Для цикла “Как вырастить чемпиона?” Юрий Грабовский — едва ли не идеальный персонаж. Отец самого результативного белорусского хоккеиста в истории НХЛ Михаила Грабовского именно растил из сына яркого форварда, позже намолотившего в форме "Монреаля", "Торонто", "Вашингтона", "Нью-Йорк Рейнджерс", "Вегаса" 296 (125+171) очков в 534 матчах и четырежды признававшегося лучшим игроком Беларуси. Может ли в семье ученых или музыкантов появится спортсмен, почему не зазорно таскать за сыном спортивные баулы и к чему нужно быть готовым, если отдаешь ребенка в хоккей — об этом Юрий Грабовский рассказал в новом материале совместного проекта Смартпресс и Betera, лидера индустрии беттинга в Беларуси.
Папа инженер? Главное – чтобы любил спорт
Может ли в семье условно музейного работника и учителя музыки появиться хоккеист, футболист, теннисист? Юрий Александрович полагает – да. Но при важном условии: должна быть если не фанатичная родительская погруженность в спорт, то как минимум увлеченность.
– Основываюсь на личном примере. Мой папа был инженером. Но он приветствовал мои активные занятия спортом. Правда, особых успехов я не добился. Возможно, где-то упустил момент для рывка, где-то в силу ленности. Но я был влюблен в спорт – хоккей, футбол, дворовые баталии.
Юрий Грабовский в студии Смартпресс
Отец хоккеиста рассказывает, что когда родился Миша, в душе прочно поселилось желание: реализовать с сыном мечты, которых не достиг сам.
– Изначально эта цель захватила меня. А потом – и взрослевшего Мишу. Благодаря прекрасным тренерам он стал известным спортсменом. Проявил характер и упроство в сложные периоды. Однако и я всегда был рядом – с помощью, советами. Если в родителе нет этого азарта, увлеченности – мне сложно представить, что в такой семье появится спортивная знаменитость.
Как Миша не стал музыкантом
Любить спорт тоже можно по-разному. Например, лежа на диване с пивом и орешками. Но такой формат не для семьи Грабовских.
– Я довольно серьезно занимался в юности конькобежным спортом. Будучи уже взрослым человеком, не прекращал еженедельные занятия на любительском уровне игровыми видами. Регулярно собирались с друзьями и "забивали" футбольные, баскетбольные "пульки".
Длинноволосый имидж молодого Михаила Грабовского – от любви к рок-музыке
Маленький Миша все впитывал и проникался папиной "спортивностью". При этом его судьба могла дать крутой зигзаг: Михаил Юрьевич едва не подался в музыканты. Еще одна пламенная страсть Грабовского-старшего – музыка. Наверное, "музыкальность" тоже передается генетически. Однажды педагоги послушали, как мальчик четко отбивает пальцами ритм. И отобрали его в музыкальную школу. Но Мишина карьера музыканта оборвалась, так и не начавшись.
– Он даже не попробовал. У нас была назначена тренировка на одно время с вводным музыкальным уроком. Куда пойти – для нас выбор был очевиден. Вы удивитесь, но "на кону" тогда стоял не хоккей, а большой теннис, – улыбается Юрий. – И это была не последняя ситуация, когда сыну приходилось выбирать. Он подавал надежды в теннисе. А в футболе вообще заметно выделялся среди сверстников и считался очень перспективным.
Михаил отлично играл в футбол, а после хоккейной карьеры даже числился игроком ФК "Крумкачы"
Выбирать увлечение должен сам ребенок
Вечная тема: при выборе спортивной стези родитель должен следовать интуитивным детским "хотелкам" или направлять или даже управлять желаниями ребенка? Юрий Грабовский сторонник демократичного подхода.
– Абсолютно уверен, что определяться необходимо самому ребенку. А папам и мамам поддерживать детские стремления. Да, в 8-9 лет тяжело сказать, кто из мальчишки вырастет – футболист, хоккеист или разгильдяй. Впереди долгий путь проб и ошибок. Маленький спортсмен тоже хочет правильно найти вид, где у него лучше получается, есть успехи, где он чувствует свою силу. Для нас с Мишей на определенном этапе сомнения отпали: это хоккей. А знаете, что еще послужило триггером при окончательном выборе? Мы года три уже занимались профессионально хоккеем в парке Горького у тренера Валерия Евгеньевича Смирнова. И как-то он без обиняков заявил: Мишка будет футболистом! Тогда я и понял, что сын точно станет хоккеистом. В том числе из чувства противоречия, несогласия с тренерским вердиктом.
Два отца и два сына: Михаил, Джагер и Юрий Грабовские
Клюшка – $200. А еще коньки, краги, шлем…
В каком возрасте можно и нужно ставить ребенка на коньки – вопрос из категории риторических. Юрий считает, что все диктует время. В его детстве пацанов не отдавали в хоккей в 3-4 года. Сейчас это в порядке вещей.
– Смотрю на своего внука – он в 5 лет такое на коньках вытворяет! Помню, Мишу привел в хоккейную секцию в четыре с половингой года. И его сразу определили в “фигурное катание”: это была общая физкультура, элементарные подготовительные упражнения, навыки скольжения. Очень важно, чтобы к моменту выхода на лед ребенок был хотя бы минимально подготовлен. Чтобы для него занятия не превратились в стресс.
Выбор экипировки огромный, разбежка цен – тоже
О дроговизне занятий хоккеем не рассуждает только ленивый. И многих это отпугивает. Грабовский-отец подтверждает: хоккей – действительно ощутимый удар по родительским кошелькам.
– Когда хорошая детская клюшка стоит $200, не все себе могут позволить такой инветарь. Коньки – тоже цена запредельная. Это дорогой вид спорта, – откровенно говорит Юрий. – И не сэконимишь по принципу "навырост". Нужны и конечки в размер, ни в коем случае не на два больше, как в мое время бывало. И краги удобные, по руке. Шлем не "на бровях", защитная аммуниция. Экипировать хоккеиста – не для всех подъемная история… Но если есть возможность, то что жалеть?
В форме "Торонто Мейпл Ливз"
Хоккея без боли не бывает
Хоккей – сверхрежимный и изнурительный вид спорта. Мотивировать ребенка на ранние подъемы, таскание тяжеленных баулов, продолжительные тренировки – дело непростое.
– Конечно, мы сталкивались с такой проблемой. Но нытья не было. Всего раз Мишка вдруг заявил: мол, не пойду на тренировку. Но это прекратилось в течение десяти минут, – смеется Юрий Александрович. – Каким-то образом я нашел нужные слова, а сын – молодец, все понял. А ведь такие трудности переживают многие, если не все.
Грабовский категорически не согласен с излишне требовательными и жесткими тренерами, которые критикуют родителей: дескать, что вы за ним няньками ходите, сумки таскаете? Он должен сам!
– Я сына жалел, – признается отец спорстмена. – И попросту экономил его силы для тренировок. Но это не значит, что я против детской самостоятельности и дисциплины. Для меня просто важнее, чтобы он постель за собой заправил, вещи сложил и расставил аккуратно. А баул и я могу помочь поднести.
"В хоккей играют настоящие мужчины" – строка из песни, ставшая девизом этого вида спорта. Но ведь дети, случаются, плачут, иногда им бывает больно и страшно. Если мальчишку впечатали борт, поставили фингал, попали шайбой в незащищенное место, и он вернулся домой в слезах – как успокоить и вернуть вкус в хоккею?
– К этому надо быть готовым, когда приходишь в хоккей. Бойцовские задатки должны быть. И терпение. Это издержки вида спорта.
Михаил Грабовский – в форме сборной
Михаил стал большим спортсменом, но так и не сыграл на Олимпиаде
С одной стороны, Михаил Грабовский – звезда белорусского хоккея, самый результативный белорус в НХЛ. А с другой – в его послужном списке не так много значимых титулов. Плюс раннее завершение карьеры из-за травм.
– Все мы максималисты. То, чего достиг Миша, – для меня громадный успех. Я горд, – рассуждает отец хоккеиста. – Но, имея возможности получить более высокие награды, не все шансы удалось использовать. Я говорю и о Кубке Стэнли, и о медалях чемпионата мира. Конечно, меня это огорчает. Парадокс: сын провел столько матчей, стал самым результативным белорусским игроком в сильнейшей лиге – и ни разу не сыграл на Олимпийских играх. Это фатальное невезение. Но так сложилась жизнь. И то, что есть, надо ценить. Михаил сделал себе очень хорошее имя и в Беларуси, и за океаном.
На тренерском мостике минского "Динамо" в сезоне-2020/21
Переход Грабовского-сына на тренерскую работу казался перспективным шагом. Однако сейчас карьеру коуча Михаил вынужденно поставил на паузу. Сказались проблемы со здоровьем, вызванные многочисленными сострясениями мозга. Это осложняется длительными перелетами в той же КХЛ. Грабовский-старший поведал, что сейчас Михаил занят менеджерской работой в национальной сборной и воспитанием троих детей, ради которых готов жертвовать амбициями. Но Юрий Александрович не сомневается: если сын вернется к тренерской деятельности – у него обязательно получится.
Больше материалов цикла читайте по хештегу #как вырастить чемпиона
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.