С раннего утра в деревне Столбун Ветковского района идут приготовления к старинному обряду: женщины достают из сундуков блестящие бусы, одеваются в национальную одежду и завязывают цветастые платки. Никому из местных не нужно напоминать, какой сегодня праздник: каждый год на сороковой день после Пасхи люди собираются, чтобы провести уникальный обряд “Вождение и похороны Стрелы”. Ни погода, ни какие-то другие события не могут его отменить. Уже лет 300 жители деревни Столбун на Ушестье (Вознесение Господне) выходят на улицу с песнями, чтобы официально провести весну, встретить лето и попросить у стихии милости. Пусть их вёску обойдут молнии, урожай будет богатым, а родные – здоровыми.

1-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgВот уже 300 лет в деревне проходит обряд “Вождение и похороны Стрелы”.

– Дзяўчаты, ёсць спадніцы любых габарытаў. Якія каму трэба? – в местном Доме культуры приготовления к уникальному обряду “Вождение и похороны Стрелы” выглядят как репетиция спектакля. 

В одном углу переодеваются, во втором – красятся и распеваются. Заведующая клубом Светлана Паращенко распахивает шкаф с одеждой: если у кого-то нет своей вышиванки, можно взять на время. Здесь юбки и блузки любых размеров. Если надо, к ним найдутся и бусы. 

2-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgМестные бабушки собрались посмотреть на старинный обряд.

3-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgДети тоже подготовились – на них национальные костюмы.

4-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgПочти на всех женщинах яркие бусы.

– Я здесь главная заводила, – смеется Светлана Ивановна. 

В 1975 году она приехала работать в Столбун по распределению, да так и осталась.

5-Заведующая Домом культуры в Столбуне Светлана Паращенко.jpgСветлана Паращенко много лет назад переняла обряд от старожилов.

– Поначалу за обрядом “Вождение и похороны Стрелы” наблюдала со стороны. А когда старожилы деревни стали уходить, поняла: надеяться не на кого, нужно всё брать в свои руки. Если есть человек, будет и обряд, – уверена Светлана Паращенко.

В чем суть обряда?  

Весенний обряд “Вождение и похороны Стрелы” связан с землей, ее урожайностью. В этот день у стихии просят, чтобы молния-стрела обошла деревню стороной. Женщины собираются в центре деревни с песнями, водят хороводы, потом идут в поле, где и “хоронят” стрелу. Люди берут монеты, пуговицы, бусинки, закапывают их в землю и загадывают желание. С этого момента считается, что весна закончилась и наступило лето. В 2006 году обряд получил статус нематериальной историко-культурной ценности.

  

“На ўсё сяло тры каровы і ніводнага гарманіста” 

Столбун – это вёска в 700 человек. Но, как говорят местные, лучшие времена остались позади. В деревне критерий такой: если люди держат много коров и есть гармонист, значит вёска шумная и большая. 

– Зараз у нас на ўсё сяло засталося тры каровы, а раней жа было 500. І ніводнага гарманіста, – обсуждают бабушки на скамейке. 

6-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgВ Столбуне раньше было шумно и весело.

7-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgЧтобы было кому передать традицию, детей учат старинным песням.

8-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgВо время праздника можно было купить знаменитые неглюбские рушники. Неглюбка находится в 10 км от Столбуна. 

Им хоть и 75+ , но пропустить обряд “Вождение и похороны Стрелы” они не могли. С палочками в руках женщины пришли к местному клубу. 

– Я Марыя. Колькі мне гадоў? Ай, багата, не скажу, – озорная бабушка в красном платке просит ее называть “проста Марыя”. – Раней жа было столькі людзей, гасподзь праведны. І з кожнага края сяла выходзілі на абрад, і ўжо ў цэнтры ўсе сустракаліся. Ніхто нас тады не арганізовываў, самі ўсё рабілі. А колькі пявучых было! 

9-В деревне Столбун Ветковского района.jpgМария (слева) и ее подружка Надежда. 

10-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgНа “Стрелу” люди надевали костюмы, которые сами вышивали.

Как доказательство этим словам в фойе клуба на большом экране крутят записи с обрядов прошлых лет: голосистые женщины заводят аутентичные песни. У местных эти кадры вызывают и улыбку, и грусть: “Няма ўжо Ганны ў жывых і Надзеі, і Кацярыны”. Но обряд продолжает жить.  

“Мне 87 гадоў, і я прыйшла, бо гэта свята маіх дзядоў і прадзедаў”   

Как только все собрались возле клуба, люди выходят на улицу, чтобы завести хоровод прямо в центре деревни. Так начинается “вождение стрелы-молнии”. Мы представляли, что она выглядит как-то угрожающе, оказалось, ее символом может быть обычная монетка, яркая бусинка, пуговица. Их готовят заранее, кладут в карман, чтобы позже “похоронить” в поле.   

11-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgЖенщины, взявшись под руки, выходят в центр деревни.

12-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgТак выглядит “стрела” – обычные бусинки.

13-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpg

– Сегодня мы будем петь только ”стрельные песни”, – объясняет заведующая Домом культуры Светлана Паращенко. – Они поются раз в год на сороковой день после Пасхи: “Ідзі, страла, ды ўздоўж сяла. І не бі, страла, добрага моладца”

Женщины берутся за руки и через минуту заводят хоровод. Удержаться в стороне невозможно: видим, как наша “проста Марыя” бросает сумку с хлебом, одним движением отправляет палку под мышку и уже водит хоровод со всеми. А здесь и малыши 3-4-х лет, и школьники, и бабушки за 80. 

14-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpg“Стрельные” песни поют раз в год.

15-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgМария не смогла усидеть на лавочке: взяла палку и пошла в хоровод.

– Вельмі хацела прыйсці на абрад, – признается 87-летняя Мария Крупенкова. – Гэта ж свята нашых дзядоў, прадзедаў. 

Несколько лет из-за болезни женщина пропускала “Пахаванне стралы”, но сегодня достала из шкафа вышиванку, надела розовые и синие бусы, белый платочек и приехала на праздник.

16-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgМарию Крупенкову на праздник привезла дочка на машине.

Вместе со всеми стала в хоровод и как запела! Хотя вначале не была уверена, что найдутся силы. 

Как многодетный папа сшил детям белорусские костюмы

Сразу “стрелу водят” по деревне в песнями и хороводами, а потом идут “хоронить” в поле.  

– На Ушестье говорят: “Господь пошел на небеса и потянул жито за колоса”. Значит, с сегодняшнего дня жито начинает хорошо расти. Поэтому мы идем в поле и даем земельке дар – “грошы, каб быў ураджай харошы”. Чтобы не было засухи, стихии, никаких природных катаклизмов, – говорит Светлана Паращенко.

17-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpg

18-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgПосле хороводов люди идут в поле.

19-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgНа крылечко выбежали даже продавцы магазина, чтобы успеть все снять.

Со стороны праздник выглядит как прежние деревенские свадьбы, когда всем было дело, что происходит на улице. Пока нарядные люди идут в поле, одни выглядывают из окна, другие сидят на лавочке и машут рукой, третьи вообще слезли с велосипедов, на которых ехали по своим делам, и повисли на них от любопытства. Это же потом год можно обсуждать, кто был, в каких нарядах, откуда гости приехали. 

– Я сам из деревни Марковичи, в 60 км отсюда. Но не первый раз приезжаю в Столбун, – рассказывает Виктор Шипков, у которого шестеро детей.

20-Виктор Шипков приехал в Столбун вместе с дочками.jpgВиктор Шипков приехал вместе с дочками.

21-Дукач местное украшение.jpgЭтот дукач (местное украшение) Виктору достался от прабабушки.

На праздник многодетный папа привез троих: трехлетнюю Аню, семилетнюю Арину и восьмилетнюю Варвару. Все девочки в национальных костюмах.

– Сам их сшил, – уточняет мужчина. – Это реконструкция детских строев деревни Марковичи Гомельского района. На шее у дочек бусы и медный дукач (местное украшение, которое досталось мне от прабабушки).        

Могут ли в деревне не только усмирить молнию, но и прекратить сезон дождей? 

Пока люди идут на поле, мы спрашиваем, можно ли как-то договориться с природой, чтобы бесконечный дождь в мае закончился и наконец-то наступило лето. В ответ улыбаются: каждый год на “Ваджэнне і пахаванне Стралы” идет дождь, это уже традиция. Как его остановить, в Столбуне не знают, но как вызвать – в курсе: 

– Несколько лет назад была засуха. Два месяца так жарило солнце, что все растения поникли. Тогда наши деревенские вдовы (замужние к такому обряду не допускаются) взяли плуг, перепахали им дорогу, а по речке протянули бараной. Ночью дождь и пошел.

22-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgВ этот раз поле выбирали близко к деревне, чтобы до него могли дойти все бабушки.

23-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpg

24-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpg

Если что, вы знаете куда ехать, когда начнется 30-градусная жара, и всем срочно понадобится дождь. 

“Наш обряд проводится 300 лет и никогда не прерывался”  

– Прыйшлі! – громко говорят женщины и сворачивают на поле прямо за баней.     

Здесь снова выстраивается хоровод, а потом начинается самое интересное: люди разбегаются в разные стороны, чтобы закопать в землю монетки, пуговицы, бусинки и загадать желание. 

– Дзіцятка, ну якое жаданне? Каб усе здаровымі былі, – признаются бабушки.

25-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgСразу в поле водят хороводы с песнями.

26-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpg

27-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpgА потом закапывают монетки и загадывают желание.

С поля участники обряда возвращаются с колосками. В букете их должно быть девять штук, ровно столько, сколько месяцев длится беременность. Их положат за икону, чтобы оберегали дом до следующего “Вождения и похорон Стрелы”. А ровно через год люди снова соберутся возле местного клуба, чтобы всё повторить.    

28-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpg

29-Обряд Вождение и похороны Стрелы (Пахаванне Стралы) в деревне Столбун Ветковского района.jpg

– Наш обряд проводится лет 300 с момента возникновения деревни, идет с самых корней и никогда не прерывался. “Стрела” была и в других деревнях, но там не смогли ее сохранить. Люди ушли, и традицию никто не подхватил. Мы же сохранили всё как есть, наши песни аутентичные. Какими они были 100-200 лет назад, такими и остались. Сможет ли кто-то перенять это дело после меня? Не знаю, – рассуждает заведующая Домом культуры Светлана Паращенко. – Будем надеяться. Спасибо всем, кто сегодня приехал: “Не мінайце нашага парога, калі міма будзе ісці ваша дарога”.      

Текст: Екатерина Асомчик, фото: Христина Лузай

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.