С раннего утра в деревне Столбун Ветковского района идут приготовления к старинному обряду: женщины достают из сундуков блестящие бусы, одеваются в национальную одежду и завязывают цветастые платки. Никому из местных не нужно напоминать, какой сегодня праздник: каждый год на сороковой день после Пасхи люди собираются, чтобы провести уникальный обряд “Вождение и похороны Стрелы”. Ни погода, ни какие-то другие события не могут его отменить. Уже лет 300 жители деревни Столбун на Ушестье (Вознесение Господне) выходят на улицу с песнями, чтобы официально провести весну, встретить лето и попросить у стихии милости. Пусть их вёску обойдут молнии, урожай будет богатым, а родные – здоровыми.
Вот уже 300 лет в деревне проходит обряд “Вождение и похороны Стрелы”.
– Дзяўчаты, ёсць спадніцы любых габарытаў. Якія каму трэба? – в местном Доме культуры приготовления к уникальному обряду “Вождение и похороны Стрелы” выглядят как репетиция спектакля.
В одном углу переодеваются, во втором – красятся и распеваются. Заведующая клубом Светлана Паращенко распахивает шкаф с одеждой: если у кого-то нет своей вышиванки, можно взять на время. Здесь юбки и блузки любых размеров. Если надо, к ним найдутся и бусы.
Местные бабушки собрались посмотреть на старинный обряд.
Дети тоже подготовились – на них национальные костюмы.
Почти на всех женщинах яркие бусы.
– Я здесь главная заводила, – смеется Светлана Ивановна.
В 1975 году она приехала работать в Столбун по распределению, да так и осталась.
Светлана Паращенко много лет назад переняла обряд от старожилов.
– Поначалу за обрядом “Вождение и похороны Стрелы” наблюдала со стороны. А когда старожилы деревни стали уходить, поняла: надеяться не на кого, нужно всё брать в свои руки. Если есть человек, будет и обряд, – уверена Светлана Паращенко.
В чем суть обряда?
Весенний обряд “Вождение и похороны Стрелы” связан с землей, ее урожайностью. В этот день у стихии просят, чтобы молния-стрела обошла деревню стороной. Женщины собираются в центре деревни с песнями, водят хороводы, потом идут в поле, где и “хоронят” стрелу. Люди берут монеты, пуговицы, бусинки, закапывают их в землю и загадывают желание. С этого момента считается, что весна закончилась и наступило лето. В 2006 году обряд получил статус нематериальной историко-культурной ценности.
“На ўсё сяло тры каровы і ніводнага гарманіста”
Столбун – это вёска в 700 человек. Но, как говорят местные, лучшие времена остались позади. В деревне критерий такой: если люди держат много коров и есть гармонист, значит вёска шумная и большая.
– Зараз у нас на ўсё сяло засталося тры каровы, а раней жа было 500. І ніводнага гарманіста, – обсуждают бабушки на скамейке.
В Столбуне раньше было шумно и весело.
Чтобы было кому передать традицию, детей учат старинным песням.
Во время праздника можно было купить знаменитые неглюбские рушники. Неглюбка находится в 10 км от Столбуна.
Им хоть и 75+ , но пропустить обряд “Вождение и похороны Стрелы” они не могли. С палочками в руках женщины пришли к местному клубу.
– Я Марыя. Колькі мне гадоў? Ай, багата, не скажу, – озорная бабушка в красном платке просит ее называть “проста Марыя”. – Раней жа было столькі людзей, гасподзь праведны. І з кожнага края сяла выходзілі на абрад, і ўжо ў цэнтры ўсе сустракаліся. Ніхто нас тады не арганізовываў, самі ўсё рабілі. А колькі пявучых было!
Мария (слева) и ее подружка Надежда.
На “Стрелу” люди надевали костюмы, которые сами вышивали.
Как доказательство этим словам в фойе клуба на большом экране крутят записи с обрядов прошлых лет: голосистые женщины заводят аутентичные песни. У местных эти кадры вызывают и улыбку, и грусть: “Няма ўжо Ганны ў жывых і Надзеі, і Кацярыны”. Но обряд продолжает жить.
“Мне 87 гадоў, і я прыйшла, бо гэта свята маіх дзядоў і прадзедаў”
Как только все собрались возле клуба, люди выходят на улицу, чтобы завести хоровод прямо в центре деревни. Так начинается “вождение стрелы-молнии”. Мы представляли, что она выглядит как-то угрожающе, оказалось, ее символом может быть обычная монетка, яркая бусинка, пуговица. Их готовят заранее, кладут в карман, чтобы позже “похоронить” в поле.
Женщины, взявшись под руки, выходят в центр деревни.
Так выглядит “стрела” – обычные бусинки.
– Сегодня мы будем петь только ”стрельные песни”, – объясняет заведующая Домом культуры Светлана Паращенко. – Они поются раз в год на сороковой день после Пасхи: “Ідзі, страла, ды ўздоўж сяла. І не бі, страла, добрага моладца”.
Женщины берутся за руки и через минуту заводят хоровод. Удержаться в стороне невозможно: видим, как наша “проста Марыя” бросает сумку с хлебом, одним движением отправляет палку под мышку и уже водит хоровод со всеми. А здесь и малыши 3-4-х лет, и школьники, и бабушки за 80.
“Стрельные” песни поют раз в год.
Мария не смогла усидеть на лавочке: взяла палку и пошла в хоровод.
– Вельмі хацела прыйсці на абрад, – признается 87-летняя Мария Крупенкова. – Гэта ж свята нашых дзядоў, прадзедаў.
Несколько лет из-за болезни женщина пропускала “Пахаванне стралы”, но сегодня достала из шкафа вышиванку, надела розовые и синие бусы, белый платочек и приехала на праздник.
Марию Крупенкову на праздник привезла дочка на машине.
Вместе со всеми стала в хоровод и как запела! Хотя вначале не была уверена, что найдутся силы.
Как многодетный папа сшил детям белорусские костюмы
Сразу “стрелу водят” по деревне в песнями и хороводами, а потом идут “хоронить” в поле.
– На Ушестье говорят: “Господь пошел на небеса и потянул жито за колоса”. Значит, с сегодняшнего дня жито начинает хорошо расти. Поэтому мы идем в поле и даем земельке дар – “грошы, каб быў ураджай харошы”. Чтобы не было засухи, стихии, никаких природных катаклизмов, – говорит Светлана Паращенко.

После хороводов люди идут в поле.
На крылечко выбежали даже продавцы магазина, чтобы успеть все снять.
Со стороны праздник выглядит как прежние деревенские свадьбы, когда всем было дело, что происходит на улице. Пока нарядные люди идут в поле, одни выглядывают из окна, другие сидят на лавочке и машут рукой, третьи вообще слезли с велосипедов, на которых ехали по своим делам, и повисли на них от любопытства. Это же потом год можно обсуждать, кто был, в каких нарядах, откуда гости приехали.
– Я сам из деревни Марковичи, в 60 км отсюда. Но не первый раз приезжаю в Столбун, – рассказывает Виктор Шипков, у которого шестеро детей.
Виктор Шипков приехал вместе с дочками.
Этот дукач (местное украшение) Виктору достался от прабабушки.
На праздник многодетный папа привез троих: трехлетнюю Аню, семилетнюю Арину и восьмилетнюю Варвару. Все девочки в национальных костюмах.
– Сам их сшил, – уточняет мужчина. – Это реконструкция детских строев деревни Марковичи Гомельского района. На шее у дочек бусы и медный дукач (местное украшение, которое досталось мне от прабабушки).
Могут ли в деревне не только усмирить молнию, но и прекратить сезон дождей?
Пока люди идут на поле, мы спрашиваем, можно ли как-то договориться с природой, чтобы бесконечный дождь в мае закончился и наконец-то наступило лето. В ответ улыбаются: каждый год на “Ваджэнне і пахаванне Стралы” идет дождь, это уже традиция. Как его остановить, в Столбуне не знают, но как вызвать – в курсе:
– Несколько лет назад была засуха. Два месяца так жарило солнце, что все растения поникли. Тогда наши деревенские вдовы (замужние к такому обряду не допускаются) взяли плуг, перепахали им дорогу, а по речке протянули бараной. Ночью дождь и пошел.
В этот раз поле выбирали близко к деревне, чтобы до него могли дойти все бабушки.


Если что, вы знаете куда ехать, когда начнется 30-градусная жара, и всем срочно понадобится дождь.
“Наш обряд проводится 300 лет и никогда не прерывался”
– Прыйшлі! – громко говорят женщины и сворачивают на поле прямо за баней.
Здесь снова выстраивается хоровод, а потом начинается самое интересное: люди разбегаются в разные стороны, чтобы закопать в землю монетки, пуговицы, бусинки и загадать желание.
– Дзіцятка, ну якое жаданне? Каб усе здаровымі былі, – признаются бабушки.
Сразу в поле водят хороводы с песнями.

А потом закапывают монетки и загадывают желание.
С поля участники обряда возвращаются с колосками. В букете их должно быть девять штук, ровно столько, сколько месяцев длится беременность. Их положат за икону, чтобы оберегали дом до следующего “Вождения и похорон Стрелы”. А ровно через год люди снова соберутся возле местного клуба, чтобы всё повторить.


– Наш обряд проводится лет 300 с момента возникновения деревни, идет с самых корней и никогда не прерывался. “Стрела” была и в других деревнях, но там не смогли ее сохранить. Люди ушли, и традицию никто не подхватил. Мы же сохранили всё как есть, наши песни аутентичные. Какими они были 100-200 лет назад, такими и остались. Сможет ли кто-то перенять это дело после меня? Не знаю, – рассуждает заведующая Домом культуры Светлана Паращенко. – Будем надеяться. Спасибо всем, кто сегодня приехал: “Не мінайце нашага парога, калі міма будзе ісці ваша дарога”.
Текст: Екатерина Асомчик, фото: Христина Лузай
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.