Мы планировали просто доехать из Бодрума в Стамбул на авто, но случайный апгрейд прокатной машины превратил поездку в кино: античные руины, идеальные турецкие трассы, неожиданные встречи и много артхауса. Получился фильм протяженностью в четыре дня и длиной более 1000 км.

1-Маршрут поездки Бодрум-Стамбул.jpgМаршрут поездки

Завязка: пункт проката, аэропорт Бодрум-Милас

Стоимость аренды на четыре дня с допгарантией и возвратом автомобиля в другом городе составила 450 евро, плюс блокировка на карте 200 евро. Бронировали серенький скучный Ford Cougar, но вдруг что-то пошло не по сценарию. 

– А может у вас найдется что-то поярче?
– А почему бы нет? Как вам MG? - менеджер хитро подмигнул.
– Конечно, беру. Мне даже всё равно, какого она цвета.
– Она красная.

2-Лавовые поля в Куле и красная MG.jpgКула, Турция. Лавовые поля. Фото Смартпресс, 2025 

Это было похоже на киноэффект, когда режиссер превращает черно-белое кино в цветное. Сцены в нашем путешествии стали меняться, как на съемках у сумасбродного режиссера.  

Сцена 1: историческая драма

Первая точка путешествия – развалины древнего Эфеса. Он в 2,5-3 часах езды от Бодрума. Эфес впечатляет своими масштабами, красотой античности. И тем, что этот город умер дважды.

3-Эфес Турция.jpgЭфес, Турция. Фото Смартпресс, 2025 

В III веке до нашей эры Эфес был столицей Востока. Богатый порт, перекресток торговых путей, центр знаний. Здесь стоял храм Артемиды - одно из семи чудес света. Строили его больше века, разрушали трижды. Последний раз – христианские фанатики, потому что такая красота - ересь. Сейчас от храма осталась единственная колонна. Она стоит в отдалении от основных раскопок, и мы проскочили мимо, даже не заметив. 

4-Эфес Турция.jpgЭфес, Турция. Фото Смартпресс, 2025

Именно в Эфесе Гераклит сказал знаменитое: Panta rhei - Всё течет, всё меняется”. А через 100 лет Платон здесь же возразил ему: “Единственная реальность - это мысль”.

5-Эфес Турция.jpgЭфес, Турция. Фото Смартпресс, 2025

В этом городе апостол Павел обращался к торговцам с проповедью, но не был понят. Ему предпочли ту, чей храм стоял здесь испокон веков. И Павел покинул Эфес.

6-Эфес Турция.jpgЭфес, Турция. Фото Смартпресс, 2025

Здесь была гигантская библиотека на 12 тысяч свитков, соединенная с борделем. Потому что чтение - это удовольствие для ума, а бордель - для тела. Так считали древние эфесцы.

7-Эфес Библиотека Цельса.jpgЭфес, Библиотека Цельса. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Город начал умирать, когда ушло море. Сначала оно было в 500 метрах, и в глубокую гавань заходили огромные корабли. Потом море отступило, и Эфес, где жила четверть миллиона человек, превратился в деревню. А вскоре землетрясение сравняло с землей и ее. 

8-Эфес Турция.jpgЭфес, Турция. Фото Смартпресс, 2025

Приезжать сюда лучше ближе к закату, когда становится не жарко, а мягкие лучи добавляют глубины фотографиям. Входной билет стоит от 40 евро. Видимо, чтобы подчеркнуть значимость. 

9-Билеты в Эфесе.jpgЭфес, Турция. Фото Смартпресс, 2025

Сцена 2: дорога и скорость в стиле “Форд против Феррари”

Ограничения скорости на трассах в Турции от 110 до 140 км/ч. Даже на серпантине 90-110 км/ч. По левому ряду на платных трассах машины могут лететь 160-170 км/ч. Состояние дорог - идеальное: много полос, отличная разметка, четкие указатели. Водители, на удивление – вежливые и аккуратные. Даже если ты тянешься в левом ряду ниже верхней скоростной планки, тебя не будут, как в Минске, подпирать сзади. 

10-Дороги в Турции.jpgТурция. Фото Смартпресс, 2025

Сцена 3: то ли триллер, то ли артхаус

Мы въехали в Кулу уже в темноте. Фонари выхватывали обвалившуюся штукатурку, резные деревянные покосившиеся балконы и узорчатые, давно запертые, двери. 

11-Кула Турция.jpgКула, Турция. Фото Смартпресс, 2025

Улочки всё сужались и делали немыслимые зигзаги. На нас глазели мальчишки и медитативно курящие бородачи. Мы заблудились. Навигатор сдался и казалось машина вот-вот застрянет между домами. 

- How to reach Anemon Hotel?, - все смеются - никто нас не понимает… 

Но обсудив что-то между собой, они произнесли знакомое нам слово: 

- Wait! Wait! 

Ждем. Напряжение нарастает. Машина кажется самым безопасным местом и мы едем  дальше на ощупь. 

12-Кула Турция.jpgКула, Турция. Фото Смартпресс, 2025

Вдруг, словно на коне, на маленьком скутере в кадр влетает паренек лет 15-16 и со словами “Follow me!” эпично несется вперед. 

Мы ехали за ним, раз 20 свернув направо, налево, снова налево, опять направо, не понимая, где мы и зачем, но через 5 минут остановились у ворот отеля. Мы предложили “Сусанину” деньги,  но он так искренне растерялся - даже не обиделся, а гордо отказался. 

13-Кула Отель Анемон.jpgКула, Отель Анемон. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Кула напоминает заброшенные декорации к фильму про постапокалипсис. С конца XIX века жители начали уезжать на заработки, и роскошные османские особняки из вулканического камня, включенные в список ЮНЕСКО, оказались слишком дорогими в содержании. 

Отель - тоже огромный османский особняк с внутренним двориком и заспанным администратором на ресепшен. Естественно, он не говорит по-английски. Единственное что мы поняли: “Повар - ёк“. 

Ёк - в турецком, как и в русском разговорном, означает много чего: нет, кончился, незадача, аллес капут… 

15-Кула Отель Анемон.jpgКула, Отель Анемон. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Комната большая, со скрипучими деревянными полами. Туалеты находятся на возвышении - ночью можно споткнуться. Санузел вообще уникальный: раковина ровненько над унитазом, а выключатель в душевой кабине – внутри… И ключ от номера - большой и старинный с виду, словно от камеры графа Монте-Кристо.

16-Кула Отель Анемон.jpgКула, Отель Анемон. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Все местные смотрят на нас с нескрываемым интересом, как будто это мы – туристический объект. Ворота и двери в узких переулках открыты настежь, и за ними происходит жизнь: люди сидят на коврах или на земле, едят, разговаривают, спят.

17-Кула Турция.jpgКула, Турция. Фото Смартпресс, 2025

Главный транспорт Кулы - электроскутеры. На них все носятся без шлемов, иногда по 5 человек. Хорошим тоном считается сигналить, подъезжая к поворотам. 

В Куле всё дешево и очень вкусно. Почти нет кафе-ресторанов в привычном понимании. Лучшие кебабы, шашлыки, мезе мы ели в кулинарии. 

18-Кулинария в Куле Турция.jpgКула, Турция. Фото Смартпресс, 2025

Сцена 4: в стиле “Кавказской пленницы”

На улице заиграли национальные инструменты. Все вышли смотреть. Этот обряд называется sünnet düğünü - торжества по случаю обрезания - один из самых значимых ритуалов. 

19-Кула обряд sünnet düğünü.jpgКула, обряд sünnet düğünü. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Мальчика наряжают в белый костюм, шапочку с пером (головной убор султанов) и сажают на коня. Посадить на коня значит “возвести в статус мужчины”. Его провозят по улицам, чтобы все соседи видели: семья выполнила важный религиозный долг.

20-Кула обряд sünnet düğünü.jpgКула, обряд sünnet düğünü, танец “Зейбек”. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Тут же мужчины в шароварах исполняют танец “Зейбек”. Зейбек - это герой фольклора Эгейской Турции, что-то вроде благородного разбойника.

Сцена 5: sci-fi в стиле “Марсианина”

В Куле мы задержались на два дня - увидеть лавовые поля. Кула раньше называлась Katakekaumene, дословно – “сожженная земля”. Здесь - молодые вулканы. Последние извержения случились всего несколько тысяч лет назад. 

21-Кула Лавовые поля.jpgКула, Лавовые поля. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Геопарк Kula Volcanic Field, площадью в 300 км², имеет статус объекта ЮНЕСКО и напоминает гигантский потухший мангал. Здесь воздух сухой, с необычным запахом. И здесь звенит тишина. Мало людей. Похоже на другую планету.

22-Кула Лавовые поля.jpg

23-Кула Лавовые поля.jpg

24-Кула Лавовые поля.jpgКула, Лавовые поля. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Дальше держим путь в Манису. Навигатор дает на дорогу два часа. 

Сцена 6: “Трудности перевода”

- Гугл, где в Манисе обменники?
- Гугл, как будет по-турецки: “Где у вас можно поменять евро?”
- Гугл, где в Манисе можно выпить кофе, а не чай?

25-Маниса. Турция.jpgМаниса. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Маниса запомнилась отсутствием обменников, кафешек и охранником туалета при мечети, который не хотел брать евро, потому что знает только доллары. А еще здесь  никто не говорил по-английски.

26-Маниса магазин оборудования для мясников.jpgМаниса, магазин оборудования для мясников. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Маниса - город принцев. Здесь будущие султаны получали образование. Здесь стоит Мечеть Султан Хафса, построенная в 1522 году по приказу матери Сулеймана Великолепного. Мечеть чудом пережила пожар в 1922 году, когда город был почти стерт с лица земли. 

27-Маниса мечеть Хафса Султан женская половина.jpgМаниса, мечеть Хафса Султан, женская половина. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Найдя, наконец, кофе, мы без сожаления покидаем Манису. Следующая остановка - Бурса. Ехать до нее 4 часа.

Сцена 7: в стиле “Отпетых мошенников” 

В Бурсе останавливаемся в Holiday Inn. Это такое счастье: хорошая кровать, ортопедический матрас, мягкие подушки, туалет, на который не надо взбираться, как на постамент. Завтрак, где можно выбрать знакомую еду, потому что  повар не “ёк”.

28-Бурса. Турция.jpgБурса. Турция. Фото Смартпресс, 2025

В Бурсе, кроме мечетей, есть два туристических развлечения: шелковый рынок и канатная дорога (при длине в 9 км она считается чуть ли не самой длинной в мире).

Рынков нам точно хватит в Стамбуле. А вот подняться почти на 2 тысячи метров, посмотреть на горнолыжный турецкий курорт - интересно.

Билет на канатную дорогу стоит 950 лир (или 20 евро). На кассе выясняется, что конечная станция Улудаг не работает. Последняя остановка – промежуточная, на высоте 1500 метров. Но цена билета от этого не меньше - всё те же 950 лир. Едем всё равно, надеясь, что и оттуда будут великолепные виды, шале, отели, ресторанчики, трассы, подъемники и так далее. 

29-Бурса канатная дорога.jpgБурса, канатная дорога. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Что же в итоге? Пока ехали, было красиво, но через 15-20 минут мы выгружаемся в деревне с пустынной неухоженной площадью, где нет НИЧЕГО: ни вида, ни ресторанов, ни даже намека на высоту 1500 метров.

На площади стоят маршрутки с указателем ULUDAG. Это вершина. Еще 200 лир на человека. Едем. 

30-Бурса. Турция.jpgБурса. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Через 10 минут начинаются пустующие и закрытые в несезон отели, рестораны. Ощущение заброшенности не отпускает. Нас высаживают перед… очередным подъемником, на этот раз кресельным. 

31-Бурса. Турция.jpgБурса. Турция. Фото Смартпресс, 2025

- Сколько? 

- 500 лир… 

Стоимость подъема с заявленных 900 выросла до 1600 лир (около 33 евро). Что лучше, остановиться на 1100 или, надеясь на чудо, рискнуть еще 5 сотнями? Это как казино, только ты точно знаешь, что все, кроме тебя, в курсе расклада. 

Сцена 8: в стиле “Кин-дза-дза!” или “Левиафана”

На вершине нас встретил ветер, тучи, цепляющиеся за вершины, обзор на десятки километров и полное одиночество. Никого. Неработающие канатки, бугельные подъемники, которые выглядят так, словно ими не пользовались последнее десятилетие, пожухлые искусственные цветы и ржавые поломанные скамейки.

32-Бурса Улудаг.jpgБурса, Улудаг. Турция. Фото Смартпресс, 2025

А еще – камни, скалы и абсолютное непонимание того, как и где здесь можно кататься на лыжах. Место впечатляет своей заброшенностью и красотой запустения.

33-Бурса Улудаг.jpgБурса, Улудаг. Турция. Фото Смартпресс, 2025

34-Бурса Улудаг.jpgБурса, Улудаг. Турция. Фото Смартпресс, 2025

35-Бурса Улудаг.jpgБурса, Улудаг. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Впечатленные видами и потраченными деньгами, спускаемся в город. 

В 1326 году Бурса пала перед войском Орхана и стала первой Османской столицей. Почти столько же здесь стоит Зеленая мечеть. Рядом в мавзолее захоронены первые султаны Османской империи. 

36-Бурса мавзолей султанов.jpgБурса, мавзолей султанов. Турция. Фото Смартпресс, 2025

37-Бурса Зеленая мечеть.jpgБурса, Зеленая мечеть. Турция. Фото Смартпресс, 2025

38-Бурса Зеленая мечеть.jpgБурса, Зеленая мечеть. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Эпилог 

На закате мы подъезжаем к Стамбулу. Начинаются почти московские пробки. Между рядами машин ходят продавцы воды, вентиляторов и прочих ненужных гаджетов. Дорога в 12 полос, а рядом – еще такой же дублер и виадуки.  

  • Позади 1000 км
  • 1,5 бака бензина (90-100 литров = 100 евро)
  • Платные дороги (1500 лир = 30 евро)
  • Вкусная еда за 300-600 лир (6-12 евро) за большую порцию.

39-Въезд в Стамбул.jpgСтамбул. Турция. Фото Смартпресс, 2025

Наш турецкий road-trip закончился там же, где начался – в прокате авто, у стойки с ключами. Красная машина осталась в Стамбуле, а в памяти – Эфес, серпантины и города, каждый со своей ролью. Турция оказалась не курортом, а настоящим фильмом на 1000 км.

Автор: Юлия Кочубей, фото автора

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.