В последние годы киберспорт перестает казаться своеобразным спортивным арт-хаусом. В Беларуси уже 8 лет функционирует соответствующая федерация, а наши игроки входят в состав интернациональных команд и весьма успешно проявляют себя на международной арене. Один из таких – Игорь Солодков, в онлайн-мире более известный как lollipop21k. Стример и амбассадор компании Fonbet в студии Смартпресс рассказал о заработках в своем виде спорта и развеял миф о пагубности влияния геймерства на психику игроков.

Заработать можно много, а доход делится поровну
На выходных в Румынии прошел финал представительного турнира PGL по “Counter-Strike”. Удобный предлог, чтобы расспросить о соревновательной системе, которая существует в самом популярном на планете “шутере”.
– Есть так называемые “мейджоры” – это сродни чемпионатам мира. Их проводит компания Vаlve – создатель “Сounter-Strike”. Соревнования, которые проходили в городе Клуж-Напока, имеют статус чуть ниже. Там участвуют все те же именитые команды, огромное количество зрителей, но организует их не компания-производитель. Хотя суммарный призовой фонд примерно схожий. На подобных турнирах он варьируется в размере от $500 тыс. до $1,5 млн. На команду, кстати, они почти всегда делятся поровну. Как правило, в каждой существуют контракты, где прописывается, какой процент получает тот или иной игрок, какой – у организации и тренера. Победу сейчас одержала команда MOUZ. Она зарегистрирована в Германии, но состоит из игроков разных стран Европы, – рассказывает собеседник.
В деле команда MOUZ. Фото berliner-zeitung.de.
На каком уровне сегодня белорусский киберспорт?
Интересно выяснить, насколько конкурентоспособны белорусские геймеры на мировом и европейском уровне.
– К сожалению, мы, как киберспортивная страна, пока котируемся низко. На соревнованиях в Клуж-Напоке наших команд не было. Хотя кое-какие достижения есть. В 2020 году белорусская команда Nemigа пробилась на чемпионат мира в Рио-де-Жанейро, который, правда, был отменен из-за коронавируса.
Nemigа – одна из сильнейших команд в истории белорусского киберспорта. Фото nemiga.gg.
Появление же внушительного числа мастеровитых игроков пока затруднительно.
– В Беларуси появлялись кибершколы, но они почти сразу умирали. В стране попросту нет специалистов, которые могли бы давать знания и опыт на должном уровне.
В “Сounter-Strike” разберется каждый – даже бабушки и дедушки
У каждого поколения разные вкусы. Не так уж часто у детей сохраняется интерес к тому, чем увлекались родители. Это касается не только музыки, но и компьютерных игр. Многие из них вышли из моды, а “Сounter-Strike” продолжает быть популярным на протяжении двух десятилетий. В чем секрет?
– Это одна из первых киберспортивных дисциплин. Она как бы появилась сама по себе, без поддержки компании-производителя. Все турниры в начале 2000-х зародились только благодаря фанатам-адептам. Они сами занимались организацией. Но количество игроков возрастало, появлялись новые операторы, которые взяли на себя проведение соревнований. Когда в 2012 году уже вышла новая версия CS:GO, компания Vаlve решила взвалить все на себя, утвердив упомянутые “мейджоры”. То есть CS:GO был жизнеспособен и сам, но 12-13 лет назад случился поворотный момент.
Атмосфера на “мейджоре”. Фото pley.gg.
Солодков приводит и еще одну причину актуальности “Сounter-Strike”.
– В игре очень низкий порог входа. Не нужно разбираться в каких-то героях, способностях, предметах. Есть две противоборствующие стороны – спецназ и террористы. Они друг в друга стреляют. Грубо говоря, даже мои бабушка и дедушка, которым под 80 лет, понимают, что происходит. А есть игры, где никогда в жизни, не погрузившись, не догадаешься, о чем это.
За психику геймеров можно быть спокойным?
Кстати, о бабушках и дедушках. Старшее поколение любит высказать опасения и побрюзжать: мол, перепутают игру с реальностью, сломаются психологически и возьмут в руки реальное оружие…
Игрок в “CS” за работой. Фото ghostcap.com.
– Среди профессиональных игроков ничего подобного не встретишь, – заверяет Солодков. – Они воспринимают это как работу. Допускаю, что какие-то любители могут “ломаться”. Но тут важно не то, чем он занимается. Если есть проблемы, человек может найти и в книгах какие-то деструктивные мысли. Так что игры сами по себе не вызывают отклонения. Просто они стали настолько популярны, что их пользователями является огромное количество людей с самыми разными “тараканами”. Но проводить параллель между геймерством и психическими расстройствами не стоит.
Не хобби, а уже профессия
Вместе с тем, теперешнему поколению начинающих геймеров проще. Выросли их родители, которые и сами в прошлом с трудом отлипали от монитора, а значит, они могут лучше понять детей и уже не зудят, что надо сесть за учебники или выйти на улицу.
– В некоторых европейских странах, как, например, Дания, уровень лояльности к киберспорту очень высок. Там и в школе, и в университетах есть своего рода кружки и факультативы. Более того, даже киберспортивные факультеты. Поэтому количество игроков намного больше, чем в Беларуси. У нас об этом говорить пока сложно. Родители потихоньку начинают понимать, что это не бессмысленная трата времени, когда у детей появляются деньги. Первые турниры, первые контракты, первые зарплаты – это очень меняет отношение. Если родители видят, что в 15 лет ребенок имеет уже $200-300, они скажут, чтобы он занимался, чем хочет. Главное – чтобы законно.
Игорь Солодков. Фото из социальных сетей героя.
Игорю и самому приходилось в детстве встречать непонимание со стороны папы и мамы.
– Было немного сложновато. Пришлось забрать документы из университета. Я очень сильно хотел играть. И пока не получил первые деньги, родители опасались, что мне суждено мести улицы, ведь “без образования – никуда”.
Чтобы быть среди лучших, надо играть по 14 часов в день
Сидеть за компьютером денно и нощно – это легче, чем заниматься физической активностью? Стример так не считает и приводит свои аргументы.
– Нам сложнее, чем футболистам. У Криштиану Роналду две тренировки в день и два матча в неделю по два часа. А киберспорт, казалось бы, легкодоступен. Не нужно никуда ехать, не “забиваются” мышцы, он не травматичен. Однако, чтобы быть одним из лучших, надо играть по 14 часов в день. Необходимо много тренироваться и буквально жить этим. Придется очень многими вещами жертвовать – учебой, работой, друзьями, семьей и в какой-то степени даже здоровьем. Так что не стоит думать, что быть геймером – это легко. Если готовы посвятить всю жизнь, тогда – пожалуйста. А если нет, то нет и смысла сидеть часами за компьютером.
Игорь Солодков. Фото Смартпресс.
В киберспорте, как отмечает Солодков, есть совместный тренировочный процесс, который выматывает сильнее всего.
– Существует такое понятие как буткемп. Тренеры, менеджер и игроки собираются в одном доме. Туда ставятся 5-6 компьютеров, и вся команда живет какое-то время вместе, ведет совместный быт. У некоторых команд такое длится до полугода. Скажу честно, это тяжело – жить с незнакомыми людьми, а работа – это всегда стресс, иногда случаются конфликты и споры, а уйти от этого нельзя.
Игорь Солодков за монитором. Фото из социальных сетей героя.
Со стороны возникает впечатление, что киберспорт – это история исключительно про усердие. К успеху приводит многочасовое оттачивание мастерства за монитором, а не какое-то генетическое умение верно держать мышку или нажимать на кнопки клавиатуры. Так ли это?
– Киберспорт – это, как и обычный спорт, симбиоз таланта и трудолюбия, – замечает наш герой. – Самые одаренные, если не будут работать, ничего не добьются. Но очевидно, что даже не будучи вундеркиндом, все равно можно преуспеть за счет старания.
Автор: Григорий Трофименков.