XX век подарил женщинам миллионы “зеркал”. Кино, реклама, телевидение и глянцевые журналы превратили красоту в массовый экспортный товар. Женщина, еще недавно жившая по законам семьи и общества, теперь смотрела на себя глазами камеры. Но за блеском софитов росла усталость. Быть идеальной стало профессией. А в конце века всё перевернулось. И женщины захотели вернуть свое “я”. Без фильтров, правил и чужого сценария.

0-Британская модель Твигги 1966 год.jpgБританская модель Твигги (Лесли Лоусон), 1966 год

Партнер познавательного цикла “Всемирная история. Стандарты женской красоты” фармацевтическая компания “Фармлэнд”.

Женские образы из Голливуда 

XX век начался со вспышки фотоаппарата. Снимки, журналы, кино… Всё это стало частью новой “религии” под названием “визуальная культура”. Красота перестала быть интимной - она стала публичной. Теперь ее можно было продавать, копировать, транслировать.

Голливуд превратил женский образ в символ эпохи. Грета Гарбо с холодной отстраненностью, Мэрилин Монро с мягкими изгибами и сияющей кожей - воплощение женственности 1950-х. Одри Хепберн - ее антипод. Тонкая, утонченная, с мальчишеской стрижкой, олицетворение интеллигентности и легкости. А затем - Твигги. Подростковая хрупкость, ресницы, как у куклы, и бунтарский Лондон 1960-х. Каждая эпоха выбирала свой типаж. И миллионы женщин пытались ему соответствовать.

1-Мэрилин Монро на фото Ричарда Аведона (1957 год).jpgМэрилин Монро на фото Ричарда Аведона, 1957 год. Улыбка, в которой соединены уверенность и хрупкость. Легенда, ставшая зеркалом века.

Рекламная мифология: не просто цвет лица, а “новая жизнь”

Журналы, афиши, экраны… Всё транслировало одно и то же: будь похожа, покупай, следуй. Красота перестала быть частным чувством, она превратилась в индустрию.

Косметические бренды соревновались за то, кто изобретет формулу “вечной молодости”. Элена Рубинштейн и Элизабет Арден создали первую “косметическую империю”, где уход за собой стал синонимом успеха. Появились первые массовые линии помад, тушей, пудр и парфюмов. Реклама Dior и Estée Lauder 1950-х обещала женщинам не просто цвет лица, а “новую жизнь”.

Но вместе с этим, в сознание закладывался стандарт, которому невозможно соответствовать. Реклама внушала: ты всегда немного не такая. И миллионы женщин начинали утро не с вдохновения, а с сомнения.

2-Постер Estee Lauder - 1967.jpgПостер Estée Lauder, 1960-е годы

Брюки вместо юбки и первый женский смокинг

Каждые десять лет XX века приносили новый идеал.1950-е – пин-ап - веселый, дерзкий, с изгибами и красной помадой. 1960-е - минималистичные и подростковые. 1970-е - рок и джинсы, хиппи и натуральность. 1980-е - взрыв глянца и фитнеса: блеск, мода на спортивное тело, культ молодости.1990-е - эпоха супермоделей: длинные ноги, скулы, хищный взгляд.

banner

Но за каждым образом стояло одно: попытка контролировать восприятие женщины. Даже свобода имела форму и вес, а бунт продавался в рекламной упаковке.

И всё же именно через стиль женщины начали возвращать себе голос. Короткие волосы Коко Шанель, брюки вместо юбки, аромат №5 - это было больше, чем мода, это была декларация независимости. А в 1970-х Ив Сен-Лоран дал женщинам “Le Smoking” - первый женский смокинг, символ силы и сексуальности без компромиссов.

3-Фото Хельмута Ньютона Yves Saint Laurent Le Smoking 1975.jpgФото Хельмута Ньютона, “Yves Saint Laurent Le Smoking”, 1975. Женщина в мужском костюме, с сигаретой и прямым взглядом. Символ силы и независимости.

“Усталая красота” и кампании против диктата “90-60-90”

К концу века на подиум вышли новые движения. Феминистки требовали перестать оценивать женщин по параметрам тела. Появились первые кампании против диктата “90-60-90”, первые обложки с естественными лицами и телами.

В 1980–90-х Кейт Мосс ввела эстетику “героинового шика” - болезненной, изможденной и усталой красоты. Параллельно в США модель Синди Кроуфорд  с родинкой у губ утверждала иной тип - живой, спортивный, уверенный. А в 1997 году реклама Dove впервые показала женщин разных возрастов и форм, запустив разговор о естественности.

Мир начал видеть, что стандарты могут быть жестокими. Что реклама формирует не вкус, а тревожность. Что миллионы женщин, гонясь за образом, теряют собственное “я”. И тогда родилось движение body positivity - “тело не повод для стыда”. На плакатах появились разные фигуры, оттенки кожи, возраст. 

4-Беременная Деми Мур фото Энни Лейбовиц Vanity Fair1991 год.jpgФото Энни Лейбовиц, Деми Мур на обложке журнала Vanity Fair, 1991 год. Беременная женщина без ретуши. Смелый, человечный образ, разрушивший старые табу.

“Я сама решаю, что для меня красиво!”

К концу XX века всё смешалось: кино, мода, реклама, интернет. Идеалы множились быстрее, чем менялись поколения. Женщина могла быть кем угодно - от пинап-дивы до рок-звезды. Но вместе с выбором пришла и усталость от необходимости постоянно делать этот выбор.

Массовая культура подарила миллионы отражений, но не дала покоя. И именно на этом фоне родилось новое понимание красоты:
- не копировать, а создавать;
- не сравнивать, а принимать;
- не быть как кто-то, а быть собой.

В 1990 году фотограф Питер Линдберг снял для Vogue супермоделей без макияжа. Этим этим жестом он внедрил человечность в индустрию глянца. А в конце десятилетия Мадонна, Бьорк и Кортни Лав показали: женственность может быть агрессивной, нежной, странной. Но при этом, всегда своей. XX век сделал красоту полем борьбы, но именно на этом поле женщина впервые победила.

5-1-Супермодели в объективе Питера Линдберга 1988 год.jpgСупермодели в рубашках, фото Питера Линдберга, 1988 год. Лейтмотив – красота и естественность

5-Питер Линдберг супермодели на обложке Vogue 1990 год.jpgА это – один из самых известных кадров Питера Линдберга для обложки британского Vogue, январь 1990 года. В объективе – супермодели 1990-х: Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Татьяна Патиц, Кристи Тарлингтон и Синди Кроуфорд

XX век превратил красоту в глобальный язык. Доступный, яркий, громкий. Он дал миру идеалы, иконы, обложки. Но вместе с ними - тревогу, сравнения, давление. И все же именно этот век впервые позволил женщине сказать: “Я сама решаю, что для меня красиво!”.

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.