Вчера те, кто доехал до Индустриального парка "Великий камень" под Минском смогли увидеть первый полностью белорусский электрокар. И, несмотря на скептицизм зрителей, обусловленный угловатым дизайном и стоп-камушками под колесами, сам факт появления готового автомобиля, не собранного из различных элементов в Беларуси, а разработанного с нуля, не может не радовать.

Смартпресс поговорил с одним из разработчиков, заместителем начальника НИЦ Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Дмитрием Кабановым - об авто, и о перспективах электротранспорта. (И бонусом -  рекомендации по сохранности батареи электрокара). 

Видео-интервью смотрите в нашем Instagram

Первый электромобиль имеет небольшой запас хода и невысокую скорость - 150 км и 50 км/ч соответственно, однако это обусловлено потребностями заказчика первого легкого электрокара. Им стал Ботанический сад Академии наук. 















Дмитрий, это правда наш белорусский электрокар? И его разработчик - Академия наук? 

Да, мы полностью с нуля разработали легковой электромобиль целиком: и привод, и кузов, и эргономика. Здесь работали дизайнеры, расчетчики, наш центр компьютерного моделирования, который сделал сначала виртуальную модель, потом мы воплотили ее. 

Дизайн немного.. вчерашнего дня. Это осознанное решение: отказ от острых динамичных форм?

Решение шло от функций. Он задумывался как небольшой легкий электромобиль для коммерческого использования. Это пикап, но возможны модификации: он может применяться сервисными организациями для развоза оборудования и сотрудников, для нужд служб доставки. Мы оснастили его электроприводами,всеми электронными блоками, панель приборов, вся эргономика, место водителя - все проработано целиком и полностью.

(Стучим по кузову) Она что, пластмассовая? 

photo_2021-07-16_14-21-24.jpg

Это стеклопластик, здесь даже основная часть кабины сделана не по принципу металлический каркас и пластиковые панели, а это монокок, стеклопластиковый монокок.

Соответственно она менее прочная при … краш-тесте? 

Она такая же прочная, как и металлическая рама. Это специально спроектированный многослойный монокок. Это тоже работа наших ребят.

Это ходовой концепт, который едет - не предсерийная машина, никакой не образец. Сейчас, если будет заинтересованность со стороны каких-либо предприятий по внедрению этого автомобиля в серию, то, исходя из того, какое это предприятия и какие технологические процессы оно использует, мы можем доработать параметры.

На этом проекте мы показали компетенции полной разработки с нуля  вида транспорта, который ранее в Беларуси не разрабатывался  



У этой модели есть будущее? 

Конечно есть. 

При скорости 50 км/ч?

Все спрашивают, почему скорость 50 км/ч. Мы ее ограничили искусственно. Эта машина не имеет права движения на дорогах общего пользования. Проходить сертификацию на концепте - не совсем правильно. Мы заложили, все что необходимо для прохождения сертификации в будущем, но данная машина не имеет права эксплуатации на дорогах общего пользования.

Это не просто не выставочный образец, это реальная машина, которая будет эксплуатироваться. Ботанический сад предложил: давайте мы будем ее эксплуатировать у себя на внутренней территории. Мы с точки зрения безопасности ограничили скорость 50 км/ч. 

А какая скорость  возможна? 

130-140км/ч - это стандартная скорость, большие скорости производители электромобилей обычно не закладывают, хотя кто-то закладывает. Максимально разрешенная скорость на трассах в наших странах 120 км/ч, запас в 250 км/ч не нужен. 130-140 - этого достаточно, чтобы совершать маневры.

А запас хода? 

150 км у конкретно этой машины. Здесь небольшая совсем батарея. Мы ее выбирали, исходя из потребностей этой машины. Если она будет эксплуатироваться на закрытой территории в рамках Ботанического сада или предприятия как развозная, у нее должен быть запас хода, который позволяет день ее эксплуатировать и ночью спокойно заряжать. Если эта модель получит выход на дороги общественного пользования и коммерческую сферу применения, объем отсеков для батареи позволяет оснастить ее. 

Батареи мы закупаем?

Ячейки закупаем, потому что литий в Беларуси еще не нашли (смеется). Нефть нашли, а литий еще нет. Весь мир идет по такому пути: ячейки закупаются у производителей, которые имеют доступ к месторождению лития  других химических элементов, но ячейки - это составная часть батареи. Конфигурация и электроника - это основное. Потому что срок жизни батареи напрямую зависит от того, как она спроектирована и какие алгоритмы электронных блоков ею управляют. Если на батарею подать избыточный ток, любая ячейка быстро выйдет из строя. Или если не соблюдать тепловые режимы. 

Как увеличить срок службы батареи?

Это все зависит от того, кто, как, где заряжает батарею. Быстрая зарядка в любом случае негативно влияет на батарею.

То есть зарядка из своей розетки  ночью гораздо более полезна? 

Конечно. Менталитет владельца электромобиля  очень отличается от менталитета владельца ДВС (двигателя внутреннего сгорания). Когда ты на ДВС, ты понимаешь, что когда заканчивается топливо, тебе надо  искать заправку. Заправка всегда  далеко от дома, так как она должна быть в безопасной черте, так как там взрывоопасные материалы. 

Электромобиль - как мобильник. Когда ты с утра проснешься, у тебя он на 100 процентов заряжен, ты ходишь по городу, делаешь свои дела а в случае если вечером ты поехал не домой, а заряд у тебя близок к концу, ты ищешь или кафе или торговый центр, где можно зарядится настолько, чтобы добраться домой и не пропасть со связи. Так мыслят и владельцы электромобилей. 

Спрос будет на такие авто? 

Судя по тому, насколько уже спрос растет, всем найдется место под солнцем. 

Вообще наш центр занимается разработками электроприводов для широкой линейки машин. Вот сейчас льдозаливка, которая в воздухе болтается (рядом идет погрузка комбайна по льдозаливке на платформу) - она тоже электрическая. Весь привод разработан нашим институтом. Это уже серийная продукция МТЗ. До сих пор использовали дизельные двигателя, но сейчас общий тренд использования электротранспорта. В плане выпустить 35 штук. И это первая партия. 

Беседовала Юлия Кочубей