С чисто спортивной точки зрения карьера Криштиану Роналду идет по нисходящей. Скандальное расставание с "Манчестер Юнайтед", провал на ЧМ-2022 в Катаре и переход в заштатный, по футбольным меркам, саудовский "Аль-Наср" — все это свидетельствует о приближении конца эры великого португальца. Вместе с тем 37-летний уроженец Фуншала был и остается одним из самых успешных людей мира, который продолжает приумножать свои доходы и знает, как это делать.
Жажда наживы или стремление быть первым во всем?
В ноябре Роналду дал нашумевшее интервью, которое, собственно, и послужило поводом для разрыва отношений с "МЮ". В нем португалец, в частности, заметил: "Меня мотивируют рекорды, адреналин. Но давайте начистоту: футбол изменился за последние годы, он превратился в бизнес. Страсть к игре еще не угасла, хотя некоторые вещи удивляют. Но такая сейчас ситуация, весь мир — это бизнес".
Стоит ли удивляться, что вскоре звездный португалец выбрал наиболее прибыльный вариант продолжения карьеры? Он вполне мог задержаться в Европе, примкнув к какому-нибудь гранду, и побороться за еще один титул в Лиге чемпионов УЕФА, но уж больно заманчивым было предложение из Саудовской Аравии. Хейтеры могут сколько угодно обвинять Роналду в алчности и эгоцентричности, но даже они должны признать: у одержимого совершенством португальца не осталось непокоренных вершин на клубном уровне, но есть жажда быть первым во всем, в том числе по размеру заработка среди спортсменов.
Да и Криштиану не такой уж и сноб, каким его рисуют недоброжелатели. Он посол благотворительных организаций ЮНИСЕФ и World Vision. Кроме того, отец пятерых детей регулярно жертвует крупные суммы в частном порядке. К примеру, в 2015 году он выделил $5 млн на устранение последствий землетрясения в Непале, унесшего порядка 8 тысяч жизней.
По условиям двухлетнего контракта с "Аль-Насром" его годовой оклад составляет 75 млн евро. Но с учетом коммерческих выплат гонорар может вырасти без малого в три раза, достигнув порога 200 млн евро. И это лишь подтверждает сказанное пятикратным обладателем "Золотого мяча". Роналду привык к роскоши и не хочет понижать планку доходов даже на исходе карьеры.
Собственный бренд
За годы славы Роналду обзавелся внушительным бизнес-кейсом. Было бы странно, если бы в нем не нашлось отдельной папки для продвижения собственного бренда CR7. Сюда относятся, например, сеть отелей и клиник, специализирующихся на трансплантации волос, тренажерные залы, рестораны. По сведениям СМИ, стоимость бренда составляет $63 млн.
По состоянию на 2021 год Роналду владел десятью клиниками по пересадке волос по всему миру. Первый такой центр открылся в Мадриде в 2019 году, когда форвард выступал за "Реал". Возможно, вскоре лучший бомбардир XXI века расширит и географию своего гостиничного бизнеса. На сегодня наиболее крупные отели бренда Pestana CR7 Lifestyle функционируют в Мадриде (10-этажное здание со 168 номерами и фитнес-залом), Лиссабоне, Нью-Йорке, Марракеше и родном для звезды Фуншале на острове Мадейра. Причем главным заведением считается четырехзвездочный отель именно в Фуншале, ведь там расположен собственный музей Роналду.
Кроме того, Криштиану инвестировал в бренды одежды, средств по уходу за волосами, парфюмерии и многое другое. В частности, у него есть отдельная линейка нижнего белья. Кстати, недавно футболист "МЮ" Алехандро Гарначо привлек внимание тем, что вышел на матч Кубка Англии с "Эвертоном" в трусах бренда CR7. Все бы ничего, если бы к тому времени Роналду не стал изгоем среди фанатов после своего громкого ухода…
С продажи каждого аксессуара под маркой CR7 на счет Роналду поступают 13%. Кстати, цены весьма демократичны и доступны обычным смертным. Например, флакон парфюма 100 мл обойдется в 50 евро. Таким образом, в год у Криштиану выходит до 10 млн евро чистой выручки от продаж продукции своего бренда.
Стоит добавить, что бизнес Роналду строится на сделках с минимальным риском остаться в минусе. Он предпочитает работать только с проверенными спонсорами и убедившись, что овчинка стоит выделки.
Почти половина доходов - вне футбола
В 2016 году Роналду подписал 10-летний контракт с Nike. Это сотрудничество ежегодно приносит ему не меньше 16,5 млн евро. А с учетом бонуса за выигрыш португальцем "Золотого мяча" в 2016 и 2017 году Nike отстегнул ему 20,7 млн евро. Хотя некоторые источники настаивают, что у Криштиану вообще пожизненный контракт с культовым спортивным экипировщиком на $1 млрд, просто эта информация держится в секрете. Так или иначе, в среднем порядка 40% своих денег Роналду зарабатывает на рекламе брендов.
Из других прибыльных сделок стоит отметить соглашения с такими крупными компаниями, как Castrol (15,8 млн евро), ZTE (4,5 млн евро), Armani (4,3 млн евро), Herbalife (2,2 млн евро), KFC (2 млн евро), Clear Shampoo (1,7 млн евро)… Естественно, не обошел Роналду стороной и виртуальный мир. Он был лицом футбольных симуляторов FIFA и PES (Pro Evolution Soccer), вышло смарт-приложение CR7Selfie, позволяющее сделать виртуальное фото с футболистом. Все денежные поступления от этого приложения идут на благотворительность. Вдобавок появилась игра Ronaldo Kick'n'Run, в которой пользователю в образе Криштиану нужно собирать монеты по улицам Парижа, избегая при этом встреч с врагами.
Минувшим летом Роналду объявил о старте многолетнего партнерства с криптовалютным гигантом Binance. По данным британских СМИ, от этой сделки футболист получает по 435 тыс. евро еженедельно. А еще он приобрел авиакомпанию, занимающуюся арендой самолетов. Правда, не сообщается, насколько это прибыльная инвестиция.
Разумеется, соцсети также положительно влияют на финансовое благосостояние КриРо. Португалец первым в мире пробил потолок в 500 млн подписчиков в Instagram. Неудивительно, что каждый пост футболиста в этой соцсети приносит ему около $1,5 млн.
По данным Forbes, в рейтинге самых высокооплачиваемых спортсменов за 2022 год Роналду с доходом 106 млн евро замыкает топ-3, уступая лишь новоиспеченному чемпиону мира и своему главному конкуренту Лионелю Месси, а также баскетболисту Леброну Джеймсу. При этом почти половина заработка Криштиану (50,6 млн евро) получена от предприятий за пределами футбольного поля.
Только два спортсмена зарабатывают больше, чем Роналду, за пределами игровых площадок. Это уже упомянутый Джеймс и легендарный швейцарский теннисист Роджер Федерер. После победы Аргентины на ЧМ-2022 Роналду будет трудно превзойти спортивные достижения Месси. Зато Криштиану превосходит Лионеля в коммерческо-маркетинговом поле. Но, кажется, и это противостояние еще не закончено…
Фото: instagram.com/cristiano, binance.com, pestanacr7.com