Вопреки устойчивому стереотипу о "неспортивности" творческой интеллигенции, из авторов, увлекавшихся спортом, писавших о нем и даже пришедших в литературу благодаря ему, можно составить символическую "сборную всех времен". И эта литературно-спортивная All stars будет уникальна и разнопланова. Решили посмотреть, что связывает наших литераторов со спортом. И начнем с классиков белорусской литературы.

Тётка: "инструктор по фитнесу"

Алаіза Пашкевіч 2.png

Невероятно, но факт: первый белорусский литератор, имевший прямое отношение к спорту, — женщина! Алоиза Пашкевич, более известная под псевдонимом Тётка, с ранних лет не считала своим предназначением домашние хлопоты. Но лишь в зрелые 26 лет решилась влиться в студенческие ряды и в 1902-м поступила на "Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования" (Высшие курсы Лесгафта). Для уроженки бедной шляхетской семьи немаловажной была их общедоступность: год обучения обходился в некритичные 30 рублей. При этом выпускники получали диплом институтского образца и знания по анатомии, математике, физике, химии, навыки черчения и рисования. И каждый день углубленно занимались теорией и практикой физических упражнений, гимнастикой, дополнительно — фехтованием. А в зимний период осваивали катание и бег на коньках. Именно на базе этих курсов в 1919 году уже в советской России откроется знаменитый Государственный институт физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.

Алаіза Пашкевіч.png

Правда, захваченная революционной борьбой, феминистическими идеями и творчеством Алоиза отучилась на лесгафтовских курсах только два года из положенных трех. Однако полученные в Биологической лаборатории, а также на лекциях и практикумах Петра Лесгафта знания по анатомии, физвоспитанию, азам медицины пригодились Тётке в будущем. Во львовской эмиграции Пашкевич работала массажисткой. А в годы Первой мировой войны в полевых условиях помогала солдатам как сестра милосердия.

Янка Купала и Якуб Колас: друзья-"гроссмейстеры"

Янка Купала и Якуб Колас 2.pngЯнка Купала и Якуб Колас

Известно, что некоторые сотрудники первой национальной периодической газеты "Наша ніва" заполняли досуг не только творчеством и политикой. Так, Иван Луцкевич тренировал тело гирями и штангой. А Александр Власов в повседневной жизни постоянно катался на велосипеде.

Впрочем, по тем временам это были скорее исключения. Даже не пытайтесь представить будущих звезд беллита, забивающих на лужайке футбольную "пулю" или выписывающих фигурные кренделя на льду. Спортивный максимум Змитрака Бядули, Каруся Каганца, Алеся Гаруна — шахматы. Равно как и столпов отечественной литературы Якуба Коласа и Янки Купалы. Самые народные классики познакомились в 1912 году. И за 30 лет крепкой дружбы немало вечеров скоротали за клеточной доской. Под это дело Купала даже приобрел инкрустированный уральскими самоцветами антикварный шахматный столик.

Янка Купала.jpg

Купала играл покруче Коласа. Но по характеру был куда импульсивнее и очень не любил проигрывать. Ходит байка, как однажды поссорились Иван Доминикович с Константином Михайловичем. Как-то по ходу невыгодной партии Купала на эмоциях обозвал соперника "мужыком". Колас в ответ уколол товарища "шляхцюком". Тогда "шляхетны" поэт сделал "китайскую ничью" — попросту перевернул доску с фигурами. Нам этом партия завершилась. И товарищи пошли "кульнуць па чарцы".

А однажды Иван Доминикович невольно подставил друга, когда они уже были знаменитыми людьми. Купала за шахматами имел привычку что-нибудь напевать. В том числе уличные песенки. Одну из таких подслушал сын Коласа Юра и потом исполнил в классе прямо на уроке: "Дайте мне за рупь с полтиной девицу с огнем..." Представляете выражение лица учительницы, когда мальчик пояснил ей: "Это дядя Янка Купала моему папе такое поет..."

Якуб Колас.jpg

В биографии Якуба Коласа есть еще любопытные факты, косвенно связанные со спортом. Когда писатель отбывал в Пищаловском замке (нынешняя "Володарка") тюремное заключение за организацию нелегального учительского съезда и участие в нем, благодаря сокамерникам он познакомился с гимнастической методикой Йоргена Петера Мюллера — культового датского спортсмена и преподавателя физвоспитания. Позже это нашло отражение в описаниях тюремного быта на страницах трилогии "На ростанях".

Мало кто знает, но Якуб Колас реально способствовал развитию в республике водных лыж, гребного и парусного спорта. Минское море возникло именно по ходатайству писателя: замороженный было проект крупнейшего водохранилища Колас лично продавил на приеме у тогдашнего секретаря белорусской компартии Николая Патоличева. И во всех смыслах как в воду глядел...

Аркадий Кулешов: болельщик, городошник, шахматист

Аркадий_Кулешов.png

Среди литературных корифеев советской Беларуси послевоенной поры по части увлеченности спортом не было равных Аркадию Кулешову. Из собратьев по перу, по сути, только он системно посещал стадионы. В 1945 году, уже на четвертом десятке, народный поэт БССР побывал в Лондоне на футбольном матче "Челси" и московского "Динамо", закончившегося феерической ничьей 3:3. После такого потрясения Кулешов в одночасье превратился в заядлого болельщика и завсегдатая минской арены "Динамо".

Динамо-Челси 1945.jpegФутболисты московского "Динамо" выходят на поле стадиона "Стэмфорд Бридж" перед игрой с "Челси", 1945 год

Другие наши классики не сходили с ума на трибунах, но ради простых забав часто собирались целыми тусовками. Для таких случаев в Доме творчества под Минском в ассортименте имелись и городки, и бильярд, и даже наборы для бадминтона. Тот же Кулешов был большим докой в городошных премудростях и активно "подсаживал" на игру коллег.

А еще Аркадий Александрович считался в литературном окружении главным спецом по шахматам. В них и шашки на дачах и в редакциях рубились многие: Петрусь Бровка и Петро Глебка, Иван Шамякин и Андрей Макаёнок, Геннадий Буравкин и Василь Зуёнок. Но только Кулешов имел взрослый разряд. Рассказывают, что, будучи в составе делегации на сессии ООН в США, народный поэт пропустил все экскурсии — отыскал на ресепшн отеля сильного оппонента и все свободное время просидел с ним за шахматной доской. 

Дома мог играть с друзьями ночь напролет, а рано утром прийти в редакцию "Літаратуры і Мастацтва" в поисках новой "жертвы". Неудивительно, что Аркадий Кулешов входил в руководство шахматно-шашечной секции при спорткомитете БССР. А в 1950-х занял 2-е место на республиканском шахматном турнире, получив в качестве приза охотничье ружье.

Максим Танк: король преферанса

Максим Танк.png

А вот титулом короля преферанса безальтернативно владел Максим Танк. Его сын вспоминал, что отец мог на деньги резаться в карты с Кондратом Крапивой, Максимом Лужаниным, не выходя на двор по трое суток. Неизвестно, было ли в колоде Танка девять тузов. Но он почти всегда выигрывал — иногда по сто и больше рублей, немалую по тем временам "капейчыну". Жена поэта не раз говорила: "Тебе выгоднее в карты играть, чем стихи писать". Танк иногда подозревал, что супруга не шутит.

В следующем материале мы расскажем о том, какую роль спорт сыграл в жизни и творчестве современных белорусских писателей. Чтобы не пропустить, подписывайтесь на наш Telegram. Ссылка - ниже.

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.


Получать все новости оперативно в Telegram.