“Все готовы? На всякий случай возьмите бутылку воды и пакетик, если вдруг плохо переносите полёт”, – говорит пилот Виктор Климук и выдает каждому огромные наушники. В кабине вертолета Ми-2 всё трещит, гудит, пищит. Как только надеваешь наушники, уровень шума тут же становится ниже. Все расселились по местам, достали телефоны (фотографии с высоты точно будут “вау”) и не сводят глаз с лётчика. Ну, полетели!
Наш пилот на сегодня – Виктор Климук
Мы встречаемся утром на аэродроме “Липки”. Пока ждём своего пилота, гадаем: это будет страшно или, наоборот, захватывающе? В кабине будет сильно трясти? Пожалеем или нет, что ввязались в эту авантюру?
Пролететь над Минском со скоростью 170 км/ч мы решили не одни, а с нашей читательницей Анной Приц. Повод: Afisha Smartpress набрала 100 тысяч подписчиков в Instagram! Отличный полёт в социальных сетях. Нужно его отметить так, чтобы запомнился надолго. А что, если полетать над Минском на вертолете?
Аэродром “Липки” – наша точка старта
Из кабины Ми-2 открывается потрясающий вид на город
Мы предложили нашим читателям покататься на Ми-2. Аня первая написала: “Хочу!” И вот: через пару дней мы уже стоим с ней в “Липках” и рассматриваем вертолет, который вот-вот поднимет нас в воздух.
“Без моей команды ничего не трогать!”
– Сейчас мы полетим, – к нам подходит пилот Виктор Климук и проводит инструктаж. – Один человек может сесть возле меня, будет слушать радиообмен и переговариваться со мной. Все остальные – в грузовую кабину.
Пилот Виктор Климук проводит инструктаж, а наша читательница Анна Приц (слева) запоминает каждое слово
В кабине ничего трогать нельзя
На всякий случай берем бутылку воды, пакетик и, выстроившись гуськом, идем за сопровождающим. Посадка/высадка пассажиров Ми-2 проходит только, если вертолет не работает. Это строгое правило. Если Ми-2 уже завели, сзади него со скоростью 500 км/ч начинает вращаться маленький рулевой винт и может достать до человека. Нам такое не надо. Поэтому внимательно слушаем пилота Виктора Климука.
До вылета остаётся 5 минут

– Без моей команды ничего не трогать! В кабине будут красные переключатели, защёлки, прикасаться к ним нельзя. Как со мной общаться? Глазами, – уточняет Виктор.
Когда в кабине раздались крики
Рассаживаемся на диване в грузовой кабине, надеваем огромные наушники и… полетели! Обзор в Ми-2 такой, что видно всё, неважно, сидишь ты лицом к пилоту или спиной. Набираем высоту и начинаем рассматривать утренний Минск. Бесконечные многоэтажки, зеленые парки, спортсмены на пробежке… На одной улице в ряд выстроились знаменитые городские жёлтые автобусы, на другой – спешат прохожие.
Наушники помогают снизить уровень шума
Набираем высоту и полетели!
Минск из кабины вертолета выглядит сказочно
– Держитесь! – показывает глазами пилот Виктор Климук нашему фотографу Лене, которая сидит рядом с ним и по цепочке передает команду остальным.
Ми-2 начинается разворачиваться и, кажется, сейчас опрокинется на землю. По кабине проносятся крики ужаса и восторга: “Аааааа!”
“Девушки, это был всего лишь разворот!”
“Может, мы от красивых видов пищим!”
Запищали от простого манёвра летчика? Тут надо сразу оговорить: полёт на самолете и вертолете – это абсолютно разные вещи. В самолете взял чашку кофе и спокойно любуешься видами в иллюминаторе, ну а тут такой номер не прокатит. Чувствуешь каждое движение, видишь каждую эмоцию в глазах своих соседей (в кабине помещается 6 пассажиров, так что все на виду), пытаешься удержать в руках телефон. Плюс в кабине МИ-2 всегда шумно: без остановки и довольно громко работают пропеллер и винты.
Час полёта в воздухе стоит 2550 – 3300 рублей
Но в какой-то момент страх уходит и просто любуешься видами Минска. Это полчаса чистого восторга, когда ни о чем не думаешь и просто паришь в воздухе.
Виктор общается с нами глазами
В воздухе забываешь обо всем

– Спасибо! – в один голос говорим нашему пилоту, когда приземляемся в “Липках”.
– Прямо-таки спасибо, – смеется Виктор Климук. – Я же видел ваши лица.
Ноги немного дрожат, в ушах еще стоит гул, зато сколько эмоций!
– Только что каждый из вас налетал на 600 рублей, – говорит начальник Минского аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский, когда подходит узнать, как прошел полёт.
Николай Мочанский почти 30 лет руководит аэроклубом
Оказывается, прогулку на вертолете может заказать любой желающий. Час полёта на Ми-2 обойдется в 3,300 рублей, на Robinson R-44 – 2,550 рублей. Часто такой услугой пользуются женихи, чтобы эффектно прилететь к невесте в ресторан.
“Покоя нет никому!”
Николай Мочанский почти 30 лет возглавляет аэроклуб. И с улыбкой признается:
– Покоя нет никому!
Он все время что-то придумывает, а подчиненные вздыхают: может, Петрович на этот раз построит очередной объект и успокоится? Но не тут-то было. Поэтому в аэроклуб можно приехать на целый день с семьей или друзьями и интересно провести время.
– прыгнуть с парашюта;
– заглянуть в тир;
– заглянуть на драники в кафе “Гагарин”;
– испытать веревочный городок;
– позаниматься воркаутом;
– сходить в музей авиации и космонавтики (здесь выставлено более 50 самолетов и вертолетов);
– пройтись по парку (6 гектаров леса с зоной барбекю) и отдохнуть в беседке;
А еще выпить кофе с видом на самолеты
“Заглянуть к космонавтам" в музее
Увидеть борт №1: на этом ТУ-154 президент летал до 2013 года
Можно даже прогуляться по салону
А еще здесь выставлен Ми-26. Крупнейший в мире транспортный вертолет
Суеверия пилотов: пуговицы не пришивать, перед вылетом не фотографироваться
Начальник Минского аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский – летчик-испытатель первого класса. Он до сих пор поднимается в небо и контролирует всю технику в клубе, знает возможности каждого пилота и лично дает разрешение курсантам на самостоятельный полёт.
Николай Мочанский и сам летает, и курсантов к полетам допускает.
– Есть такая традиция: когда курсант впервые летит в кабине один, после полета выключает двигатель, выходит на землю и падает на руки другим курсантам. Его трижды подбрасывают: “Орёл! Молодец! Сам посадил самолет”. Потом берут за ноги и руки и бьют о шасси, чтобы всю жизнь чувствовал касание самолета о взлетно-посадочную полосу. Ставят на ноги, обливают двумя ведрами холодной воды, чтобы остудить пыл: “Не зазвездись, парень! Ты еще не летчик, работай давай”. И уже после этого курсант раздает подписанные сигареты: “070 (мой позывной) от 080 (позывной курсанта). Спасибо за первый самостоятельный вызов”.
На столе у Николая Мочанского стоят десятки пачек сигарет от курсантов
Сам Николай Мочанский не курит, но если заглянуть к нему в кабинет, на столе – десятки пачек сигарет. Это всё от курсантов. Оказалось, пилоты еще те суеверные ребята. Например:
– летчики не покупают квартиру под номером 13 и не заселяются в номер 13 в гостинице;
– на бортах самолета и вертолета невозможно найти число 13;
– многие не фотографируются перед вылетом, а вот после – пожалуйста;
– третий тост пилоты поднимают не за дам, а за тех, кого больше нет рядом;
– в день вылета не пришивают пуговицы.
В общем, если попадете в “Липки” на день, и эмоции получите, и узнаете многое из мира авиации. Расскажем небольшой секрет: в музее авиации и космонавтики экскурсию проводит бывший пилот Петр Авдеенко. Хотя бывших, конечно, не бывает.
Петр Авдеенко знает про небо всё и даже больше
– Не смог сидеть дома на пенсии, решил понюхать запах горелого керосина, – улыбается Петр Иванович. – Невозможно отказаться от авиации, это вся моя жизнь. Иногда думаю: “Вот бы мне еще раз слетать”.
Текст: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко