Надежная защита грузов – головная боль не только современных перевозчиков и логистических компаний. Эпоха Великих географических открытий – это, с одной стороны, триумфы первооткрывателей, а с другой – сплошные риски для их кораблей и сокровищ. А что, если бы у легендарных мореплавателей – вроде Христофора Колумба, Фернана Магеллана и Васко да Гамы – была страховка? Вместе со страховой компанией “Асоба” представили, как могла бы повернуться история.
Колумб и застрахованный Новый Свет
Христофор Колумб, генуэзский мореплаватель на службе испанских монархов Фердинанда и Изабеллы, в 1492 году отправляется в своё знаменитое путешествие. Его цель – найти западный путь в Индию, чтобы обойти османский контроль над восточными торговыми маршрутами.
Христофор Колумб
С тремя небольшими кораблями – каравеллами “Санта-Мария”, “Пинта” и “Нинья” – Колумб покидает порт Палос-де-ла-Фронтера 3 августа. Экспедиция длится месяцы: команда сталкивается с неизвестностью Атлантики, где, по легендам, обитают морские чудовища. Моряки мучаются от цинги из-за нехватки витаминов, бунтуют от страха перед бесконечным морем, а штормы грозят размести флотилию.
12 октября они достигают Багамских островов, приняв их за Индию. Но радость длится недолго: на Рождество 1492 года “Санта-Мария” садится на мель у берегов Гаити. Корабль приходится разобрать на стройматериалы для форта, а часть команды остаётся в Новом Свете (впоследствии их убьют местные жители). Грузы – инструменты, оружие, стеклянные бусины для обмена – под угрозой, а золото и “индийские” специи, которые Колумб надеялся найти, могут пропасть зря.
Христофор Колумб овладевает Новым Светом. Колорированная хромолитография с сайта Библиотеки Конгресса США
Но все было бы иначе, если бы Колумб, хитрый генуэзец, заранее оформил полис на страхование грузов. Шторм? Пираты? Мели? Не беда: страховая компания мгновенно покрывает ущерб. Новый корабль вместо пострадавшей “Санта-Марии” доставлен за неделю (спасибо оперативной логистике страховщиков), а команда получает компенсацию за “стресс”, ведь открывать континенты – это вам не шутки.
“Высадка Христофора Колумба с товарищами на трех шлюпках в пятницу 12 октября 1492 на рассвете на американском острове, названном Сан-Сальвадор им в тот же день”. Картина И. Айвазовского
В итоге Колумб не просто открывает Новый Свет, но и возвращается в Испанию с огромной добычей. Золото застраховано от кражи, специи – от порчи. Без потерь экспедиция привозит домой образцы табака, кукурузы и других новинок, которые меняют европейскую кухню и экономику, а страховка делает это путешествие не только открытием, но и выгодным инвестиционным проектом.
Магеллан и кругосветка без потерь
Переходим к 1519 году. Фернан Магеллан, португальский моряк, отвергнутый своей родиной, убеждает испанского короля Карла I профинансировать экспедицию для поиска западного пути к Молуккским островам – источнику драгоценных специй. Флот из пяти кораблей – “Тринидад”, “Сан-Антонио”, “Консепсьон”, “Виктория” и “Сантьяго” – отплывает из Севильи 10 августа. Путешествие богато на драмы: сначала – мятеж на борту из-за разногласий с испанскими капитанами, затем – поиск пролива через Южную Америку, который позже назовут Магеллановым.
Фернан Магеллан. Портрет работы неизвестного художника XVII века. Галерея Уффици, Флоренция
Штормы в этих водах свирепы – волны высотой с мачты, ледяные ветра. “Сантьяго” тонет у берегов Аргентины, “Сан-Антонио” дезертирует. После перехода в Тихий океан (который Магеллан назвал так за его “спокойствие”) флот страдает от голода: команда ест крыс и опилки, многие умирают от цинги.
Когда корабли наконец достигают Филиппин, Магеллан погибает в стычке с местными жителями. Только “Виктория” под командованием Хуана Себастьяна Элькано завершает кругосветку в 1522 году, вернувшись с жалкими остатками специй – гвоздикой и корицей, но доказав, что Земля круглая. Потери огромны: из 270 человек выжили 18, а финансово экспедиция едва окупилась.
Бунтующие матросы просят Магеллана пощадить их. Изображение из Википедии
А теперь – альтернативная версия истории, в которой есть страховка. Магеллан, предвидя риски, страхует весь флот и грузы. После нападений пиратов страховая компания оперативно возмещает убытки за украденные специи. Шторм повредил корабли? Компенсация за ремонт приходит быстрее, чем утихнет ветер. Страховка покрывает даже задержки из-за мятежей, позволяя быстро нанять новых моряков и продолжить путь, превращая эпопею в образец эффективной логистики.
В итоге Магеллан не только завершает кругосветку (в нашей истории он выживает, конечно), но и открывает “страховую лавку” в Севилье. Прибыль от 52 тонн специй (удвоена без потерь) делает Испанию сверхдержавой, а экспедиция вдохновляет на новые плавания без страха банкротства
Васко да Гама и специи под защитой
1497 год. Васко да Гама, португальский дворянин, получает от короля Мануэла I задание: проложить морской путь в Индию вокруг Африки, чтобы обойти арабских посредников в торговле специями. Флот из четырех кораблей – “Сан-Габриэл”, “Сан-Рафаэл”, “Берриу” и транспортного судна – отплывает из Лиссабона 8 июля.
Путешествие Васко да Гамы в Каликут в 1498 году. Картина Роке Гамейро
Путешествие – сплошной вызов: сначала штормы у мыса Доброй Надежды, где Атлантика встречается с Индийским океаном, создавая гигантские волны и ураганы. Команда страдает от болезней, включая цингу. В Мозамбике моряки сталкиваются с враждебными арабскими торговцами, которые видят в португальцах конкурентов. В Малинди (порт в Кении) да Гама нанимает арабского лоцмана, который ведёт их через Индийский океан к Калькутте (Каликуту). Там они загружают перец, корицу, гвоздику – специи, стоящие в Европе целое состояние.
Обратный путь не легче: муссоны, пираты, потери от штормов. Из 170 человек вернулись около 55, а часть груза утонула или испортилась. Тем не менее, экспедиция открыла путь, сделавший Португалию богатейшей державой.
Васко да Гама
Вроде бы все и неплохо, но с вариантом страхования грузов история была бы куда более успешной. Давайте представим, что Васко да Гама, мудрый капитан, страхует грузы от всех напастей. Шторм смывает перец за борт? Страховая компания компенсирует убытки, включая задержку доставки, ведь время в торговле – деньги.
Пираты угрожают? Полис покрывает кражи и повреждения. В итоге да Гама возвращается в Лиссабон не просто с мешками специй, а с целым состоянием. Португалия расцветает как монополия на торговлю. Европа тонет в ароматах Востока, и всё благодаря своевременной страховке. Без потерь португальцы быстро организуют последующие экспедиции, ускоряя колонизацию и глобальную торговлю. А сам да Гама становится миллионером.
Логистика изменилась, но потребность в страховании только выросла
Конечно, эти забавные “что, если” – всего лишь погружение в “альтернативную историю”. Но реальность такова, что в любых путешествиях, торговле, грузоперевозках потребность в страховании грузов чрезвычайно высока. Однако такая услуга (в ее современном понимании) во времена Великих географических открытий только зарождалась.

Сегодня у грузоперевозчиков есть все возможности защитить груз. Конечно, уже нет (ну или почти нет) пиратов, логистические цепочки выстроены. Но, тем не менее, риски остаются: аварии, кражи и задержки по самым разным причинам.
Страховая компания “Асоба” предлагает комплексное страхование грузоперевозок, защищающее бизнес от непредвиденных расходов при транспортировке грузов автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом по всему миру. Покрываются убытки от краж, недостач, потери, порчи и повреждений любых видов товаров, включая мультимодальные и сборные грузы. Среди видов страхования: страхование грузов (минимизирует ущерб владельцу независимо от вины перевозчика), страхование ответственности перевозчика (обязательное для транспортной деятельности, снижает финансовые потери при утрате или повреждении) и страхование ответственности экспедитора (компенсирует убытки от гражданской ответственности).
Не ждите, пока ваш груз “сядет на мель” – застрахуйте его сегодня и двигайтесь к прибыли без потерь.
Автор: Сергей Лобко
*Партнерский материал
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.