Гармония античности сменилась аскезой Средневековья. Там, где раньше тело было источником вдохновения, оно стало испытанием для духа. Если древние греки видели в красоте математическую пропорцию, то христиане Средневековья искали в ней отражение смирения. Но, как ни странно, и одни, и другие стремились к идеалу - просто измеряли его разными инструментами: циркулем или молитвой.
Партнер цикла “Всемирная история. Стандарты женской красоты”, фармацевтическая компания “Фармлэнд”.
Сабина Поппея, вторая жена римского императора Нерона. Школа Фонтенбло (около 1580 года)
Когда красота подчинялась законам математики
Античность впервые сделала из красоты формулу. В Древней Греции считалось, что тело - это архитектура, в которой проявляется разум. Пропорции женского лица и фигуры изучались с тем же рвением, с каким строились храмы. Гуманист Леон Баттиста Альберти позже назовет это “золотым сечением”, но истоки были именно там, в Элладе.
Идеальная женщина греков - не слабая и не пышная. Ее фигура уравновешена, ее движения пластичны, черты лица – симметричны. Она воплощает идею калокагатии - единства физической красоты и нравственного совершенства. Быть красивой означало быть гармоничной с миром и собой.
Так, Сапфо писала, что “красота - это то, что любимо”, связывая внешнее и духовное. А в статуях Афродиты Книдской Праксителя или Ники Самофракийской мы видим ту же идею. Тело, как выражение гармонии, а не соблазна. Эти образы стали своеобразными учебниками пластики для античного мира.
Мраморная статуя греческой богини. Визуализация – агент-иллюстратор ChatGPT
Ухоженность как искусство
Если у греков идеал был почти философским, то у римлян - вполне практичным.
Римлянки знали толк в косметике. Они отбеливали кожу мелом и свинцовой пудрой, красили губы суриком, наносили румяна из кармина, рабыни помогали им делать сложные прически с помощью накладных локонов.
Красота стала ежедневной обязанностью, частью статуса. Дорогие духи, мраморные ванны, кремы на основе оливкового масла - всё это было не прихотью, а социальной нормой. Женщина из патрицианской семьи не могла позволить себе выглядеть просто.
Так, Плиний Старший в своих трудах описывает десятки рецептов кремов и духов. Археологи нашли в развалинах Помпей косметички с кисточками и зеркалами, принадлежавшие знатным римлянкам.
Руины Помпей, 2025 год. Фото Алексея Иванюшко, Смартпресс
Легендарная Сабина Поппея, жена Нерона, принимала молочные ванны и спала в серебряной маске, тогдашних символах роскоши и вечной молодости.
Но вместе с блеском роскоши рождалась и зависимость. Слишком большое внимание к внешности убивало естественность. И когда Рим пал, вместе с ним рухнул и стандарт “материальности красоты”.
Молодая римлянка за туалетным столиком. Визуализация – агент-иллюстратор ChatGPT
От тела – к душе
Средневековье перевернуло представления о прекрасном. Тело теперь воспринималось не как храм, а как испытание. Оно мешало душе стремиться к Богу. Церковь объявила плоть источником искушения, а значит, любое украшение стало подозрительным.
Женщина должна была быть не привлекательной, а праведной. Бледная кожа - знак чистоты. Худоба - символ смирения. Высокий лоб - метафора возвышенного ума (волосы на висках дам специально выбривали). Макияж считался грехом, духи - излишеством, улыбка - легкомыслием.
Хроники XV века сообщают, что при дворе Маргариты Наваррской в моде были платья, скрывающие фигуру полностью - даже руки. А на миниатюрах из монастырей Англии можно увидеть дам с высоким лбом и длинными белыми вуалями. Красота как свет внутренней благодати.
Средневековая дама в длинном платье. Визуализация – агент-иллюстратор ChatGPT
Вместо яркости - тишина. Вместо тела - дух. Женщина превращалась в ангела без тени земной страсти.
Когда добродетель стала украшением
Красота Средневековья - это не форма, а поведение. Нежный голос, скромный взгляд, сдержанные жесты. Всё это считалось не менее важным, чем внешность. Стиль нарядов диктовался религией и сословием.
Для простолюдинки - темные ткани и закрытые платья. Для дворянки - роскошные, но целомудренные наряды. Женская одежда становилась символом контроля: каждая складка, каждая деталь были подчинены идее покорности и духовного смирения.
Тем не менее, в придворной культуре XIII–XIV веков постепенно появилось другое понимание женственности. В песнях трубадуров, посвященных Беатриче или Лауре, красота снова становилась вдохновением. Не для страсти, а для возвышения души.
А легенды о Жанне д’Арк, чья сила сочеталась со скромностью, воплотили новый идеал. Чистая энергия духа в человеческом теле.
Жанна д’Арк. Миниатюра второй половины XIX
И всё же даже в этой эпохе были свои парадоксы. Под вуалями и молитвами продолжала жить древняя память о теле. В тайных покоях женщины пользовались маслами, мазями, благовониями, хранившимися как семейные реликвии. В зеркале женщины всё еще искали не только душу, но и самих себя.
В тайных покоях женщины пользовались маслами, мазями, благовониями. Визуализация – агент-иллюстратор ChatGPT
Переход от богини к ангелу
Так закончилась эпоха, в которой тело было мерилом гармонии. На смену женщине-богине пришла женщина-ангел. Холодная, непорочная, символ духовной чистоты. В мире, где раньше красота означала жизнь, теперь приходилось ее скрывать.
И всё же даже в этой суровости рождалась новая сила - сила внутреннего света. Тот, кто умел соединить внешнее и внутреннее, телесное и духовное, становился живым мостом между землей и небом.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.