Гармония античности сменилась аскезой Средневековья. Там, где раньше тело было источником вдохновения, оно стало испытанием для духа. Если древние греки видели в красоте математическую пропорцию, то христиане Средневековья искали в ней отражение смирения. Но, как ни странно, и одни, и другие стремились к идеалу - просто измеряли его разными инструментами: циркулем или молитвой.

Партнер цикла “Всемирная история. Стандарты женской красоты”, фармацевтическая компания “Фармлэнд”.

1-Сабина Поппея вторая жена римского императора Нерона.jpgСабина Поппея, вторая жена римского императора Нерона. Школа Фонтенбло (около 1580 года)

Когда красота подчинялась законам математики

Античность впервые сделала из красоты формулу. В Древней Греции считалось, что тело - это архитектура, в которой проявляется разум. Пропорции женского лица и фигуры изучались с тем же рвением, с каким строились храмы. Гуманист Леон Баттиста Альберти позже назовет это “золотым сечением”, но истоки были именно там, в Элладе.

Идеальная женщина греков - не слабая и не пышная. Ее фигура уравновешена, ее движения пластичны, черты лица – симметричны. Она воплощает идею калокагатии - единства физической красоты и нравственного совершенства. Быть красивой означало быть гармоничной с миром и собой.

Так, Сапфо писала, что “красота - это то, что любимо”, связывая внешнее и духовное. А в статуях Афродиты Книдской Праксителя или Ники Самофракийской мы видим ту же идею. Тело, как выражение гармонии, а не соблазна. Эти образы стали своеобразными учебниками пластики для античного мира.

2-Мраморная статуя греческой богини.PNGМраморная статуя греческой богини. Визуализация – агент-иллюстратор ChatGPT

Ухоженность как искусство

Если у греков идеал был почти философским, то у римлян - вполне практичным.
Римлянки знали толк в косметике. Они отбеливали кожу мелом и свинцовой пудрой, красили губы суриком, наносили румяна из кармина, рабыни помогали им делать сложные прически с помощью накладных локонов.

banner

Красота стала ежедневной обязанностью, частью статуса. Дорогие духи, мраморные ванны, кремы на основе оливкового масла - всё это было не прихотью, а социальной нормой. Женщина из патрицианской семьи не могла позволить себе выглядеть просто.

Так, Плиний Старший в своих трудах описывает десятки рецептов кремов и духов. Археологи нашли в развалинах Помпей косметички с кисточками и зеркалами, принадлежавшие знатным римлянкам. 

3-Руины Помпей 2025 год.JPGРуины Помпей, 2025 год. Фото Алексея Иванюшко, Смартпресс

Легендарная Сабина Поппея, жена Нерона, принимала молочные ванны и спала в серебряной маске, тогдашних символах роскоши и вечной молодости.

Но вместе с блеском роскоши рождалась и зависимость. Слишком большое внимание к внешности убивало естественность. И когда Рим пал, вместе с ним рухнул и стандарт “материальности красоты”.

4-Молодая римлянка за туалетным столиком.PNGМолодая римлянка за туалетным столиком. Визуализация – агент-иллюстратор ChatGPT

От тела – к душе

Средневековье перевернуло представления о прекрасном. Тело теперь воспринималось не как храм, а как испытание. Оно мешало душе стремиться к Богу. Церковь объявила плоть источником искушения, а значит, любое украшение стало подозрительным.

Женщина должна была быть не привлекательной, а праведной. Бледная кожа - знак чистоты. Худоба - символ смирения. Высокий лоб - метафора возвышенного ума (волосы на висках дам специально выбривали). Макияж считался грехом, духи - излишеством, улыбка - легкомыслием.

Хроники XV века сообщают, что при дворе Маргариты Наваррской в моде были платья, скрывающие фигуру полностью - даже руки. А на миниатюрах из монастырей Англии можно увидеть дам с высоким лбом и длинными белыми вуалями. Красота как свет внутренней благодати.

5-Средневековая дама в длинном платье.PNGСредневековая дама в длинном платье. Визуализация – агент-иллюстратор ChatGPT

Вместо яркости - тишина. Вместо тела - дух. Женщина превращалась в ангела без тени земной страсти.

Когда добродетель стала украшением

Красота Средневековья - это не форма, а поведение. Нежный голос, скромный взгляд, сдержанные жесты. Всё это считалось не менее важным, чем внешность. Стиль нарядов диктовался религией и сословием.

Для простолюдинки - темные ткани и закрытые платья. Для дворянки - роскошные, но целомудренные наряды. Женская одежда становилась символом контроля: каждая складка, каждая деталь были подчинены идее покорности и духовного смирения.

Тем не менее, в придворной культуре XIII–XIV веков постепенно появилось другое понимание женственности. В песнях трубадуров, посвященных Беатриче или Лауре, красота снова становилась вдохновением. Не для страсти, а для возвышения души.
А легенды о Жанне д’Арк, чья сила сочеталась со скромностью, воплотили новый идеал. Чистая энергия духа в человеческом теле.

6-Жанна дАрк. Миниатюра второй половины XIX.jpgЖанна д’Арк. Миниатюра второй половины XIX

И всё же даже в этой эпохе были свои парадоксы. Под вуалями и молитвами продолжала жить древняя память о теле. В тайных покоях женщины пользовались маслами, мазями, благовониями, хранившимися как семейные реликвии. В зеркале женщины всё еще искали не только душу, но и самих себя.

7-В тайных покоях женщины пользовались маслами мазями благовониями.PNGВ тайных покоях женщины пользовались маслами, мазями, благовониями. Визуализация – агент-иллюстратор ChatGPT

Переход от богини к ангелу

Так закончилась эпоха, в которой тело было мерилом гармонии. На смену женщине-богине пришла женщина-ангел. Холодная, непорочная, символ духовной чистоты. В мире, где раньше красота означала жизнь, теперь приходилось ее скрывать.

И всё же даже в этой суровости рождалась новая сила - сила внутреннего света. Тот, кто умел соединить внешнее и внутреннее, телесное и духовное, становился живым мостом между землей и небом.

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.