Мы планировали просто доехать из Бодрума в Стамбул на авто, но случайный апгрейд прокатной машины превратил поездку в кино: античные руины, идеальные турецкие трассы, неожиданные встречи и много артхауса. Получился фильм протяженностью в четыре дня и длиной более 1000 км.
Маршрут поездки
Завязка: пункт проката, аэропорт Бодрум-Милас
Стоимость аренды на четыре дня с допгарантией и возвратом автомобиля в другом городе составила 450 евро, плюс блокировка на карте 200 евро. Бронировали серенький скучный Ford Cougar, но вдруг что-то пошло не по сценарию.
– А может у вас найдется что-то поярче?
– А почему бы нет? Как вам MG? - менеджер хитро подмигнул.
– Конечно, беру. Мне даже всё равно, какого она цвета.
– Она красная.
Кула, Турция. Лавовые поля. Фото Смартпресс, 2025
Это было похоже на киноэффект, когда режиссер превращает черно-белое кино в цветное. Сцены в нашем путешествии стали меняться, как на съемках у сумасбродного режиссера.
Сцена 1: историческая драма
Первая точка путешествия – развалины древнего Эфеса. Он в 2,5-3 часах езды от Бодрума. Эфес впечатляет своими масштабами, красотой античности. И тем, что этот город умер дважды.
Эфес, Турция. Фото Смартпресс, 2025
В III веке до нашей эры Эфес был столицей Востока. Богатый порт, перекресток торговых путей, центр знаний. Здесь стоял храм Артемиды - одно из семи чудес света. Строили его больше века, разрушали трижды. Последний раз – христианские фанатики, потому что такая красота - ересь. Сейчас от храма осталась единственная колонна. Она стоит в отдалении от основных раскопок, и мы проскочили мимо, даже не заметив.
Эфес, Турция. Фото Смартпресс, 2025
Именно в Эфесе Гераклит сказал знаменитое: “Panta rhei - Всё течет, всё меняется”. А через 100 лет Платон здесь же возразил ему: “Единственная реальность - это мысль”.
Эфес, Турция. Фото Смартпресс, 2025
В этом городе апостол Павел обращался к торговцам с проповедью, но не был понят. Ему предпочли ту, чей храм стоял здесь испокон веков. И Павел покинул Эфес.
Эфес, Турция. Фото Смартпресс, 2025
Здесь была гигантская библиотека на 12 тысяч свитков, соединенная с борделем. Потому что чтение - это удовольствие для ума, а бордель - для тела. Так считали древние эфесцы.
Эфес, Библиотека Цельса. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Город начал умирать, когда ушло море. Сначала оно было в 500 метрах, и в глубокую гавань заходили огромные корабли. Потом море отступило, и Эфес, где жила четверть миллиона человек, превратился в деревню. А вскоре землетрясение сравняло с землей и ее.
Эфес, Турция. Фото Смартпресс, 2025
Приезжать сюда лучше ближе к закату, когда становится не жарко, а мягкие лучи добавляют глубины фотографиям. Входной билет стоит от 40 евро. Видимо, чтобы подчеркнуть значимость.
Эфес, Турция. Фото Смартпресс, 2025
Сцена 2: дорога и скорость в стиле “Форд против Феррари”
Ограничения скорости на трассах в Турции от 110 до 140 км/ч. Даже на серпантине 90-110 км/ч. По левому ряду на платных трассах машины могут лететь 160-170 км/ч. Состояние дорог - идеальное: много полос, отличная разметка, четкие указатели. Водители, на удивление – вежливые и аккуратные. Даже если ты тянешься в левом ряду ниже верхней скоростной планки, тебя не будут, как в Минске, подпирать сзади.
Турция. Фото Смартпресс, 2025
Сцена 3: то ли триллер, то ли артхаус
Мы въехали в Кулу уже в темноте. Фонари выхватывали обвалившуюся штукатурку, резные деревянные покосившиеся балконы и узорчатые, давно запертые, двери.
Кула, Турция. Фото Смартпресс, 2025
Улочки всё сужались и делали немыслимые зигзаги. На нас глазели мальчишки и медитативно курящие бородачи. Мы заблудились. Навигатор сдался и казалось машина вот-вот застрянет между домами.
- How to reach Anemon Hotel?, - все смеются - никто нас не понимает…
Но обсудив что-то между собой, они произнесли знакомое нам слово:
- Wait! Wait!
Ждем. Напряжение нарастает. Машина кажется самым безопасным местом и мы едем дальше на ощупь.
Кула, Турция. Фото Смартпресс, 2025
Вдруг, словно на коне, на маленьком скутере в кадр влетает паренек лет 15-16 и со словами “Follow me!” эпично несется вперед.
Мы ехали за ним, раз 20 свернув направо, налево, снова налево, опять направо, не понимая, где мы и зачем, но через 5 минут остановились у ворот отеля. Мы предложили “Сусанину” деньги, но он так искренне растерялся - даже не обиделся, а гордо отказался.
Кула, Отель Анемон. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Кула напоминает заброшенные декорации к фильму про постапокалипсис. С конца XIX века жители начали уезжать на заработки, и роскошные османские особняки из вулканического камня, включенные в список ЮНЕСКО, оказались слишком дорогими в содержании.




Отель - тоже огромный османский особняк с внутренним двориком и заспанным администратором на ресепшен. Естественно, он не говорит по-английски. Единственное что мы поняли: “Повар - ёк“.
Ёк - в турецком, как и в русском разговорном, означает много чего: нет, кончился, незадача, аллес капут…
Кула, Отель Анемон. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Комната большая, со скрипучими деревянными полами. Туалеты находятся на возвышении - ночью можно споткнуться. Санузел вообще уникальный: раковина ровненько над унитазом, а выключатель в душевой кабине – внутри… И ключ от номера - большой и старинный с виду, словно от камеры графа Монте-Кристо.
Кула, Отель Анемон. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Все местные смотрят на нас с нескрываемым интересом, как будто это мы – туристический объект. Ворота и двери в узких переулках открыты настежь, и за ними происходит жизнь: люди сидят на коврах или на земле, едят, разговаривают, спят.
Кула, Турция. Фото Смартпресс, 2025
Главный транспорт Кулы - электроскутеры. На них все носятся без шлемов, иногда по 5 человек. Хорошим тоном считается сигналить, подъезжая к поворотам.
В Куле всё дешево и очень вкусно. Почти нет кафе-ресторанов в привычном понимании. Лучшие кебабы, шашлыки, мезе мы ели в кулинарии.
Кула, Турция. Фото Смартпресс, 2025
Сцена 4: в стиле “Кавказской пленницы”
На улице заиграли национальные инструменты. Все вышли смотреть. Этот обряд называется sünnet düğünü - торжества по случаю обрезания - один из самых значимых ритуалов.
Кула, обряд sünnet düğünü. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Мальчика наряжают в белый костюм, шапочку с пером (головной убор султанов) и сажают на коня. Посадить на коня значит “возвести в статус мужчины”. Его провозят по улицам, чтобы все соседи видели: семья выполнила важный религиозный долг.
Кула, обряд sünnet düğünü, танец “Зейбек”. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Тут же мужчины в шароварах исполняют танец “Зейбек”. Зейбек - это герой фольклора Эгейской Турции, что-то вроде благородного разбойника.
Сцена 5: sci-fi в стиле “Марсианина”
В Куле мы задержались на два дня - увидеть лавовые поля. Кула раньше называлась Katakekaumene, дословно – “сожженная земля”. Здесь - молодые вулканы. Последние извержения случились всего несколько тысяч лет назад.
Кула, Лавовые поля. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Геопарк Kula Volcanic Field, площадью в 300 км², имеет статус объекта ЮНЕСКО и напоминает гигантский потухший мангал. Здесь воздух сухой, с необычным запахом. И здесь звенит тишина. Мало людей. Похоже на другую планету.


Кула, Лавовые поля. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Дальше держим путь в Манису. Навигатор дает на дорогу два часа.
Сцена 6: “Трудности перевода”
- Гугл, где в Манисе обменники?
- Гугл, как будет по-турецки: “Где у вас можно поменять евро?”
- Гугл, где в Манисе можно выпить кофе, а не чай?
Маниса. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Маниса запомнилась отсутствием обменников, кафешек и охранником туалета при мечети, который не хотел брать евро, потому что знает только доллары. А еще здесь никто не говорил по-английски.
Маниса, магазин оборудования для мясников. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Маниса - город принцев. Здесь будущие султаны получали образование. Здесь стоит Мечеть Султан Хафса, построенная в 1522 году по приказу матери Сулеймана Великолепного. Мечеть чудом пережила пожар в 1922 году, когда город был почти стерт с лица земли.
Маниса, мечеть Хафса Султан, женская половина. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Найдя, наконец, кофе, мы без сожаления покидаем Манису. Следующая остановка - Бурса. Ехать до нее 4 часа.
Сцена 7: в стиле “Отпетых мошенников”
В Бурсе останавливаемся в Holiday Inn. Это такое счастье: хорошая кровать, ортопедический матрас, мягкие подушки, туалет, на который не надо взбираться, как на постамент. Завтрак, где можно выбрать знакомую еду, потому что повар не “ёк”.
Бурса. Турция. Фото Смартпресс, 2025
В Бурсе, кроме мечетей, есть два туристических развлечения: шелковый рынок и канатная дорога (при длине в 9 км она считается чуть ли не самой длинной в мире).
Рынков нам точно хватит в Стамбуле. А вот подняться почти на 2 тысячи метров, посмотреть на горнолыжный турецкий курорт - интересно.
Билет на канатную дорогу стоит 950 лир (или 20 евро). На кассе выясняется, что конечная станция Улудаг не работает. Последняя остановка – промежуточная, на высоте 1500 метров. Но цена билета от этого не меньше - всё те же 950 лир. Едем всё равно, надеясь, что и оттуда будут великолепные виды, шале, отели, ресторанчики, трассы, подъемники и так далее.
Бурса, канатная дорога. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Что же в итоге? Пока ехали, было красиво, но через 15-20 минут мы выгружаемся в деревне с пустынной неухоженной площадью, где нет НИЧЕГО: ни вида, ни ресторанов, ни даже намека на высоту 1500 метров.
На площади стоят маршрутки с указателем ULUDAG. Это вершина. Еще 200 лир на человека. Едем.
Бурса. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Через 10 минут начинаются пустующие и закрытые в несезон отели, рестораны. Ощущение заброшенности не отпускает. Нас высаживают перед… очередным подъемником, на этот раз кресельным.
Бурса. Турция. Фото Смартпресс, 2025
- Сколько?
- 500 лир…
Стоимость подъема с заявленных 900 выросла до 1600 лир (около 33 евро). Что лучше, остановиться на 1100 или, надеясь на чудо, рискнуть еще 5 сотнями? Это как казино, только ты точно знаешь, что все, кроме тебя, в курсе расклада.
Сцена 8: в стиле “Кин-дза-дза!” или “Левиафана”
На вершине нас встретил ветер, тучи, цепляющиеся за вершины, обзор на десятки километров и полное одиночество. Никого. Неработающие канатки, бугельные подъемники, которые выглядят так, словно ими не пользовались последнее десятилетие, пожухлые искусственные цветы и ржавые поломанные скамейки.
Бурса, Улудаг. Турция. Фото Смартпресс, 2025
А еще – камни, скалы и абсолютное непонимание того, как и где здесь можно кататься на лыжах. Место впечатляет своей заброшенностью и красотой запустения.
Бурса, Улудаг. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Бурса, Улудаг. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Бурса, Улудаг. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Впечатленные видами и потраченными деньгами, спускаемся в город.
В 1326 году Бурса пала перед войском Орхана и стала первой Османской столицей. Почти столько же здесь стоит Зеленая мечеть. Рядом в мавзолее захоронены первые султаны Османской империи.
Бурса, мавзолей султанов. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Бурса, Зеленая мечеть. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Бурса, Зеленая мечеть. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Эпилог
На закате мы подъезжаем к Стамбулу. Начинаются почти московские пробки. Между рядами машин ходят продавцы воды, вентиляторов и прочих ненужных гаджетов. Дорога в 12 полос, а рядом – еще такой же дублер и виадуки.
- Позади 1000 км
- 1,5 бака бензина (90-100 литров = 100 евро)
- Платные дороги (1500 лир = 30 евро)
- Вкусная еда за 300-600 лир (6-12 евро) за большую порцию.
Стамбул. Турция. Фото Смартпресс, 2025
Наш турецкий road-trip закончился там же, где начался – в прокате авто, у стойки с ключами. Красная машина осталась в Стамбуле, а в памяти – Эфес, серпантины и города, каждый со своей ролью. Турция оказалась не курортом, а настоящим фильмом на 1000 км.
Автор: Юлия Кочубей, фото автора
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.