Чтобы безопасно и комфортно перемещаться из точки А в точку Б, кроме умения рулить, а также различать педали и знаки, желательно владеть правилами невербального общения водителей. Как не быть автохамом? Как поблагодарить, извиниться? Почему “правильно” - это не всегда по правилам? И главное, почему этому не учат в автошколе? Смартпресс встретился с автоблогером, инструктором по контраварийному вождению Марией Вашкевич

1-Мария Вашкевич.jpgЧто отличает вежливого водителя?

Надо больше ориентироваться не на правила дорожного движения, а на конкретную дорожную ситуацию. Я, например, ловлю зрительный контакт с другими водителями, слежу за динамикой автомобилей, натурально веду у себя в голове диалог с каждым из водителей. Мы все ошибаемся, и важный принцип: дай дорогу ДРУГОМУ, будь готов уступить приоритет. 

2.png

Отношение к ПДД должно быть как к правилам этикета - они помогают понимать друг друга быстрее, но не определят, кто первый, например, входит в дверь. Если я стою у двери и мне удобнее, чем моему спутнику-мужчине открыть дверь, я ее открываю, а не он, отталкивая меня :). То же с правилами на дороге. Не нужно следовать им дословно. Тем более очень часто и не получается: то машины припаркованы не по правилам и нужно нарушать разметку, то мы сами вежливо пропускаем выезжающего со второстепенной дороги. 

Какие есть сигналы, знаки у водителей и что ими можно сказать? 

3.png 

Когда между водителями есть зрительный контакт - общаемся обычными жестами. На удалении пользуемся звуковыми и световыми сигналами. Прежде всего, световыми, потому что звуковой сигнал по ПДД используется только для предотвращения дорожно-транспортной ситуации. 

1. Гудок - это крик. Орать на других гудком - нельзя. Гудеть можно только для предотвращения еще большей беды, а не для того, чтобы поторопить водителя, который зазевался на светофоре. Например, на остановке загорелся зеленый, а машина перед вами не движется. Сначала пару секунд надо подождать, потом поморгать. Потом можно подать легкий короткий сигнал клаксона. Но дальше нельзя сигналить. Если водитель не отреагировал, включаете сигнал поворота и выезжаете. 


2. Морганием мы предупреждаем об опасности. Это не только пост ГАИ, но и пьяный на дороге или лось на обочине. 

3. Моргание дальним и сбрасывание скорости - сигнал тому, кто стоит на второстепенной - проезжай. 

4. Моргание левым поворотом - вежливая просьба уступишь дорогу (если действительно надо). При этом, сдвигаясь левее, чтобы водитель впереди вас видел, важно держать дистанцию. Если дистанцию не держать, это нервно и опасно, а кроме того, водитель впереди не видит световых сигналов.

5. Аптечка к окну – срочно надо проехать в больницу и тд. 

4.jpg

6. Аварийка используется либо для извинений, либо для благодарности. При этом нужно помнить, что за рубежом этот жест может быть расценен, как сигнал экстренного торможения и иметь плохие последствия. За рубежом в качестве сигнала благодарности используют попеременный сигнал левого и правого поворотника.  


Миссия - согнать тихохода. Кто прав в крайнем левом? 

В Беларуси нет понятия безлимитных дорог. Кому-то моргать и сгонять с полосы - невежливо. Имеют право “сгонять” с дороги только машины со спецсигналами. Во всех других случаях - это хамство. Водитель как бы говорит: исчезни, дай дорогу более быстрому. 

5.jpg

Это работает только там, где есть безлимитные автобаны - в Германии. Но и в Германии на автобане тебе моргают не “пропусти”, а предупреждая об опасности: “я еду свои законные 240, а ты со 180 создаешь опасную ситуацию”. Непонятно, почему у нас многие ездят по немецким правилам. 

5a.jpg

Важно! Не тихоходы мешают тем, кто спешит, а те кто спешит, создают другим неудобства на дороге.


Топ дорожного хамства: 

  • Несоблюдение дистанции, подпирание сзади. От этого есть хорошее лекарство - включить надолго аварийку - подпирающие испаряются. 
  • Опережение по обочине, т.н. обочечники. Это как лезть в кассу без очереди, всегда за чей-то счет. У нас не все понимают, что автомобильная пробка - это очередь из живых людей, которые тоже хотят в туалет, спешат домой. Единственное, кому во многих странах официально разрешено опережение по обочине - мотоциклисты. 
  • Торможение в последний момент перед перекрестком, переходом и т.д.  Это вынуждает автомобиль на главной снижать скорость, чтобы предупредить возможную аварию. Соответственно снижается скорость всего потока.  
  • Ездить “по пяткам” пешеходов - а если пешеход уронил что-то, споткнулся? 
  • Торопить других на светофоре - сигналить и выражать недовольство. 
  • Не пропускать перед собой машины при перестроении.  Это "зэковские" понятия - если перед тобой кто-то встал - тебя оскорбили. У нас даже в автошколах так учат. А ведь дистанция существует как раз для того, чтобы было легко перестроиться. Если не держать дистанцию, это вынуждает водителя, который не может перестроиться, тормозить свой поток или подрезать. 

Причина - в непонимании для чего нужна дистанция, как образуются пробки. У нас считается, что нужно набиться, как селедки в банку, - поближе, никто не должен перестраиваться и тогда поток будет ехать быстро. Но если вспомнить агрегатные состояния вещества: жидкое, твердое, газообразное - они отличаются скоростью и расстоянием между молекулами. Чем больше расстояние между молекулами, тем выше скорость. Если поток разреженный и все держат дистанцию, машины перестраиваются куда им нужно, не тормозя движение.

6.png

Что не так с нашим обучением в автошколах? 

Образование водителей у нас застряло на уровне конца 1970-х. Что такое конец 1970-х? Полторы машины на улице, не нужны никакие парковки, потому что все или встали вдоволь тротуара или загнали авто в гараж. Упражнение по вождению для курсантов так и называется "гараж". Нет параллельной, перпендикулярной парковки, зато есть “гараж”. 

7.jpg

Нет понятия пробок, как их избегать, как правильно выбирать дистанцию. Дистанция - мать движения без пробок. 

Нет ничего об экологичности, о современных автомобилях, о системах безопасности, которые есть практически во всех авто. Зато изучаются системы карбюраторных старинных двигателей. 

8.jpg

До сих пор еще не ввели вождение на автомате. Еще бы учили управлять "фордом Т" с двойным выжимом сцепления!  

При приеме экзамена главное - на заглохнуть. А в Европе заглохнуть - это помарка. Тронуться на ручнике, а потом его снять - тоже помарка. Зато там смотрят, как курсант крутит головой, на каких педалях у него ноги. Если он не посмотрел в мертвые зоны - сразу не сдал. Если при проезде пешеходного перехода не перенес ногу на тормоз и не покрутил головой в поисках велосипедиста - не сдал. 

8a.jpg

Почему у нас все газуют перед перекрестками и едут на “мигающий желтый”? 

Как правильно проезжать пешеходные переходы и перекрестки? - Нога всегда бросает газ и переносится на тормоз! В европейских странах этому учат в автошколе - нельзя добавлять газ перед опасным участком. Наоборот, при подъезде к перекрестку или переходу нужно снижать скорость, даже если горит зеленый. Загорелся желтый - тормози. 

9.jpg

У нас 70% ДТП с пешеходами происходит по вине водителей. Все начинается с автошколы и экзамена. Никто не смотрит, где ноги курсантов. Отсюда столько проблем с перепутанными педалями на автоматах. Люди пересаживаются на автомат и даже с громадным опытом вождения путают педали. 

10-Мария Вашкевич.jpg
Мария Вашкевич, автоблогер, инструктор по контраварийному вождению

Машины не для здоровых и сильных. А для пенсионеров, матерей с колясками, инвалидов. Кто сильнее, тот и несет больше ответственности…


 

Автор Юлия Кочубей