориентация на европейский автопром. Что видно даже по зарядным станциям в наших городах. Представлены два формата быстрых зарядок – европейский CCS Combo 2 и общемировой CHAdeMO.

Заправка.jpg

Китайский же GB/T, к сожалению, пока не был востребован. Производство электромобилей в КНР ориентировано, в первую очередь, на внутренний рынок. Там до последнего времени не делали ставку на экспорт электромобилей. В 2019 году, с введением в Беларуси новых правил растаможивания электромобилей, открылась возможность "потрогать" китайские электромобили, и в 2020-м мы нашей молодой командой привезли первые "электрички" с китайского рынка. Это было первое поколение, переделки с ДВС, а не полноценные платформы, разработанные с нуля.

И количеством, и качеством

Китайский автопром сделал огромный скачок. Создавая свой сайт, мы думали наполнить его всеми китайскими производителями электромобилей. Когда их количество перевалило за 200, поняли, что это было "утопической" идеей.

По нашим подсчетам, сегодня в Китае уже около 300 производителей электрических автомобилей. Из наиболее известных, которые мы уже привозили в Беларусь, - BYD, GAC, JAC, Weltmeister, XPeng. Два последних бренда, кстати, создают свои модели по патентам Tesla.

Салон.jpg

Тот же XPeng P7, я считаю, лучше, чем Tesla. Есть много новинок на китайском рынке, которые превосходят американские и по функционалу, и по качеству изготовления и отделки.

"Китайцы" могут стать новыми "народными авто" в Беларуси

Семимильными шагами развивается Geely. В отличие от большинства китайских автопроизводителей, эта компания нацелена на экспорт электромобилей. И даже на производство в других странах.

На белорусском рынке в сложившихся условиях шанс стать "народной маркой" имеет именно Geely. Если в ближайшие полгода-год на сцену не выйдет другой сильный китайский игрок.

Авто.jpg

От морского фрахта к "Шелковому пути"

Сегодня проблемы с логистикой испытывает весь мир. Первые электромобили из Китая мы привозили фрахтом. Это была контейнерная загрузка, машины плыли морем через Клайпеду, на доставку трех авто в Минск "под ключ" уходило до $5 тыс. Потом цена взлетела. Одна из фрахтовых доставок в "коронавирусном" 2020-м обошлась нам в $18,5 тыс.

С этого года случился хаос в логистике. Когда мы начинали, то смеялись над идеей везти машины автовозом из Китая, за 12 тыс. км. Сейчас же это выгоднее, чем морем, железной дорогой и т.д. Идем по "Шелковому пути".

Авто 2.jpg

Время поставки сегодня варьируется от месяца до 3,5-4 месяцев в худшем случае, при форс-мажорных обстоятельствах.

Что нужно "допилить" перед использованием авто из Китая?

Многие автомобили имеют только китайский интерфейс. Мы создаем команду, которая будет не только доставлять электромобили, но и помогать в дальнейшем обслуживании, включая "перепрошивку".

Также, первое, с чем сталкивается потребитель, - переходники. Электромобили, которые мы доставляем, ориентированы на внутренний китайский рынок, а у КНР – свой формат всех зарядных станций. Это касается и быстрой, и медленной зарядки.

Заправка 3.jpg

Мы общались с министром энергетики. Рассматривается установка в Минске нескольких электрозарядных станций с "пистолетами" GB/T – для оценки востребованности. Пока же можно пользоваться переходниками или заменить вилку на европейскую.

Завоюют ли китайцы белорусский рынок?

Если общемировая ситуация и отношение некоторых стран к Беларуси не будет меняться, то, я думаю, к концу следующего года мы почувствуем серьезный приток китайских электромобилей к нам.

Как быстро китайские бренды вытеснят с рынка ушедшие или сократившие свое присутствие марки из Европы, США и других регионов, предугадать невозможно.

Geely.jpg

Дело пошло бы быстрее, если бы китайские предприятия действительно посмотрели на нас как на перспективный рынок. Пока же этого не наблюдается. Китай сейчас стремится перевести на электромобили всех внутри своей страны. Китайцев – полтора миллиарда. Девять миллионов белорусов как потенциальный рынок… Это равносильно одной их провинции, даже меньше. Чтобы организовать у нас в Беларуси дилерство, нужно преодолеть достаточно серьезные требования к одобрению транспортных средств. Любой производитель, входя на рынок СНГ, должен представить кучу документов, автомобили на краш-тесты, хотя такие уже производились в самом Китае.

Если наши правительства смогут наладить сотрудничество, со стороны Беларуси будет послабление в рамках одобрения типа транспортного средства, а КНР, в свою очередь, отступит немного от своей консервативности, то рынок перестроится на порядок быстрее.

***

Видеоверсию беседы можно посмотреть на нашем YouTube-канале.