Словосочетание Imperial Orchestra знакомо практически каждому белорусу: эти музыканты дают у нас столько концертов, что в сети над этим уже подшучивают – мол, у артистов, видимо, “забрали паспорта”. Однако на самом деле причина “бесконечных концертов” проста: их очень любит местная публика. За что именно, и почему классика вновь становится популярной? Выяснили, подсмотрев, как работает оркестр. И, конечно, побывав на одном из выступлений. 

Концерт Imperial Orchestra в Минске

“На шоу, где всё понятно и знакомо, люди приходят с удовольствием”: почему публика любит саундтреки?

За кулисы Imperial Orchestra мы попали перед серией их концертов с программой “Музыка Людовико Эйнауди” в Верхнем городе. Обстановка максимально камерная: зал – небольшой, труппа “компактная” – 10 человек. Кстати, всего в оркестре более 800 музыкантов. 

– Imperial Orchestra существует в фестивальном формате – артисты собираются непосредственно перед выступлениями, – вводит в курс дела пианист Юрий Полосьмаков. – То есть мы не всегда работаем в одном и том же составе. Но при этом живем на одной волне и буквально чувствуем друг друга. А зрители это считывают – ощущают наш драйв, заряжаются эмоциями, которые рождаются в процессе исполнения музыки. И поэтому приходят еще и еще. 

Юрий Полосьмаков фортепианоЮрий Полосьмаков

Пока музыканты готовятся – настраиваются на работу, раскладывают ноты, поправляют пюпитры и прикрепленные к ним фонарики, чтобы ничто не отвлекало от игры, – организаторы занимаются расстановкой нескольких сотен единиц реквизита по залу. Да, сегодня нас ждет тот самый “концерт при свечах”: ролики с подобных выступлений вы наверняка встречали на просторах соцсетей. Идея “добавить антуража” не нова, но зрителям, отмечают организаторы, этот формат очень нравится. 

– Игра света создает особенную атмосферу, – соглашается с предпочтениями публики Юрий. – И, как мне кажется, позволяет слушателю прочувствовать настроение музыки, а может, даже уловить что-то новое в уже знакомых композициях. 

Концерт Imperial Orchestra в МинскеТак проходит репетиция оркестра

Музыка, которую играет Imperial Orchestra, действительно хорошо знакома аудитории – ведь преимущественно это саундтреки к популярным фильмам. Юрий считает, что доступность жанра – одна из причин, почему публика “потянулась к классике”.

– Сейчас люди всё чаще посещают такие концерты. Если совсем уж классику многие избегают – возможно, думают, что это “скучно”, то на шоу, где всё понятно и знакомо, приходят с удовольствием. И самое приятное, что многие потом нам пишут: побывали на вашем концерте, стали ходить на классическую музыку. Это очень ценно.

Концерт Imperial Orchestra в Минске
Концерт Imperial Orchestra в Минске
Концерт Imperial Orchestra в Минске

“Во время шоу отключился свет”: что делают артисты, когда “всё идет не по плану”?

Тем временем музыканты отыгрывают отдельные части произведений, которые скоро прозвучат со сцены, и решают, как будет проходить выступление: где можно добавить импровизации, а где – динамики. Со стороны кажется, что происходит какая-то магия: люди, стоящие на сцене, буквально понимают друг друга без слов – никакого “творческого хаоса”. Неужели артисты никогда не спорят?

– Пожалуй, нет. Наоборот, стараемся друг друга поддерживать. Тем более, когда случаются форс-мажоры: сегодня, например, ноты не доехали, пришлось их печатать на месте, – улыбается Юрий. – А как-то мы выступали на огромном стадионе в Перми, и посреди концерта выключился свет. Но наш дудукист начал играть, мы волну подхватили, публика начала аплодировать… И благодаря этому выступление продолжилось.

Концерт Imperial Orchestra в Минске
Концерт Imperial Orchestra в Минске
– Заранее к концерту готовитесь? – интересуемся.

– Если материал новый – конечно, стараемся ознакомиться со своими партиями заранее, а потом уже собираем все части пазла на репетициях, – поясняет собеседник. – А вообще профессиональные музыканты читают с листа. 

Концерт Imperial Orchestra в Минске

Маленький зал vs стадион: в чем разница?

Помимо камерных концертов, у Imperial Orchestra есть и большие программы. Например, осенью в Минске презентовали новый Cinema Medley: как рассказал нам художественный руководитель оркестра Александр Дулин, это шоу готовили к запуску 1,5 года. А в начале января на “Чижовка-Арена” прозвучат саундтреки “для миллениалов”: на протяжении нескольких дней музыканты будут играть композиции из “Гарри Поттера”. С точки зрения продакшна разница между концертом в зале и стадионными шоу колоссальная. Вторые требуют длительной подготовки и участия большого количества профессионалов: не только инструменталистов, но и звукорежиссеров, постановщиков, операторов, гимнастов, танцоров и т.д. 

Cinema MedleyОдно из больших шоу Imperial Orchestra

– Для музыкантов это тоже совсем другой формат работы, – комментирует Юрий. – На больших шоу у нас всегда есть ушные мониторы,  чтобы мы могли слышать свой инструмент. Плюс туда подается метроном: помимо аудиальной составляющей, на подобных концертах есть и видеоряд, и важно, чтобы мелодия с ним четко синхронизировалась. Это требует большой концентрации и профессионализма.

Пианист отмечает, что такие шоу, как ждут минчан в январе, дают артистам невероятные эмоции и опыт. Но признается, что вместе с тем очень ценит игру в небольших залах.

Концерт Imperial Orchestra в Минске
– Здесь совсем другой звук, максимальный контакт со зрителем, – поясняет он. – Можно на полную отдаться эмоциям и творить.

Там, где случается магия

До запуска зрителей остается буквально пара минут. Сотни свечей уже расставлены по залу: они, кстати, хоть и электронные (безопасность превыше всего!), но сделаны из настоящего воска и даже тихонько потрескивают, создавая атмосферу. Музыканты тем временем переодеваются – и Юрий вдруг признается, что хоть все участники Imperial Orchestra выступают давно, перед выходом на сцену всё равно чувствуют волнение

– Куда без него? Это живая и очень важная эмоция, которая добавляет драйва, – отмечает он.

Концерт Imperial Orchestra в МинскеЗа пару минут до начала

Желаем артистам удачи – и перемещаемся в зал. Публика уже занимает свои места (спойлер: свободных сидений к моменту старта не останется – посадка полная), параллельно обсуждая предстоящий концерт. Кто-то отмечает, что приходит на Imperial Orchestra “в который раз” и уверяет соседа, что тому “точно понравится”. Другие же зрители, кажется, волнуются не меньше музыкантов – ведь они на подобном выступлении впервые: “Как это будет?”.

Свет выключается, оркестр появляется на сцене, и Юрий приветствует всех… на белорусском: “Добры вечар, шаноўнае спадарства!”. Начинается концерт. Зал будто замирает: все сосредоточены на мелодии. А музыканты настолько вовлечены в игру и синхронизированы друг с другом, что в какой-то момент ловим себя на одной и той же мысли: кажется, мы забыли, как дышать. Но точно не забыли, как плакать (да, живая музыка – это действительно трогательно, очень рекомендуем).

Концерт Imperial Orchestra в Минске
Концерт Imperial Orchestra в Минске
Концерт Imperial Orchestra в Минске
Полтора часа программы проходят будто за минуту – и вот музыканты уже играют “на бис”, а потом кланяются и уходят за кулисы – готовиться к следующему концерту, который пройдет всего через час. Публика тихонько переговаривается: “Вау”, “Просто невероятно”, “Кажется, я полюбила классику”. 

Концерт Imperial Orchestra в Минске
Сотрудники концертного зала заботливо поторапливают собравшихся – пора уходить, но людей (честно говоря, и нас тоже) будто примагнитило к залу: было бы здорово, чтобы эта музыка никогда не заканчивалась. 

Наверное, вот она, настоящая магия. И если вы с ней еще не знакомы – добро пожаловать в Хогвартс уже через пару недель! Ведь следующие шоу Imperial Orchestra – “Новый год в Хогвартсе” по мотивам “Гарри Поттера” – пройдут в Минске 2, 3 и 4 января. Всего запланировано 7 концертов. Билеты еще можно купить – и мы очень рекомендуем вам это сделать. А еще – запастись бумажными платочками: уйти с этого шоу равнодушными вы вряд ли сможете – проверено на себе. 

Автор: Анастасия Величко, фото: Христина Лузай

*Партнерский материал

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.