Сегодня велосипед — не только средство передвижения, но и устройство для развлечения, и популярный спортивный тренажер. Рождение и эволюция обыкновенного чуда на колесах — в новом материале совместного проекта Смартпресс и Betera, лидера индустрии беттинга Беларуси.
От Леонардо да Винчи до Сиврака и Артамонова
История изобретения велосипеда обросла мифами и легендами не меньше, чем строительство пирамид. В 1974 году в архиве Миланского католического университета был обнаружен легендарный листок, на одной стороне которого находился якобы чертеж гениального Леонардо да Винчи, а на другой — набросок двухколесного макета. Сегодня считается, что этот рисунок — фальсификация. По одной из версий, в 1960-х два хмельных монаха пририсовали цепь и педали к двум окружностям, которые были нанесены на бумагу великим мастером задолго до этого. По иным гипотезам, так "покреативили" ученик да Винчи Джакомо Капротти или позже сотрудник Калифорнийского университета Карло Педретти.
Тот самый "чертеж да Винчи"
В конце XIX века французский журналист Луи Бодри выдумал графа де Сиврака, который по утверждению борзописца, являлся создателем первого прототипа велосипеда, больше напоминавшего самокат.
Историей "с бородой" стало упоминание о крепостном Ефиме Артамонове родом с Урала, который будто бы сконструировал первого, еще не педального "коня" в 1800-м году и совершил первый в летописи "велопробег" — из Тагильского заводского поселка в Москву. За это он и его семья получили вольную. Но это событие не зафиксировано ни в одном из известных документов того времени, поэтому считается исследователями байкой.
Подошвой по мостовой
Официальной датой создания велосипеда признан 1817-й год, когда профессор барон Карл фон Дрез создал свой "велобег". Правда, от использования устройства быстро изнашивались не велосипедные шины, а подошвы ботинок. Это было двухколесное приспособление, оснащенное рулем, прикрепленным к деревянной раме. Оно напоминало классический в нашем понимании велосипед, только без педалей.
Эволюция "велобега"
В 1839 году суровый шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан, не удовлетворившись придумкой Дреза, внедрил существенные инновации в деревянную конструкцию. Он, наконец, установил направшивавшиеся седло и ножные педали. Но педали нужно было толкать, а седло еще было дискомфортным.
А вскоре на авансцену выходит ничего не ведающий о велосипеде Макмиллана 19-летний мастер по изготовлению колясок по имени Пьер Лалман. Француз оснастил тот самый "велобег" барона фон Дреза педалями на переднем колесе, которые уже нужно было крутить, а не толкать, что существенно облегчало пользование механизмом.
В 1864 году промышленники братья Оливье и каретный инженер Пьер Мишо запускают массовое производство модернизированных Лалманом "велобегов", которые англоязычные пользователи прозвали "дэнди-хорзами". В 1870-х годах получили распространение потешные "пенни-фартинги" — по названию британских монет пенни и фартинг. Они были знамениты огромным передним и маленьким задним колесами. А вот французские военные высоко оценили смешной "пенни-фартинг" и в 1870-1871 годах использовали их в франко-прусской войне для разведки и передачи донесений. С этого момента военная карьера двухколесной новинки пойдет в гору.
В 1867 году было представлено металлическое колесо со спицами, а в 1878-м британец по фамилии Лоусон снабдил велосипед цепной передачей.
"Скиталец", он же "ровар"
Нынешний вид байка мы знаем благодаря Джону Кэмпу Старли, который в 1884 году соорудил "Скитальца" — велосипед, обладающий уже двумя равноразмерными колесами, цепной передачей и седлом между колес. Кстати, колесо он уменьшил не просто так. Одна из историй гласит, что Джон Старли как обычно вскарабкался по стремянке на высокий "пенни-фартинг" и поехал кататься. Спустя некоторое время он обнаружил, что стремянка осталась далеко позади, и слезть с велосипеда не представляется возможным. Название "Скиталец" или "Rover" перекочевало как синоним слова "велосипед" во многие языки. В том числе белорусский — "ровар".
Джон Старли и ровер
Нельзя не отметить и одного из основателей известной компании "Dunlop Tyres" Джона Бойда Данлопа, который в 1888-м создал первосортные “подковы” для железного коня. А именно — каучуковые шины, получившие в итоге массовое распространение.
Как ни странно, педальные тормоза у велосипеда родились аж в 1898-м, что кажется запоздавшим важнейшим дополнением. Вместе с ними увидел свет и механизм свободного хода, благодаря которому появилась возможность ехать, не крутя педалей.
Велосипед в спорте
В наши дни во многих странах Старого Света и в особенности Азии велосипед — незаменимое транспортное средство и полноправный участник дорожно-уличного движения. Но если есть на чем скакать, кататься и тем более ехать, заложенные в человеческой натуре азарт и состязательный рефлекс обязательно возьмут свое. Так произошло и с велосипедом.
Лэнс Армстронг
Сегодня популярность велоспорта по всей планете огромна, армия его поклонников не поддается исчислению. Кто не знает о знаменитых, многодневных и однодневных, велогонках мира — таких как "Тур де Франс", "Вуэльта", "Джиро д'Италия", "Классика Сан-Себастьяна", "Тур Фландрии", "Париж — Брюссель", "Примавера"? Кто не слышал фамилий величайших велогонщиков — Лэнса Армстронга, Альберто Контадора, Алессандро Петакки, Александра Винокурова, Хоакима Родригеса, Филиппа Жильбера? И это речь только о велогонках на шоссе.
Шоссе и трек — короли велопрограммы
Велоспорт удивительно многогранен. Короли спортивной велопрограммы — конечно же, шоссе и трек, набирает обороты маунтинбайк (езда на горном велосипеде). Шоссейные, трековые, горные дисциплины входят в олимпийских реестр и имеют масштабный соревновательный календарь.
Неудивительно, что при такой конкуренции гонщики и велокоманды стремятся ехать в колесо со временем и следовать передовым технологиям — в деле облегчения и апгрейда велосипедов, создания новых типов шлемов, комбинезонов, чтобы сэкономить лишнюю секунду на трассе. Как пример: в 1996 году швейцарская компания ВМС изготовила первый гоночный велосипед с использованием углеродного волокна. И в том же сезоне команда под ее патронажем выиграла "Тур де Франс". В современном велоспорте битва технологий — далеко не последний соревновательный аргумент.
Наталья Цилинская: гоняемся на "карбоне"
Благодаря таким спортсменам, как Александр Лисовский, Евгений Гутарович, Константин Сивцов, Василий Кириенко, Александр Усов, Зинаида Стагурская, Елена Омелюсик, Татьяна Шаракова, Ольга Панарина белорусский велоспорт высоко котируется в мире. Но даже в этом ряду особняком стоит Наталья Цилинская — 28-кратная победительница этапов Кубка мира, 8-кратная чемпионка планеты и бронзовый призер Афинских ОИ-2004 в трековых гонках. Сегодня Наталья Валерьевна возглавляет Белорусскую федерацию велоспорта. И не только по долгу службы считает велосипед великим изобретением и универсальным тренажером.
— Это действительно во всех смыслах эффективное и доступное приспособление в плане оздоровления и досуга, — рассказала Наталья Цилинская. — Шоссейный, горный, прогулочный — можно выбрать велосипед в зависимости от интересов и в любом ценовом диапазоне. Городская инфраструктура в Беларуси располагает к ежедневному катанию. Противопоказания? Их практически нет. Режим переключения скоростей, малые передачи, выбор ландшафта, контроль за самочувствием – всегда можно дозировать нагрузку на суставы.
По словам Натальи Валерьевны, белорусские велогонщики используют технологические новшества: обтекаемые шлемы, современные велотуфли, отлив колодки по ноге.
— В мире велоспорта ставится немало экспериментов, — поведала глава БФВ. — Но есть стандарты, разработанные научными бригадами. Скажем, гоняемся мы на "карбоне". Карбоновый велосипед может быть очень легким. Но не менее 8 кг — чтобы сохранялись жесткость и надежность конструкции и материала. А в остальном — руль да раму никто не отменял.
Другие материалы об истории спортивных изобретений можно прочитать по хештегу #история спорта.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.