Андрей Кулебин — многократный чемпион мира и Европы в различных версиях любительского и профессионального таиландского бокса и кикбоксинга. А еще — наставник неоднократной чемпионки мира Екатерины Вандарьевой, тренер знаменитой школы с 30-летней историей "Кик Файтер". В новом выпуске цикла "Как вырастить чемпиона", совместного проекта Смартпресс и Betera, лидера индустрии беттинга в Беларуси, топовый боец рассказал, почему считает единоборства философской системой, за что благодарен белорусскому телевидению и по какой причине может выгнать ученика из зала.

Больше материалов цикла читайте по хештегу #как вырастить чемпиона.

Андрей Кулебин муай-тай 1.jpgАндрей Кулебин в студии Смартпресс

Единоборства — философия жизни

Кто-то считает боевые единоборства вполне классическим спортом, кто-то — дракой по определенным правилам, а для кого-то они — способ эмоциональной разрядки. Андрей Кулебин старается избегать пафоса. Но убежден: всё гораздо глубже. Спорт, регламентированная драка, выплеск адреналина — это лишь составляющие широкого понятия.

Андрей Кулебин муай-тай 2.pngАндрей Кулебин с коллекцией чемпионских поясов

— Все, что перечисляет обыватель при упоминании единоборств, попадает в точку. Однако мне ближе понятие "боевые искусства", потому что они для меня — в первую очередь, жизненная философия. Самореализация, но не просто через развлечение, а через самоорганизацию, самодисциплину в преодолении трудностей и страхов. Бойцовские виды спорта подразумевают жесткость. И диктуют определенное отношение к окружающему миру, людям.

Баннер Betera 7.png

Энергию драки перенаправляем в спортзал

Андрей не сомневается, что спортивные единоборства были предначертаны ему судьбой. А триггером послужили мальчишечьи инстинкты, которые проявлялись острее, нежели у большинства сверстников. Поэтому Кулебин так благодарен самым близким людям, чутко уловившим настроение и особенности темперамента сына.

— Я ведь рос очень энергичным ребенком. И, если честно, настоящим хулиганом и большим любителем подраться. Настолько, что даже школы и улицы мне для разрядки не хватало, — смеется спортсмен. — К счастью, родители вовремя поняли, что такую энергию срочно нужно куда-то перенаправить. И по окончании первого класса отвели в секцию таэквондо.

Андрей Кулебин муай-тай 3.pngУ начинающих кикбоксеров — все по-взрослому

Но переключение на спорт поначалу не слишком угомонило забияку. И только в процессе подросткового созревания пришло "просветление" и осознание себя человеком, занимающимся серьезным делом и в определенном режиме.

— Годам к 13 я стал значительно спокойнее и концентрированнее. Без подсказок со стороны появилось понимание, куда следует направлять энергию, желания и мысли. Зародилось иное отношение к спорту — как к возможной профессии, искусству. А главное, мои занятия уже приобретали признаки философии. Поменялись поведенческие модели. Я понял, что единоборства — это не только и не столько поединки. И от этого понимания появились уравновешенность, хладнокровие, необходимые во многих жизненных ситуациях.

В тайбокс — благодаря телевидению

В 1990-х на белорусском телевидении выходила популярная программа "Асілак", в которой известный телеведущий Владимир Довженко увлекательно рассказывал и силовых и бойцовских видах спорта.

Андрей Кулебин муай-тай 4.pngТаиланд — родина муай-тай

— Однажды, и вряд ли случайно, я увидел выпуск этой передачи, посвященный таиландскому боксу, он же муай-тай, и кикбоксингу. Даже сюжет по телевизору произвел на меня сильное впечатление, — вспоминает чемпион. — Не помню в деталях подростковые реакции, но меня притянуло магнитом. Уже состоявшимся профессионалом всегда говорю: муай-тай — боевое искусство с сохраненной историей и эстетикой, техникой и тактикой. А незначительные спортивные ограничение еще больше придают ему красоты. Не просто зрелищности, а именно красоты — невзирая на жесткость, бескомпромиссность и открытость боя. Мое восхищение не проходит с 13-14 лет, когда я непосредственно начал заниматься в знаменитой сегодня спортшколе "Кик Файтер".

В 1-2 классе ребенок уже готов к бою

Тайский бокс, кикбоксинг — спортивная, но все-таки драка. Со скольких лет идеально начинать? По словам Андрея Кулебина, единых рекомендаций не существует. Однако профильные международные сообщества страхуются: во избежание детского травматизма советуют не торопиться приводить детей в школы единоборств.

Андрей Кулебин муай-тай 3-1.jpg

— В развитии детей вообще ничего не следует форсировать. Но и находиться в плену надуманных страхов не стоит. В секциях все под контролем, — успокаивает опытный тренер. — По моему мнению, 1-2 классы — оптимальный возраст для начала занятий единоборствами. Хотя, опять же, все индивидуально. Помню, к нам даже детсадовских ребятишек приводили. И в 5 лет им отлично "заходили" тренировки. Однако дети тоже разные. Есть те, которые еще слабо социализированы. Им тяжело воспринимать атмосферу в зале, большое количество ровесников вокруг. Тем более, если они помладше. В детском спорте год-два разницы — это существенно, а иногда и пропасть.

Тем родителям, которым все-таки неймется растить бойца "с пеленок", профессионал советует начать с групп подготовительной подготовки.

— Таких сейчас хватает. Более того, в бойцовских видах — это тренд. В этих группах детки еще не вступают в контакт в ринге. Закладывается координационная база, ОФП — кувырки, отжимания, прыжочки, растяжки. Ну и потихоньку прививаются азы: правильные передвижения и постановка ног, как держать руки и наносить удары. В результате тело и психика ребенка к 7-8 годам подготовлены для занятий в секции.

Андрей Кулебин муай-тай 5.pngЮные воспитанники знаменитой школы "Кик Файтер"

А еще Кулебин добавляет: ни в коем случае нельзя делать из ребенка "родительский проект" и решать за него, чем заниматься. Другое дело — мягко подвести, предоставить возможность выбора.

— Родители все увидят и поймут. Им всего лишь нужно быть внимательными к склонностям сына или дочки. Одному нравится бегать и плавать, другому — крутить педали велосипеда и играть в футбол. Применительно к нашей теме — допустим, парнишка любит контактно соперничать. Но ему не нравится бить. Значит, пусть пробует бороть. Дать выбор, направить и "прочитать" таланты — вот задача родителей.

Топовая экипировка не нужна

Экипировка — это то, что во многих видах спорта зачастую отпугивает пап и мама высоким ценником. Таиландский бокс, конечно, не хоккей, но затрат на "доспехи" тоже требует. На беглый взгляд может показаться — немалых.

— Я бы не назвал единоборства дорогой сферой, — успокаивает Андрей. — В сущности, нужен только, как у нас выражаются, "вход" для тренировок. Шорты, майка, перчатки, шлем, защитные накладки, капа — список вроде бы внушительный. Но, во-первых, не стоит приобретать все и сразу. Для стартовых месяца-двух достаточно майки и шорт. Вдруг через пару недель отпрыск банально заявит: ай, не хочу, не нравится. А во-вторых, астрономических сумм не потребуется. По факту за $250 можно полностью экипировать спортсмена. Не надо покупать топовую экипировку, если только родитель не хочет выделиться. В остальном, что нужно, подскажет тренер.

Катя Вандарьева — образцовая ученица

Андрей Кулебин в тандеме с тезкой Коцуром вырастили мировую звезду муай-тай Екатерину Вандарьеву. Девчонки в единоборствах — это нормально? На этот вопрос у профессионального бойца нет однозначного ответа.

Андрей Кулебин муай-тай 6.pngЖенская эстетика единоборств от чемпионки мира Екатерины Вандарьевой

— Как ни удивительно, но в целом я противник женского присутствия в ринге. Девушки — это нежные существа. И мне тяжело смотреть, как они колотят друг друга. А еще эти слезы, травмы, расстройства... Однако есть девчонки, которым это реально подходит. Которые горят боем, способности очевидны, желания — через край. Катя Вандарьева — яркий пример. Красивая и женственная. Но при этом с характером, стремлением, исполнительная, трудолюбивая и дисциплинированная. При таких качествах в сочетании с талантом ее выбор, конечно, был правильным. Важно, что с ней было легко. Отсутствовала постоянная необходимость включать "папу" или психолога.

Ринг и улица — разные миры

Не такое уж редкое явление: кто-то может захотеть применить бойцовские навыки в повседневности — просто так, от избытка сил и энергии... Андрей убежден: донести до ученика посыл "ринг — один мир, а улица — совершенно другой" — задача наставника.

Андрей Кулебин муай-тай 7.pngОдин из многочисленных боев белоруса Андрея Кулебина

— У нас в "Кик Файтере" возникали неприятные ситуации с ребятами постарше, лет по 15-16. Такими, которые не осознавали проблему и даже хвастались тренерам своими "победами" за пределами зала. Естественно, они были отчислены. И в качестве неизбежного наказания, и в назидание другим. Но крайние меры — это следствие. В идеале тренер должен упреждать попытки учеников немотивированно применить какие-то навыки на улице. Объяснять, что делать это допустимо лишь при крайней необходимости — для защиты слабого или девочки, предотвращения преступления, самообороны. Это ведь и является краеугольным камнем философии единоборств. И такая прививка нужна с раннего детства.

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.


Все новости спорта в нашем новом Telegram-канале.