Минск — город танцевальный. В очередной раз убедиться в этом можно будет уже в ближайшие выходные: в столичном Дворце спорта 23 и 24 сентября при поддержке БСБ Банка пройдет статусный интернациональный турнир "Гордость Беларуси". Что представляет собой заявленная программа двоеборья, по каким критериям оцениваются выступления, допустимо ли на трибунах свистеть и "отрываться" — с такими вопросами Смартпресс взял в оборот титулованного белорусского танцора, а ныне тренера и председателя спортивного комитета Белорусского танцевального союза Артема Козыро.

танцы12.jpgАртем Козыро

Двоеборье — "стандарт" и "латина"

Турнир "Гордость Беларуси" — один из серии календарных, но первый в новом сезоне. Как рассказал Артем Козыро, на паркет выйдут не только  сильнейшие дуэты страны, призеры мировых и континентальных первенств, но и те, кто только начинает свой путь к успеху.

танцы5.jpgНа соревнованиях “Гордость Беларуси!” выступают танцоры всех возрастов. В том числе и соло

Соревнования пройдут в 60 (!) категориях в открытых и классовых группах — как среди детей, юниоров и молодежи, так и среди взрослых пар и мастеров соло. Конкуренцию белорусам составят около сотни танцоров из России.

танцы11.jpg

— На протяжении двух дней спортсмены исполнят зажигательные латиноамериканские танцы и элегантную европейскую программу, — делится Артем. — А в двоеборье определятся победители из числа лучших дуэтов Беларуси. Поясню суть действа. Существуют всего три вида программы: латиноамериканская, европейская и двоеборье. Последнее — самое сложное для пар. Здесь сумма баллов выводится по результатам двух дисциплин. Как правило, многие тандемы в какой-то период карьеры делают выбор. 

танцы2.jpgЕвропейская программа - это шикарные бальные платья и отточенные до последнего движения танцы

В нашей стране многоборье практикуют почти все. И это радует — хочется видеть как можно больше универсалов. Но бывает, что в одной дисциплине всё супер, а во второй не клеится. Многое зависит от темперамента спортсменов. Не хватает харизмы, эмоции, человек более "аристократичен" и сдержан — ему ближе европейская программа. А горячей, импульсивной личности "стандарт" порой кажется скучным. И он практикует более энергичную и яркую "латину".

танцы10.jpgНаграды Артема Козыро

Шесть критериев оценки

В спортивных бальных танцах нет обязательной программы, как, например, в фигурном катании. Вся хореография — свободная. Однако существуют четкие критерии оценок, которые прописаны в правилах.

Танцы-2.png“Латина” - это драйв, страсть и эмоции

— В финале все шесть дуэтов находятся на площадке одновременно. В течение полутора-двух минут судьи должны оценить их выступления, — поясняет профессионал. — Опытным арбитрам достаточно, по сути, десятка секунд, чтобы составить базовое впечатление об уровне спортсменов. Ключевых судейских критериев шесть. Главный — ритм и тайминг. Не попасть в ритмический строй — грубейшая ошибка, вызванная обычно эмоциональным перехлестом. Однако со взрослыми танцорами такая неприятность случается редко.

танцы4.jpg

Кроме ритма, оцениваются  линии тела — вертикальные, горизонтальные, их красота и плавность. Далее — движение и динамика, техника исполнения и взаимодействия в паре, "музыкальность" или передача в танце музыки, демонстрация элементов искусства, а также владение площадкой, способность ориентироваться в ее пределах. Желательно, чтобы не было столкновений. Они происходят, и это не критично. Однако опытные пары высокого уровня стараются "разложить" танцевальное пространство так, чтобы комфортно маневрировать и включать элементы импровизации.

танцы9.jpg

Артем Козыро не отрицает, что фактор судейской субъективности присутствует — по аналогии с фигурным катанием и художественной гимнастикой.

— Однако последствия пристрастности или личных впечатлений микширует количество арбитров. Их минимум семь, но обычно — девять и больше. Из оценок всех рефери и складывается общая сумма баллов. На выходе получается объективный результат, - говорит он.

Десять танцев под знакомые мелодии

Удивительно, но танцоры перед выходом на паркет не знают, какая будет звучать музыка! Оказывается, в таком важном компоненте цари и боги — специально обученные звукорежиссеры и звукооператоры.

танцы.jpg

— Тем, кто не является знатоком спортивных танцев, это может показаться дополнительным стрессовым фактором для танцоров, — улыбается Артем. — А на самом деле, есть определенный набор ритмов, аранжировок. Их, конечно, множество. Однако практически все они нам хорошо знакомы. Сюрпризов бывает мало, и они не особо пугают и не влияют на качество выступлений. Повторюсь, общая стилистика неизменна. Взять двоеборье для наглядности. Исполняются пять танцев одной и другой программы. В латиноамериканской — ча-ча-ча, самба, румба, пасодобль и джайв. В европейской — медленный вальс, квикстеп, танго, венский вальс и медленный фокстрот. Огорошить участников музыкальным сопровождением при четком наборе танцев вряд ли возможно.

танцы8.jpg

Освистывание танцоров — дурной тон

Как фанат дела всей своей жизни, Артем огорчается, что во время турниров на трибунах мало "случайных" людей — тех, которые непосредственно не связаны с этим видом спорта. По большей части зрительские ярусы заполняют профи, а также родители, друзья и знакомые спортивных "бальников".

— Понятно, что нам хотелось бы видеть на аренах и в залах как можно больше болельщиков "с улицы", а не только своих близких. С другой стороны, обывателей нужно понимать, завлекать и готовить. Да, при внушительном количестве пар смотреть предварительные туры зачастую утомительно. Постоянно одни и те же участники и танцы, смешение категорий — у неподготовленного человека голова пойдет кругом. Но на этот случай у нас есть дельная рекомендация: приходить на вечерние отделения, когда проходят полуфиналы и финалы. Шесть пар, все сконцентрировано, видно и понятно.

танцы7.jpg

К дилетантскому критерию оценок танцевального спорта "нравится — не нравится" у Артема Козыро и близко нет высокомерного отношения.

 — Это — зрительское восприятие. И тоже критерий, почему нет? Более того, профессионалы часто практикуют после турниров общение с вопросами — а что вам понравилось, что нет, а почему? Человек ведь не просто так высидел программу. На уровне эстетического восприятия он всегда чувствует, где искренне и круто.

Артем подчеркивает: соревнования по танцам не подразумевают камерной тишины на трибунах. Чем больше шума — тем круче антураж, тем больше драйва у спортсменов.

танцы3.jpg

— Реакция публики создает дополнительную атмосферу. Конечно, спортивные бальные танцы — это не футбольный матч или противостояние матадора с быком. Существуют рамки приличий. Освистывание, улюлюкание считаются дурным тоном. Но у нас этого почти нет — всё на позитиве. Напротив, поддержка тех, у кого что-то не получается, — в порядке вещей. Бывают, конечно, и реплики, и возгласы обиды. Но это  спорт и сопутствующие ему эмоции.

Новые вызовы Артема Козыро

Сам Артем уже не участвует в соревнованиях — повесил бальные "шузы" на гвоздь в 2018-м, станцевав свой последний чемпионат мира по многоборью. Сейчас он перспективный тренер. А еще занимает должность председателя спортивного комитета Белорусского республиканского танцевального союза. Курирует организационные вопросы, контролирует присвоение спортивных разрядов.

танцы6.jpg

— Это новый виток жизни и карьеры. Развитие в другом направлении. Но именно развитие, а не стагнация в личностном и профессиональном планах — когда совершенствуешь не только себя, но уже и других людей, учеников. И я продолжаю тоже учиться вместе с ними. Они мне помогли посмотреть на танец со всех сторон. Поразительно, но я, постоянно находясь в поиске, открываю для себя в танцах новое — после стольких лет на паркете! Никогда нельзя останавливаться. Я помню состояние посткарьерной "ломки": жил в режиме регулярных тренировок, погони за результатом — и вдруг нет ни целей, ни задач. Образуется пустота. Важно после мощного "движа" не впасть в депрессию и найти занятие. У меня получилось переключиться. 

Фото smartpress.by