Долгое время язычество было основной религией на белорусских землях. Его отголоски живут здесь и сейчас. А в Парке средневековой истории “Великое княжество Сула” есть целая площадка, посвященная славянским культам и обрядам. Почему огонь считался священной силой, а лес был местом, куда без надобности лучше не ходить? О том, во что верили и чего боялись наши предки поговорили с арт-директором комплекса Павлом Цитовичем.  

Язычество в Беларуси и Парк Сула 1.jpgДеревянный идол языческого бога Перуна в Суле 

Очищались предки не только водой, но и огнем 

Разговор о древних славянских верованиях начинаем возле капища – языческого храма под открытым небом. В Парке истории Сула, конечно, его реконструкция, и тем не менее, особая атмосфера здесь есть. Невольно задумываешься о присутствии высших сил. 

Язычество в Беларуси и Парк Сула 2.jpgЯзыческое капище на площадке славянских культов и верований в Суле 

– Капішча – гэта месца, дзе пакланяліся багам ды праводзілі розныя паганскія рытуалы. Яно абавязкова павінна было знаходзіцца каля возера ці ракі, а падчас абрадаў тут заўседы гарэла вогнішча. Што агонь, што вада ў нашых продкаў лічыліся  сімваламі ачышчэння, – рассказывает Павел Цитович. 

Язычество в Беларуси и Парк Сула 3.jpg 

Язычество в Беларуси и Парк Сула 4.jpgПавел Цитович 

Да, вспомнить хотя бы Купалье и Масленицу – языческие праздники, которые отмечают на наших землях и по сей день. В обоих случаях неотъемлемая часть гуляний – большой костер. 

Язычество в Беларуси и Парк Сула 5.jpgПрыжки через купальский костер. Фото livelib.ru 

Язычество в Беларуси и Парк Сула 6.jpgКупалье в Суле 

Считалось, что в день летнего солнцестояния прыжки через него помогали “очистить душу”, а купание в воде – тело. Правда, только до захода солнца – чтобы не повстречаться с водяным, русалками, озерницами и т.д. Потому что наши предки верили: вся нечисть в Купальскую ночь “активизируется”.

Язычество в Беларуси и Парк Сула 7.jpgОзерницы – водяныя “нячысцікі”, похожие на русалок, но не имеющие хвоста. Иллюстрация Валерия Слаука 

Сжигание чучела Зимы на Масленицу тоже имело свой определенный смысл – таким образом люди избавлялись от старого, изжившего себя, чтобы дать место новому. 

Язычество в Беларуси и Парк Сула 8.jpgСжигание чучела зимы в Суле. Фото parksula.by 

– Традыцыі ўшанавання вады і агню перайшлі потым і ў хрысціанства. Напрыклад, на хрышчэнне што прынята рабіць? Акунацца ў палонку. А калі дзіця хрысцяць, то яго таксама абмываюць у вадзе, – отмечает Павел. 

Огонь в христианстве также остался священным – взять те же свечи, которые неизменно горят в церквях и костелах.  

Язычество в Беларуси и Парк Сула 9.jpgСлужба в храме. Фото Елены Таборко 

– Па ўсёй нашай краіне ёсць населеныя пункты з назвамі “Капішча”, “Копішча” і падобнымі на іх. І з’явіліся назвы не таму, што там нешта ка́пала ці хтосьці штосьці капа́ў. А ў гонар вось такіх пляцовак паганскіх пакланенняў, – поясняет наш гид. 

В слове “паганства” нет никакого негатива 

Но откуда же взялось такое белорусское название язычества, которое вызывает не самые приятные ассоциации? 

– Насамрэч “паганства”– слова лацінскага паходжання (paganus – “сельскі", "вясковы" "язычніцкі"), якое прыйшло ў беларускую мову. І азначае толькі адну рэч – мнагабожжа. Таму ніякага негатыву гэтая назва не нясе, – отвечает на вопрос Павел. 

Язычество в Беларуси и Парк Сула 10.jpgВо время археологических раскопок рядом с этим камнем нашли много разных вещей – монет, пуговиц и т.п. Это говорит о том, что он был ритуальным 

Во времена ВКЛ язычество и христианство существовали бок о бок 

С приходом христианства на территории Великого княжества Литовского, язычество никуда не исчезло. Долгое время эти два вероисповедания существовали бок о бок. Особенно это чувствовалось среди сельских жителей – те могли и на воскресную службу в церковь сходить, и молока домовому в миске оставить… Отголоски “паганства” присутствуют и в жизни современных белорусов.  

Язычество в Беларуси и Парк Сула 11-2.jpgДомовик и домовуха. Иллюстрация Валерия Слаука 

– Калі вы пытаецеся ў зязюлі аб працягласці жыцця, ці стараецеся звярнуць з той дарогі, якую перайшла чорная кошка, альбо верыце, што рукі чэшуцца да нейкіх спраў з грашыма, то вы хоць троху, але падтрымліваеце паганскія традыцыі. Бо народныя прыкметы якраз адтуль, – приводит пример Павел. 

Язычество в Беларуси и Парк Сула 12.pngФото dzen.ru 

Вместе с тем, ВКЛ в целом было государством межконфессиональным. Его статуты (своды законов) защищали интересы гражданина вне зависимости от его вероисповедания – мусульманин ли он, иудей, христианин или язычник.  

“Амаль усе паганскія святы залежалі ад сонца” 

В основе язычества лежит связь с природой. Раньше многие вещи люди не могли объяснить рационально. И делали это интуитивно, опираясь на погодные явления, поведение животных и т.д.

Язычество в Беларуси и Парк Сула 13.jpgФото Pinterest 

– Амаль усе паганскія святы залежалі ад актыўнасці сонца. Бо яно мела моцны уплыў на багацце ураджаю, а значыць і на чалавечае жыццё, – подчеркивает Павел.

Язычество в Беларуси и Парк Сула 14.jpg 

“Нячысцікі” помогали людям избежать беды 

И если солнцу в древние времена люди молились и поклонялись, то водоемов и леса побаивались. Отсюда и появились разные “нячысцікі” – мифологические существа, которые, в зависимости от своего характера и ситуации, могли приносить людям вред или пользу. Но в первую очередь их роль заключалась… в регуляции социального поведения. 

– Зараз мы з вамі ведаем, што калі рэкі ды азеры зацвітуць – усё, купацца нельга, бо вада ўжо не такая цёплая, можна захварэць ці сутаргу атрымаць. Але людзям у мінулым гэта было не так добра зразумела, асабліва дзецям. І прыдумалі, што пасля 2 жніўня ўсе русалкі ды вадзянікі вяртаюцца з сушы ў вадаёмы, могуць схапіць за нагу і ўцягнуць пад ваду – рассказывает собеседник. 

Язычество в Беларуси и Парк Сула 15.jpgВодяной. Иллюстрация Валерия Слаука 

Примерно то же самое и с лесом. Реальной опасностью для предков в нем были волки. Есть исторические сведения, согласно которым еще в XVIII - XIX на наших землях много людей гибло от их клыков. И, тем не менее, серые хищники не внушали трепетного страха. То ли дело Леший – неведомая сила, которая видит всех и вся и способна так запутать незваного гостя среди деревьев, что тот навсегда дорогу домой забудет.

Язычество в Беларуси и Парк Сула 16.jpgЛеший. Фото dzen.ru 

Присутствовал в язычестве и тотемизм – одушевление животных и присваивание себе их лучших качеств. Например, если человек выбирал своим тотемом сову, то якобы приобретал мудрость, медведя – силу и скорость, рысь – ловкость и т.д. 

У какого бога нет своего идола и почему поссорились Велес и Перун? 

И, конечно же, в язычестве есть свои боги. В Парке истории Сула представлены идолы некоторых из них – Перуна, Велеса, Лады и Ляли. А еще дед-камень, символизирующий бога Рода, или Сварога. Он настолько древний, что у него даже нет своего образа.

Язычество в Беларуси и Парк Сула 17.jpgДед-камень Сварога 

– Лічылася, што чым вышэй паставіць камень Сварога, тым лепей будзе сувязь з гэтым богам. І калі ўжо ён чалавека пачуў, то жаданне абавязкова споўніцца, ніхто не зможа гэтаму перашкодзіць, – говорит наш гид. 

Перун – бог грома и молнии, защитник воинов. Согласно древним верованиям, он летает по небу на огненной колеснице и наказывает тех, кто связался с нечистой силой или замышляет темные дела. Если идола бога не было поблизости, а людям нужна была его помощь, шли к дубу – это дерево считалось посредником между земными жителями и небесным божеством. 

Язычество в Беларуси и Парк Сула 18.jpgБог животноводства Велес. Иллюстрация oum.ru 

По одной из версий, у Перуна был серьезный конфликт с богом мудрости, плодородия и животноводства Велесом. Последний украл у громовержца жену Мару – богиню рождения и смерти, которая плетет нити судьбы.  

Язычество в Беларуси и Парк Сула 19.jpgИдолы Велеса (слева) и Перуна (справа). Дед -камень между ними неспроста – выступает в роли “миротворца” 

Язычество в Беларуси и Парк Сула 20.jpgИдол богини Ляли, которая олицетворяет весну, красоту и новую жизнь. 

– Насамрэч амаль ва ўсіх этнічных міравых рэлігіях ёсць богі, якія адказвалі за падобныя рэчы. Узяць таго ж Перуна – у старажытнагрэчаскай міфології яго “прататыпам” з’яўляецца Зеўс, у рымскай – Юпіцер, а ў скандынаўскай – Одзін, – отмечает Павел Цитович.  

Ведьм у нас не боялись, но селили за пределами деревни 

В древние времена жили на белорусских землях и ведьмы. Только их не боялись, а скорее даже почитали – обращались за советом или за целебным травяным сбором. 

Язычество в Беларуси и Парк Сула 21.jpg 

Для наших предков ведьма была скорее той, кто ведает (обладает тайными знаниями), чем той, кто может навредить. Часто именно она поддерживала костер на капище и в целом наблюдала за местом силы. 

– Адзінае што, ведзьм у нас сялілі не ў вёсках, а побач з імі. Чаму? Па адной з версій, каб не ўводзілі чужых мужоў, па іншай – каб не адцягваць саміх ведзьм ад важных спраў, – поясняет Павел.

Язычество в Беларуси и Парк Сула 22.jpgДом ведьмы в Парке истории Сула 

Автор: Наталия Некрашевич, фото: Елена Таборко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.