В Беларуси киберспорт по-прежнему официально не признают видом спорта. Это уникальная ситуация, когда спортсмены, турниры и даже федерация есть, букмекеры принимают ставки, а спорта как такового не существует. Что происходит в отечественном киберспорте сейчас, зачем ему официальное признание и каковы перспективы, Смартпресс рассказал председатель ОО "Белорусская федерация киберспорта" Денис Богуш.

img_8891.jpg

"Люди боятся киберспорта"

Сегодня Белорусская федерация киберспорта - полноправный и активный член и Международной федерации киберспорта, и Глобальной, и Европейской. И это тоже уникальность ситуации, в которую попал этот, неофициальный в Беларуси, вид спорта. Он признан везде, кроме родины.

- Именно поэтому признание киберспорта - это одна из основных задач федерации, когда-нибудь это произойдет! Мы активно работаем в этом направлении и, приоткрою завесу тайны, уже имеем некоторые подвижки, - отмечает Денис Богуш.

По его словам, причина отсутствия признания банальна – "люди боятся того, чего не понимают".

"Как и все новое, киберспорт сталкивается с определенными стереотипами и предрассудками, которые в наших силах развеять. Так, например, в нашей стране большинство никак не разделяет гейминг и киберспорт. Если взять классический спорт, то это как сказать человеку, который катается на коньках, что он фигурист или конькобежец", - объясняет глава БФК.

P7C25ZaTVN4.jpg

По большому счету, и без официального спортивного статуса киберспорт в Беларуси развивается, спортсмены участвуют в международных соревнованиях, турниры проводятся и в нашей стране. Однако признание может открыть новые возможности, отмечает Денис Богуш.

"Оно позволит проводить регулярные чемпионаты Республики Беларусь, присваивать спортивные звания и разряды, подписывать контракты со спортсменами. Создать многоступенчатую систему подготовки киберспортсменов, основанную на совершенствовании умственных способностей и физической формы, а также судей и тренеров, создавать здоровую конкуренцию среди профессиональных команд, выделив любительские турниры в отдельный вид деятельности БФК", - утверждает он.

Кроме того, статус официального вида спорта упростит общение с государственными органами и организациями, даст возможность использования финансов, направляемых международными федерациями и другие возможности, доступные классическим видам спорта. 

"БФК и БАКС - это две независимых организации, у которых одна цель, но разные пути ее решения"

- Признание официальным видом спорта - это успех и если, хотя правильнее будет сказать когда, это произойдет, в этом будет заслуга всех тех организаций, которые над этим работали.  Но признание - это отнюдь не конец, а только новый виток развития истории киберспорта. Ведь оно влечет за собой еще больший объем работы и еще большую ответственность за отрасль, - заглядывает вперед Денис Богуш. "Для меня, как для человека более 20 лет занимающемуся индустрией гейминга и киберспорта интересно довести это дело до конца, с точки зрения поставленных перед собой целей, чтобы потом двигаться дальше уже с новыми целями", - добавил он.

GXqLsWIMHmA.jpg

На данный момент в Беларуси есть две крупные организации, занимающиеся развитием киберспорта. По словам Дениса Богуша, "Белорусская федерация киберспорта и Белорусская ассоциация компьютерного спорта -  это две независимых организации, у которых одна цель, но разные пути ее решения".

А вот что касается взаимоотношений между БФК и БАКС, то тут все сложнее.

- В цепочке наших взаимоотношений с австрийским правлением БАКС, к сожалению, где-то существует провал. Причины отсутствия диалога, или нежелания вести его, мне неизвестны. БФК неоднократно передавала информацию для Гельмута Дуза (председатель правления БАКС). Диалог мы пытались вести через доверенных лиц ассоциации (резидентов РБ), чьи контакты общедоступны, но ответа ни разу мы не получили, - рассказывает глава БФК.

Денис Богуш уверен, что взаимодействие БФК и БАКС могло бы оказать положительное влияние на уровень развития киберспорта в Беларуси и процесс законотворчества в данной области. "Развивая киберспорт и взаимоотношения с другими организациями, мы можем улучшать как существующие, так и будущие проекты, жизнь рядовых киберспортсменов и простых любителей", - добавил он.

"Сейчас происходит перестройка экономики киберспорта"

В прошлом году некоторые бренды, которые вкладывали деньги в киберспорт, ушли с белорусского рынка. Денис Богуш называет это "перестройкой всей экономики, партнерств и взаимодействий".

- У кого-то серьезные просадки, кто-то наоборот захватывает рынок. В нашем случае это скорее циклический период смены партнерств. У кого-то в приоритете выживание, кто-то готов развивать киберспорт вместе с нами дальше, с прицелом быть лидерами этого зарождающегося рынка.

Сам факт того, что контракты были расторгнуты из-за ухода брендов, очень сильно потрясло, более того мы понимаем, что возвращение будет не быстрым и мы вынуждены будем искать замену в том числе и качественному продукту, который какое-то время будет недоступен на рынке, все это, конечно, не радует, мы привыкли к горизонту планирования в 1 год. Что-же, пришло время меняться, - говорит он.

aR0WuIYDruk.jpg

Глава БФК отмечает, что белорусский киберспорт – "это не бизнес проект с четкой сметой, а целое новое направление жизни общества".

- Строительство спортивных и обучающих центров, инвестиции в спорт науку и медицину. Создание собственных игровых продуктов, игровых движков. Ко всему этому мы сможем прийти- вопрос времени. При этом каждый модуль/проект/центр должен быть не дотационным со стороны государства, а иметь своих заказчиков/клиентов внутри и за пределами индустрии, - так видит перспективы развития Денис Богуш.

Возвращаясь к приданию киберспорту официального статуса, глава БФК предлагает представить, что этот шаг "умножение чего-то на два". Если умножать 0, то выйдет в итоге 0, а если, допустим, 10, то получится 20.

- Наша задача сейчас как раз создать что-то, что можно будет умножить. Я имею в виду наличие инфраструктуры, создание качественных клубов в Минске и регионах, понятный свод правил для работы с клубами/игроками, понимание того, как мы сможем взаимодействовать с партнерами после признания. Главный плюс в том, что мы ничего не ломаем, а заново выстраиваем всю систему, где найдется место не только для профессионального киберспорта, но и для любительского, а также гейминга и еще множества смежных областей, - говорит он.

Чего белорусский киберспорт достиг в 2022 году?

Несмотря на все проблемы 2022 года, киберспорт продолжал развиваться. Одним из основных достижений Денис Богуш называет проведение 1 сезона Belarusian Esports Student League.

- Нам удалось провести, наверное, самый массовый турнир за последние несколько лет. Он проходил по 2 дисциплинам - Dota 2 и CS:GO для учащихся колледжей и вузов. Участие в студенческой лиге приняло более 1000 человек. И уже этой весной стартует 2 сезон. В этом сезоне нашим партнером стало Министерство образования. Запуск студенческой лиги - это еще одна ступенька к нашей цели, - рассказал он.

photo_2022-11-15_17-53-25.jpg

На международной арене федерация проводит отборочные соревнования к международным мероприятиям, участвует в международном законотворчестве, участвует в саммитах и международных турнирах. "Никаких ограничений нет. Единственная проблема – вопрос визовой поддержки для наших спортсменов стоит как никогда остро, мы постоянно в дискуссиях и поисках решений", - добавил глава Белорусской федерации киберспорта.

Денис Богуш также рассказал, каким он хочет видеть киберспорт Беларуси в будущем.

- Очень хочу увидеть результаты белорусских игроков, крутые команды с хорошими бюджетами, хорошие площадки для проведения крупных международных финалов, которые проводятся в нашей стране регулярно.

Но самое главное – возможности для людей, которые работают в индустрии. Чтобы после 10 лет в этом самом киберспорте игрок не оставался за бортом жизни, как бывает с некоторыми спортсменами. Пусть бэкграунд игроков, менеджеров и прочих деятелей дает им шанс и дальше развиваться, занимаясь своим любимым делом, - поделился Денис Богуш.


Все новости спорта в нашем новом Telegram-канале.