В отличие от футбола, в котором, как известно, разбирается каждый, киберспорт – “терра инкогнита” для большинства людей. О том, что представляет собой современный белорусский компьютерный спорт, сколько зарабатывают киберспортсмены и как киберспорт живет в условиях санкций поговорили с гостем Смартэфира, директором киберспортивной организации Pavaga Gaming Александром Молочниковым.
Геймеры - отдельно, киберспортсмены - отдельно
По словам Александра Молочникова, следует разделять просто геймеров и киберспортсменов.
- Геймеры – это люди, которые много играют в свое удовольствие, в свободное от основной работы или учебы время. Киберспортсмены видят в игре свое профессиональное развитие, работают над своими ошибками и стараются двигаться в этом направлении.
Что же касается сложившегося мнения, что в игры играют подростки-"очкарики" - то это стереотип. Мы проводим оффлайн-турниры, на которые приходит много игроков. И по общению, и по внешнему виду вы не найдете отличий от обычных студентов – активные ребята с разносторонними интересами. Возраст разный: есть и 10 летние киберспортсмены, и люди в возрасте 40-50 лет. Но в среднем это 18-24 года. Кстати, наш вид спорта повзрослел – раньше это были, в основном, школьники, сейчас же студенты старших курсов и молодые специалисты.
Сколько зарабатывают киберспортсмены?
О заработках киберспортсменов ходят легенды. Тем более, что на виду огромные призовые на топовых турнирах. Например, на The International 11 (мировой чемпионат по Dota 2) призовой фонд составил около $40 млн. Александр Молочников отмечает, что зарплаты у игроков не такие заоблачные, как, скажем у футболистов. Тем более, что их размер зависит от региона - в США они значительно выше, чем в странах СНГ.
- В странах СНГ топовые игроки в Counter Strike могут получать $20-25 тыс в месяц. В обычной команде среднего уровня зарплата киберспортсмена составляет $2-4 тыс. Кроме того, спортсмены получают проценты с призовых - около 80% призового фонда уходит игрокам, - рассказывает он.
А вот с футболистами киберспортсмены, по мнению Александра, по доходам сравняются совсем не скоро: возможно, “лет через пятьдесят”.
Кстати, по его словам, тренируются киберспортсмены как минимум не меньше, чем представители любого другого вида спорта.
- Ежедневно киберспортсмен занимается по 8-10 часов. В это время входят и игры, как соло, так и в команде, тактические занятия – разбор реплаев (просмотр и анализ проведенных игры), работа с психологом, - рассказывает он.
Отдельный вид подготовки – буткемп. Ближайшая аналогия – сборы в классической спортивной команде. Команда собирается на 10-15 дней на базе (обычно для этого арендуется коттедж) и в течение этого времени игроки живут вместе и постоянно играют. В рамках буткемпа время в игре может доходить до 14 часов в сутки.
Белорусский киберспорт - в отстающих. И вообще пока не спорт
По развитию киберспорта Беларусь отстает не только от признанных лидеров - Кореи, Китая, США - но и от ближайших соседей в лице России и Украины. Меньше команд, внимания медиа, слабее инфраструктура. Но надежда на улучшение есть.
- Если говорить о динамике, то в последние несколько лет в нашей стране киберспорт активно развивается, появилось больше коммуникации между участниками индустрии, количество компьютерных клубов за год выросло практически в два раза. Появляется интерес и аудитории, и партнеров. Если еще пару лет назад маркетологи крупных брендов не понимали, зачем им это нужно, то сейчас они сами к нам обращаются: "Мы знаем киберспорт, не до конца понимаем, что это, но нам интересно и мы хотим пробовать", - рассказывает директор Pavaga Gaming.
Деньги для развития важны и нужны, но они, по словам Молочникова, не являются панацеей:
- Даже если бы в белорусском киберспорте появились какие-то огромные инвестиции, это не сильно повлияло бы на развитие индустрии: нужно воспитывать кадры, развивать инфраструктуру, выстраивать систему турниров.
Но главный шаг, который предстоит сделать и зависящий не только от самих представителей индустрии - это признать киберспорт спортом на государственном уровне. Пока такого официального статуса у него нет. В отличие от России, Украины и других европейских стран.
- Когда признают – станет проще. Хотя бы дети смогут объяснить родителям, что не бесцельно проводят время за играми, а занимаются в спортивной секции, - шутит Александр.
Раз-два-три - и всё: топ киберспортивных организаций страны
Просьба назвать топ-5 белорусских киберспортивных организаций поставила Александра Молочникова в тупик: оказывается, столько в Беларуси попросту нет.
- Если говорить о профессиональном уровне и спорте высоких достижений, то такая организация у нас в стране только одна – это Nemiga Gaming. Еще есть старожилы, которые давно в этой индустрии, собирают команды, занимаются развитием киберспорта – это Pavaga и гомельский центр киберспорта PLATOON. На этом все. Уверенного топа-5 в Беларуси нет, - признался он.
Правда, он отметил, что периодически в стране появляются новые организации с амбициозными целями. Но, как правило, спустя несколько месяцев они исчезают.
По его словам, важным шагом для киберспортивной индустрии стало появление Белорусской ассоциации компьютерного спорта (БАКС) под эгидой А1.
- БАКС начала проводить митапы, на которые приглашают всех участников рынка. На них обсуждаются интересные всем темы. И это здорово! Ведь раньше каждый был сам по себе и иногда возникали неприятные ситуации, слухи, сплетни… Сейчас все более открыто и понятно. Яркий пример – когда мы начали создавать свою арену, многие компьютерные клубы предложили нам свою помощь, хотя, по сути, мы становимся их конкурентами, - объяснил Молочников.
Для организации Pavaga Gaming, которой руководит Александр Молочников, участие команд в крупных профессиональных турнирах не является основным видом деятельности. В первую очередь она - турнирный оператор: организовывает свою серию турниров и выступает подрядчиком для других компаний. А еще есть Pavaga Academy, в которой готовят игроков.
- Академия – это проект для души. Мы бесплатно обучаем ребят, помогаем им стать киберспортсменами. Основные дисциплины, с которыми мы работаем – это самые популярные в СНГ игры ю Counter Strike и Dota. Кроме того, с ребятами работают спортивные психологи. Киберспорт на профессиональном уровне довольно стрессовое занятие. И спортсмены должны уметь контролировать эмоции, правильно вести себя в определенных условиях, понимать, как правильно относится к самой игре, поражениям и достижениям, - рассказал Александр.
Санкции? Это пока не про белорусов
В отличие от представителей других видов спорта, белорусские киберспортсмены под санкции не попали. В том числе и в связи с особенностями проведения турниров.
- Киберспорт отличается от других видов спорта в этом плане. В футболе, например, есть ФИФА, которое устанавливает правила и все должны их соблюдать. В киберспорте права на ту или иную игру принадлежат ее разработчику и именно он устанавливает правила. В результате сложился компромисс: есть общий список коммерческих компаний, которые включены в санкционные списки. Если киберспортивная организация имеет к этим компаниям какое-то отношение , то она не допускается на турниры. Но есть нюанс: командам запрещено играть под своим тегом. При желании они могут участвовать в турнире под другим названием, - объяснил директор Pavaga Gaming.
Впрочем, подобные ситуации возникают только с российскими командами. Белорусы с подобным пока не сталкивались.