"Это, если хотите, миссия" – так на вопрос о том, с чего начался Fizcult, отвечает основатель сети здорового и спортивного питания Вадим Фатеев. И, кажется, не лукавит. Из его историй – недавно компания отказала паре потенциальных партнеров – те воспринимали франшизу только как способ заработка – становится понятно: Fizcult для Вадима больше, чем бизнес. Почему так важно быть в теме спортпита, а не просто продавать его? Об этом, а также о белорусском протеине (который сделать реально – был бы инвестор) – в нашем интервью.
Вадим Фатеев
"Глобального интереса к спортпиту не было"
История сети здорового и спортивного питания Fizcult началась 12 лет назад. Вадим – в прошлом профессиональный спортсмен – после завершения карьеры пробовал себя в разных областях: автобизнесе, строительстве, логистике… И даже в журналистике – курировал рубрику “Здоровое питание” в одном из корпоративных изданий. Но, несмотря на хорошие должности и высокие заработки, не чувствовал себя “на своем месте”.
– Очень хотел вернуться в спорт, – признается собеседник. – Но не мог: из-за того, что готовился к соревнованиям с высокой температурой, получил осложнения на сердце. Я по-прежнему тренируюсь – 3-5 раз в неделю. Однако мой профессиональный путь, к сожалению, закончился.
Впрочем, это не помешало Вадиму “восстановиться” в спортивной сфере – просто уже в другом амплуа.
– На тот момент сегмент спортпита в Беларуси был плохо развит: ни магазинов, ни выбора, – вспоминает он. – С другой стороны, глобального интереса к таким товарам тоже еще не было. Это сейчас здоровье в тренде, и люди начинают понимать, что тот же протеин (белок – Прим.редакции) – не только “для качков”. А тогда основными клиентами магазинов спортивного питания были именно спортсмены. Поэтому нашей задачей было не просто удачно зайти на “пустой” рынок, но и продвинуть идею: наша продукция – не только для профессионалов, она для всех.
Вадим отмечает: несмотря на внушительный опыт работы на руководящих позициях – в том числе в продажах, на старте собственного дела он набил немало шишек.
– К примеру, открываем одну, две, три точки – а потом приходится закрывать. Потому что надо было с самого начала просчитать их окупаемость, – поясняет бизнесмен. – Я же как думал: чем больше – тем лучше. Оказалось, с таким подходом уходишь разве что в минус (улыбается). Нужно меньше полагаться на эмоции и прежде, чем что-то делать, раскладывать план на молекулы.
"Большая часть наших клиентов – не спортсмены"
В процессе беседы Вадим несколько раз делает акцент на том, что спортпит – не какая-то “история для избранных”. Интересуемся, за чем в Fizcult обычно приходят непрофессионалы – и так ли их много.
– Возможно, вы удивитесь, но 70% наших клиентов – адепты здорового образа жизни, а не профессиональные спортсмены, – с улыбкой поясняет собеседник. – Например, к нам часто обращаются те, кто проходит реабилитацию после серьезных болезней или хирургических вмешательств. Их за протеином (без которого полноценное восстановление невозможно) отправляют доктора.
Также люди приходят за пищевыми добавками, витаминными комплексами, полезным перекусом – у нас широкий ассортимент батончиков, шоколада, конфет без сахара. Так что утверждение, что “спортпит – для качков” – не больше, чем стереотип. Мы даем людям возможность быть здоровыми, – описывает свой бизнес он.
Да, есть среди клиентов в том числе и люди, которые активно посещают залы. Они обычно приходят со списками от своих тренеров. Кстати, консультанты эти списки прилично сокращают: наша задача – или, если хотите, миссия – помочь покупателю, а не просто “продать побольше”.
“Не хотим работать с теми, для кого это просто бизнес”
Сегодня супермаркеты Fizcult (пока их 4) есть практически в каждом крупном торговом центре столицы. Работает также интернет-магазин, а часть ассортимента представлена и на маркетплейсах – Wildberries и Ozon. В общем, бизнес работает как часы. Но останавливаться на этом Вадим и его команда не собираются.
– Пришло время масштабироваться – вот мы и "завернули" во франшизу, – комментирует собеседник. – Нести здоровье в массы – это же круто! К счастью, многие этот подход разделяют: интерес к франшизе оказался выше, чем мы ожидали.
Несколько контрактов уже подписаны: вскоре магазины сети появятся в Солигорске и Гомеле. Идет поиск франчайзи в других городах. Правда, части потенциальных партнеров, признается Вадим, пришлось отказать.
– Франчайзи – лицо бренда, – поясняет он позицию компании. – Мы очень дорожим своей репутацией, и не можем – да и не хотим – работать с теми, для кого это просто бизнес.
Список требований к будущим франчайзи скромный, но строгий. И один из ключевых пунктов – вовсе не наличие опыта в сфере продаж.
– Самое главное – чтобы наш партнер был "в теме" здорового образа жизни, – говорит Вадим. – И сам его придерживался. Ведь к нему люди будут нести свои “боли”, приходить с вопросами, на которые важно уметь отвечать. Вот вы купили бы что-нибудь у консультанта, который не разбирается в ассортименте своего магазина? Вряд ли. И я не купил бы. Без личной вовлеченности эта история не сработает – вот о чем речь.
"Спортсмены не поверили, что это белорусский протеин"
Еще одно направление развития бизнеса – создание собственных продуктов питания.
– Я очень амбициозно смотрю в сторону импортозамещения, – признается Вадим. – Более того: мы уже изготовили несколько позиций, и сейчас разрабатываем для них упаковку и получаем соответствующие документы. Но чтобы продолжать двигаться в этом направлении, нужны инвестиции. Поэтому мы активно ищем тех, кто готов вложиться в эту историю – тогда мы точно перевернем рынок.
По словам собеседника, с сырьем в Беларуси проблем нет: протеин и батончики на его основе, аминокислоты – все это можно делать у нас и на нашей “базе”. Причем продукт на выходе получится дешевле, чем европейские аналоги. Но вот с доверием к качеству отечественных продуктов, считает бизнесмен, вопросы есть.
– Приведу пример. Мы регулярно поставляем продукцию российских брендов. Качество – восторг. Я знаю, о чем говорю: наша команда регулярно посещает заводы в Европе, и никаких “уникальных” технологий там нет – наши соседи делают так же круто, как и они. Однако продать европейское все равно проще: зарубежным производителям больше доверяют. Полагаю, с нашим продуктом – по крайней мере, на старте – будет так же.
– И как планируете переубеждать покупателей?
– Дегустации, дегустации и еще раз дегустации, – улыбается Вадим. – Мы уже раздали наш протеин спортсменам. Они же врать не станут: если продукт нерабочий, так и скажут. Так вот, они поначалу не поверили, что это белорусский белок – настолько высокого он качества. Аналогов на нашем рынке ему точно нет.
А еще, говорит Вадим, важная составляющая успеха – верить в то, чем занимаешься.
– Тогда появится доверие и у покупателей, – резюмирует он.
Фото Смартпресс.
*Партнерский материал