Еще 10-15 лет назад Беларусь была одним из законодателей мод в таиландском боксе и кикбоксинге. Наши сборные постоянно входили в топ-3 на любительских чемпионатах мира, а в некоторых весовых категориях выиграть чемпионат Беларуси было сложнее, чем чемпионат мира. Но внезапно… провал. Что случилось? Об этом мы спросили в Смартэфире заслуженного тренера Республики Беларусь, стоявшего у истоков белорусского муай-тай Евгения Добротворского.

Смартэфир Евгений Добротворский 1.jpg

Почему упала популярность?

Наши виды спорта не являются олимпийскими и финансируются не очень хорошо. В результате турниры уровня чемпионата страны проходили в неудобных для зрителей местах – на базе части внутренних войск или в "Стайках", где не надо было платить аренду. А когда нет зрителей – нет популярности. Когда в течение 10 лет проводишь "закрытые" мероприятия, круг интересующихся сужается до минимума.

Кроме того, свою роль сыграло отсутствие телетрансляций. Когда мы проводили в 2005 году крупный международный турнир с участием президента страны, то он шел в прямом эфире "Евроспорта" на 130 стран мира в прайм-тайм. Популярность была неимоверная. И о победах наших спортсменов знал весь мир. Сейчас мы не в силах проводить такие турниры из-за отсутствия денег. Что же касается любительских турниров, то мы организовали в 2017 году в Беларуси чемпионаты Европы и мира, выиграли их в командном зачете, но об этом никто не узнал.

А еще есть проблема с международными спортивными федерациями. Если раньше они работали на спорт и раскручивали его, то сейчас пошли по пути собирания денег с национальных федераций. Также они изменили правила соревнований в сторону их выхолащивания. Если тайский бокс был раньше ярким и увлекательным, то сейчас он становится все менее зрелищным.

Смартэфир Евгений Добротворский 2_Кулебин и Добротворский.jpgАндрей Кулебин и Евгений Добротворский

Крутых бойцов в Беларуси все меньше

Взрослая команда Республики Беларусь серьезно ослабла, резко уменьшилось число конкурентоспособных спортсменов. Ушли на тренерские хлеба звезды, много лет выигрывавшие все, что можно, а новые чемпионы не выросли.

Негативно на команде сказалось многолетнее доминирование звездных спортсменов, которые не давали дорогу молодым. У нас были, например, 18-кратный чемпион мира Дмитрий Валент, 25-кратный чемпион мира Андрей Кулебин. Ну кто сможет с ними на равных конкурировать и отобрать место в сборной? Кулебин в 16 лет выиграл чемпионат мира среди взрослых и 20 лет доминировал в национальной команде в своей весовой категории. В результате конкуренты уходили раньше, чем чего-то могли добиться.

Получается, что наши звезды сработали, наверное, во вред будущему поколению. Сейчас у нас надежда хоть какую медаль с чемпионата мира привезти.

ММА – это когда побеждают деньги

Место муай-тай и кикбоксинга занял ММА. Это тот момент, когда деньги побеждают спорт. Так раньше было с боксом, когда на боях чемпионов отмывались огромные суммы денег. Если тому же Тайсону выплачивали по $43 млн за бой, представляете, какие суммы крутились вокруг? Сколько денег легализовывалось? MMA пошли по тому же пути и там крутятся огромные деньги. Например, в Сингапуре миллионеры вложили бешеную сумму в One Championship – в одной клетке сражаются бойцы по кикбоксингу, MMA, муай-тай. Организатор заключил эксклюзивные контракты со спортсменами и они ездят только к нему. 

Что касается зрелищности MMA, то мне нравятся смешанные единоборства ровно до той секунды, пока бойцы не переходят в партер. Я воспитан на советском боксе и у меня есть твердая установка – лежачего не бьют.

В противовес мы создали белорусский белфайт: бои по старым правилам таиландского бокса с разрешенными бросками из стойки без искусственных ограничений, которые есть в муай-тай. Получилось очень интересно, зрелищно и эффектно. Возможно, у белфайта есть будущее.

Шанс на возрождение остался

У Беларуси был шанс стать мировым центром муай-тай, но его упустили в 2005 году. Начало было отличное: тот самый прямой эфир на "Евроспорте". И была договоренность с "Евроспортом" на пять прямых трансляций из Беларуси за год. Но нашлись люди, не заинтересованные в развитии тайского бокса. Они выступили против и проект был погублен.

Но, если мы найдем в Беларуси адекватных бизнесменов, готовых инвестировать в муай-тай, мы сможем "раскрутить" его заново. Даже несмотря на то, что у нас не так много спортсменов, вокруг которых это можно организовать.

Смартэфир Евгений Добротворский 3.jpg

4 года на подготовку чемпиона

В период расцвета муай-тай в Беларуси, нам требовалось всего 4 года чтобы с нуля подготовить мастера спорта международного класса. Сейчас уходит гораздо больше времени. Есть три составляющие: конкуренция, система и возможность выезда на международные соревнования. Конкуренция: когда спортсмен тренируется в зале рядом с чемпионами мира, он тянется за ними. Система: раньше были отделения муай-тай в городском, областном и республиканском училищах олимпийского резерва. Потом их закрыли. И три года понадобилось на то, чтобы открыть одно отделение в городском УОР – там занимается 3 человека. Когда у нас будет 15 занимающихся в училищах разного уровня, результат через 4 года будет потрясающий.

Как белорусскому муай-тай помогают тренировочные лагеря в Таиланде

К сожалению, в последние 4 года мы не ездили на подготовку в Таиланд. А ведь посещение тренировочных лагерей на родине муай-тай является одним из важнейших элементов при подготовке бойцов.

Молодежи надо почувствовать Тайланд. Побывать в лагерях, почувствовать перегрузки, постоять в клинче. У тайцев тренировка начинается в 6 утра – 10 километров кросс, потом 20 минут ты прыгаешь на автомобильных покрышках и затем 40 минут клинча на жаре в 30 градусов. Когда совсем невмоготу, тренер поливает тебя ледяной водой. Когда наши ребята проходят через это, у них совсем другое отношение к муай-тай.

Идут ли дети в муай-тай сегодня?

Единоборства – жесткий вид спорта. Детям намного проще стать героями в компьютерной игре. А не идти каждый день на тренировку и пахать, добиваясь результата…

Мотивация есть не у детей, а у родителей. Мама приводит ребенка: "Вот, сидит целыми днями, ничего не делает, в игры играет – я у него смартфон забрала и сказала ходить к вам". И какая у этого ребенка будет мотивация после того, как у него отобрали любимую игрушку и заставили ходить в зал? Это же наказание получается! И на тренера ложится задача мотивировать ребенка, чтобы это "наказание" стало "наградой.

В то же время, по его словам, существует тенденция: до 8-9 лет родители активно занимаются своими детьми – водят в секции, контролируют занятия. А после 12 лет – как отрезало: интерес пропадает, ребенок предоставлен сам себе. Поэтому чаще всего именно с 12 до 14 лет дети бросают заниматься.

Девушки в муай-тай: личный выбор

Смартэфир Евгений Добротворский 4_Екатерина Вандарьева.jpgЕкатерина Вандарьева

Я считаю, что "бить морду" - это не женское дело. Поэтому изначально девушки у меня занимались только сольными композициями. Моя первая воспитанница, Татьяна Анженко, пришла к нам из художественной гимнастики. А через полтора года стала международным мастером спорта по кикбоксингу. Так вот, чтобы ей было комфортно выступать, я переделывал ножи – приделывал к ним ручки от гимнастических булав!

Однако были издержки: девушки совершенно не знали, как бить и их движения в сольных композициях выглядели неестественно, как у гимнасток. Чтобы не кричать "Не верю!", пришлось их поставить отрабатывать удары, а затем – и в спарринг. Они провели первые бои – и оказалось, что не все так страшно! Тем более, что в нашем мире все меньше настоящих мужчин, которые могут защитить девушку. Поэтому им приходится учиться этому самим. И когда девушки приходят заниматься, я уважаю их выбор. И они все красавицы – на подиум можно отдавать.

Белорусам разрешили выступать за рубежом

Мы не попали на чемпионат мира и первенство мира-2022. Но в 2023 году поедем на чемпионат Европы в феврале и чемпионат мира в мае. Правда, неизвестно, разрешат ли нам поднять флаг Беларуси и сможет ли государство нас профинансировать. Но международная федерация нас допустила.


Все новости спорта в нашем новом Telegram-канале.