Белорусский тяжелоатлет Андрей Арямнов — олимпийский чемпион Игр-2008 в Пекине, победитель и призер первенств мира и Европы, неоднократный рекордсмен планеты. Сегодня помудревший олимпионик дает советы, совершенствуется на тренерском поприще и продолжает в ветеранском возрасте брать медали на помосте. Как не сломаться под запредельными нагрузками, зачем штангисту ум и youtube — Андрей Арямнов рассказал в контексте цикла "Как вырастить чемпиона", совместного проекта Смартпресс и Betera, лидера индустрии беттинга в Беларуси.
Андрей Арямнов
Больше материалов цикла читайте по хештегу #как вырастить чемпиона
В тридцать пять — медаль опять
Слухи о том, что Арямнов окончательно завершил спортивную карьеру, ходят не один год. Но на недавних Играх стран СНГ в Минске он снова вышел на помост и завоевал бронзовую награду — в 35 лет. При этом перфекционист по натуре, Андрей не скрывает недовольства собой.
— Показал не очень хороший результат. Да, я был самым "старым" участником соревнований. С другой стороны, доказал, что есть еще порох в пороховницах. Тем более ощущалась нехватка времени на подготовку в силу разных обстоятельств. Сейчас планирую подлечить травмированное плечо — хочу завершить активные выступления в следующем году, на Играх дружбы в России. Эти старты — альтернатива Олимпиаде, куда у меня уже нет никакой возможности попасть. А мое долгое отсутствие на помосте объясняется просто: не имею ни денежного финансирования, ни медикаментозной поддержки из каких-либо источников. Поэтому приходится готовиться за свой счет.
“Несмотря на добродушный и упитанный внешний вид, стержень внутри меня — стальной!”
В современном профессиональном спорте становится все больше долгожителей. Насколько долог соревновательный век тяжелоатлета, и какие факторы определяют продолжительность карьеры — эти вопросы всегда актуальны в большой штанге.
— К сожалению, талантливые молодые штангисты зачастую слишком рано покидают профессиональный спорт, — сетует Арямнов. — Это связано высокими нагрузками, которые провоцируют повреждения и болячки. Но если делать все правильно, грамотно поставить технику, соблюдать питательный и фармакологический режимы, своевременно давать организму отдых и не забывать про отпуск на море, то костный корсет будет долго сохранять прочность. И можно выступать хоть до сорока лет.
Андрей Арямнов с “золотом” Олимпиады-2008 в Пекине
Сила есть — ум тоже надо
Тяжелую атлетику еще образно называют "железными играми". Отсюда и споры: чего в этом виде спорта больше — адского труда, боли или демонстрации физических возможностей человека? Атлет убежден: многое в плане стратегии, поведения, способности "выживать" зависит от тренеров. Но и спортсмен — не просто инструмент в руках наставника.
— Работоспособность зависит от желания человека пахать. В этом плане тренер может лишь направлять и советовать. В то же время хороший тяжелоатлет — думающий. Он постоянно анализирует предыдущие действия и моделирует последующие. "Сила есть — ума не надо" — это не про квалифицированного штангиста. Он должен мыслить тактическими и стратегическими категориями, тщательно следить за собственными ощущениями. Я давно вывел для себя формулу: если что-то очень болит — это слабая часть тела. Сильные не болят. Вот на том, где тонко, нужно вовремя сосредотачивать внимание. Это позволит задержаться в спорте надолго, - рекомендует олимпийский чемпион..
Хотел быть красивым и накачанным
Игровые виды, теннис, единоборства, биатлон — те спортивные сегменты, на популярность которых в нашей стране не влияют никакие катаклизмы. И количество желающих заниматься ими как раньше, так и сейчас большое. Но школьник Андрей когда-то выбрал суровую штангу.
— У меня был сосед — двукратный чемпион Советского Союза среди Вооруженных сил. Крепкий, атлетичный человек, похожий на бодибилдера, — вспоминает наш герой. — Мне очень нравилось, как он выглядит. И я начал упорно его просить отвести меня в тот зал, где становятся такими красивыми накачанными мужчинами. В конце концов, он взял меня за руку и отвел в секцию. С тех пор моя жизнь связана с тяжелой атлетикой. Но вот беда: я так и не стал красивым и атлетичным парнем. Многие мне открыто говорят, что я никак не похож на спортсмена. Скорее на толстенький маленький пирожок. "Да ну? Это тот самый Арямнов?" — такую фразу мне приходится слышать частенько. Некоторые хотят помериться силами и самоутвердиться за счет чемпиона. Но не советую: несмотря на добродушный и упитанный внешний вид, стержень внутри меня — стальной.
Трудолюбие и характер важнее генетики
Многие звезды спорта подчеркивают, что для занятий тем или иным видом спорта ребенку не обязательно обладать какими-то специфическими природными данными, выдающейся физиологией и фактурой. Главное — желание.
— Родителям не помешает вспомнить себя в детстве, к чему они были предрасположены, какими физическими особенностями обладали, — говорит Арямнов. — Это даст определенное представление о задатках ребенка. Ну а дальше посмотреть на физическое развитие сына или дочки. На толщину рук, бедер, на рост и ширину плеч, другие проявляющиеся характеристики. Скажем, у меня довольно длинные ноги, но короткое туловище. У многих штангистов наоборот. Поэтому в нашем виде вот главу угла ставится правильная техника и своевременность выполнения различных упражнений. Повышенное внимание — тем местам, которые "проседают". Биологическая предрасположенность — это прекрасно. Но, повторюсь, самое важное с малых лет — трудолюбие и усердие в тренировках. Тяжелая атлетика — это не футбол или баскетбол со сменой активностей в них, игровым азартом. В штанге очень важны работоспособность и сильный характер.
Андрей Арямнов с семьей
Многие большие спортсмены выстреливают в зрелом, иногда даже ветеранском возрасте. У Андрея Арямнова совершенно другая история — уже в 20 лет он стал олимпийским чемпионом. Секреты столь ранних успехов бывают разными.
— У меня есть свое видение, — рассуждает олимпионик. — Во-первых, я пришел в тяжелую атлетику хоть и в 10 лет, но уже неплохо подготовленным. Я был приучен к физическому труду. В доме, где родился, стояла печь. И чтобы ее топить, нужно было найти дрова, пилить, колоть, таскать их. Плюс огород, на который надо было носить ведра с водой. Так что к 10 годам я созрел в серьезного крепыша. Теперь могу с уверенностью сказать, что работы по хозяйству, труд с детства и заложили фундамент моих побед. Все остальное — приложилось.
Любовь к огороду Андрею Арямнову привили с детства
Можно предотвратить 90% травм
Травмы в тяжелой атлетике неизбежны. Насколько это частое явление, какие наиболее болезненные, как минимизировать риски получить повреждение — эти вопросы резонно беспокоят родителей.
— Допустим, в футболе многие травмы внезапны в силу контактности, мобильности вида, — сравнивает Арямнов. — В тяжелой атлетике 90% травм можно предвидеть и предотвратить — если грамотно тренироваться и следить за реакциями тела. А вот оставшиеся 10% — это то, что относится к пределу человеческих возможностей, который сугубо индивидуален. Случается, что штангист получает нечаянные травмы, вроде бы учитывая все нюансы квалифицированной подготовки. Но в какой-то момент он хочет преодолеть личный предел возможностей — и "ломается". Вот почему я повторяю, что в тяжелой атлетике важно думать головой и анализировать.
Тренер в реале и дистанционно
Андрей Арямнов всю жизнь тренировался, а сейчас сам преподает в СДЮШОР по улице Чапаева, 19 в родном Борисове. Куда, пользуясь случаем, приглашает всех желающих. Чемпион считает эту спортшколу своим домом.
— Здесь у меня есть возможность предложить собственные наработки и опыт тем, кто ищет индивидуальные занятия и особый подход. Вкладываю с соратниками в это дело всю душу. Кроме того, занимаемся популяризацией штанги с помощью своего youtube-канала, где даем уроки и ценные советы от мастеров.
Немногие в курсе, что у Арямнова немало дистанционных учеников в зарубежных странах — Бразилии, Великобритании, Германии. Есть даже в Китае. Андрей старается шагать в ногу со временем и понимает, что современные ресурсы нужно использовать на полную катушку.
— Я давно осознал важность соцсетей и интернета для саморекламы. Никто другой за меня продвижение осуществлять не станет. Плюс для меня очень важно рассказывать о себе правду. Потому что я столкнулся в молодости с потоком недостоверной информации о себе. Было неприятно и несправедливо. Можно сказать, первоначально я освоил соцсети с целью говорить об Арямнове правду и отвечать на вопросы. А потом занялся промоушеном тяжелой атлетики, своих тренерских наработок и знаний, делился опытом лечения травм и способами восстановления? – говорит он..
Ученики Андрея Арямнова есть даже в Бразилии!
Допинг — это фармакологические войны
Допинговая проблема — бич мировой тяжелой атлетики. В чем ее корни, и как с ней бороться — эти скользкие вопросы вызывают у некогда рекордсмена мира тяжелый вздох.
— Если честно, допинг для меня — категория не совсем понятная, — говорит Андрей Арямнов. — Есть медикаменты. Они придуманы для устранения различных физиологических сбоев и болезней. Но этих средств — бесконечное множество. Есть созданные еще в СССР, есть придуманные за рубежом. Идет самая настоящая фармакологическая война с целью "убить" конкурентные рынки. Отсюда конфликты интересов, когда наши препараты становятся допингом, а заграничные — современным легальным лекарством. Получается, многие медикаменты, которые должны присутствовать в подготовке спортсменов, становятся запрещенными и заменяются другими. Вспомнить историю с тем же мельдонием — средством для укрепления сердца. Все это — бизнес-индустрия и методы ведения борьбы в ней.