Минск ждет важное культурное событие – премьера шоу саундтреков “CINEMA MEDLEY 3: Величайший Шоумен”. Чем в эпоху виртуальной реальности и киношных спецэффектов может удивить симфонический концерт? Зачем тысячи людей собираются на аренах и слушают саундтреки в исполнении оркестра, и в чем принципиальная разница между Cinema Medley и попурри? Об этом и не только поговорили с художественным руководителем Imperial Orchestra, директором компании Cinema Medley Александром Дулиным.

Александр ДулинАлександр Дулин

Полное переосмысление: чем удивит новое шоу?

Музыке в кино всегда отводится особая роль: она формирует атмосферу, усиливает эмоции и может даже маскировать слабые стороны сценария. А еще она запоминается. Вот почему Cinema Medley – это своего рода путешествие в другие миры, которые мы видели на экранах ранее, а теперь можем прочувствовать по-новому. Цифры говорят, что такие погружения людям нравятся: шоу саундтреков уже посетили 800 тыс. человек и 500 млн. посмотрели видео с концертов в соцсетях.

CINEMA MEDLEYCINEMA MEDLEY 2 в Минске. CINEMA MEDLEY 3 обещает быть совершенно новым шоу, с другой сценографией и множеством “изюминок”, которых не было прежде. Фото Христины Лузай

Совсем скоро, 1 ноября, белорусские зрители смогут окунуться в атмосферу “CINEMA MEDLEY 3: Величайший Шоумен” – самой громкой премьеры 2025 года. Недавно она состоялась в Москве, а Минск станет вторым городом, где покажут проект. И это, обещает Александр Дулин, совершенно другое шоу, разительно отличающееся от предыдущих. Билеты уже в продаже, купить их можно по ссылке.

Cinema MedleyМультимедийная круглая сцена позволяет обеспечить идеальные обзор и качество звука из любой точки арены

– Это абсолютно новая программа, которую мы готовили 1,5 года, – говорит арт-директор Imperial Orchestra. – В ней переосмыслено все – от сценографии до постановки номеров. В этот раз решили поставить во главу шоу голос. Бриллианты постановки – выдающиеся солисты, для отбора которых мы проводили большой кастинг. Все они – лауреаты конкурсов, победители известных телевизионных шоу. Дополнят номера воздушные гимнасты – бывшие артисты Cirque du Soleil, которые исполнят эффектные трюки. К ним присоединятся танцоры – мастера современной хореографии.

Cinema MedleyПрограмму дополнят исполнители современного танца и цирковые акробаты

“Живое кино без экрана”

Так создатели характеризуют свое детище. Для них было важно не стать “симфоническим тапером” под картинку из фильма, а, наоборот, сделать ставку на воображение зрителя, художественные детали и работу подсознания.

– Medley – это симфонический жанр, который собирает музыкальные композиции как мозаику, – объясняет Александр Дулин. – Это не попурри, где просто исполняется набор тем, а тщательно продуманная симфоническая сюита. Музыка звучит разная: фоновая, акцентная, многослойная. На этапе создания аранжировки я лично сажусь и по крупицам собираю всю тему.

Cinema MedleyИсполнением саундтреков артисты стараются вернуть зрителям ощущение первого просмотра фильма

Собеседник подчеркивает: саундтреки сложны в исполнении, и музыканты не воспринимают их как рутину. У Imperial Orchestra формат фестивального оркестра: все артисты работают в топовых коллективах России, в разных театрах, и объединяются на определенных концертах. После обычного репертуара для них исполнение саундтреков – возможность самовыразиться.

Играя знакомые всем темы, музыканты стараются вернуть публике ощущение первого просмотра, когда все внутри замирает. Свет, визуальное оформление – лишь тонкие штрихи, а во главе всегда остается музыка. Магия рождается между зрителями и исполнителями.

Эмоциональные “американские горки” 

За три часа (а именно столько длится программа из двух отделений) выстраивается общая динамика. Здесь применяются законы режиссуры, чтобы сконцентрировать публику, завладеть ее вниманием.

Cinema MedleyПоследовательность тем в Cinema Medley тщательно продумана, чтобы вызвать в зрителе весь спектр эмоций

Наша задача – провести зрителя по таким эмоциональным “американским горкам”, чтобы человек испытал весь спектр эмоций и, выходя из зала, почувствовал себя “очищенным” от груза своих проблем, – рассказывает собеседник. –  У нас есть и минорные кульминации, как саундтрек из фильма “Список Шиндлера”, есть лирические, как “Пираты Карибского моря”, но композиционно стараемся выстраивать шоу таким образом, чтобы все заканчивалось позитивно или триумфально, максимально насыщено эмоциями, заряжающими наших зрителей на собственные победы.

Артисты обращаются к воспоминаниям аудитории – скрытому внутри букету из эмоций и чувств. И когда человек его раскрывает, это может затронуть важные ноты души, в том числе что-то очень личное. 

– Я сам при игре “Интерстеллара” всегда вспоминаю своего отца, и для меня это каждый раз такая теплая встреча, которая, к сожалению, уже невозможна в реальности, – делится сокровенным Александр Дулин. – Думаю, во время наших концертов каждый зритель находит для себя подобные моменты. Важную роль играет и энергетика артистов, вложенная в каждую ноту. Это все создает эффект масштаба, погружения, эмоций.

Cinema MedleyВ живом исполнении артисты передают зрителям свою энергетику, вложенную в каждую ноту

“Фейсконтроль” для саундтреков: как отбираются композиции?

Музыкант уточняет, что Imperial Orchestra был создан для того, чтобы играть современную, свежую музыку, которая создается здесь и сейчас. 

– Поэтому мы всегда очень трепетно относимся к премьерам: как только фильм выходит на экраны, сразу бежим слушать музыку из него. Так было и с кинолентой “Формула-1”. Саундтрек к ней – замечательная, интересная работа, которая передает вайб времени и драйв гоночных соревнований. 

Арт-директор Imperial Orchestra добавляет, что при выборе саундтреков оркестр прислушивается и к мнению зрителей, с которыми общается через комментарии, опросы. Можно сказать, отчасти это совместное творчество, где зритель помогает сформировать репертуар.

Cinema MedleyНе каждый саундтрек подойдет для исполнения симфоническим оркестром

– Мы стараемся делать разнообразное шоу по эмоциональному наполнению, смысловому содержанию и музыке, – объясняет Александр Дулин. – Но не все саундтреки подходят. Бывает, отказываемся от популярных тем, если их невозможно воплотить в симфоническом исполнении, потому что они просто не будут звучать так эффектно, как в фильме. Или взять, например, знаменитую мелодию из “Секретных материалов”. Она очень узнаваема и популярна, однако длится всего 25 секунд – из нее не построить полноценную композицию. Но короткие фрагменты порой объединяем в тематические мозаики: в CINEMA MEDLEY 3 появилась необычная “зомби-сюита”, собравшая напряженные темы из разных фильмов.

Спецэффекты или чистая сила музыки: концертные шоу сегодня и завтра

Современные шоу изобилуют спецэффектами, которые с каждым годом становятся все более зрелищными. Так может, главная роль в представлении теперь именно у них?

Cinema MedleyСпецэффекты – это инструмент, помогающий усилить восприятие шоу

– Спецэффекты для шоу важны, но не доминируют, – считает собеседник. – Всё должно быть в гармонии, как в кино, где визуал лишь усиливает эмоции. Лазеры, дым, свет – это инструменты, а не цель. Вспоминается пример: в прошлом году ставили театрально-танцевально-цирковое шоу “Щелкунчик” в стиле Тима Бёртона. Оркестр находился на высоте 20 метров над ареной, а дирижер буквально летал над всеми, управляя игрой музыкантов в воздухе. Такой ход использовали, чтобы “зацепить” зрителей в начале увертюры.

По мнению арт-директора Imperial Orchestra, современные технологии будут помогать шоу становиться еще более зрелищными. Комбинирование декораций и спецэффектов создает больший эффект погружения, делает зрелище более насыщенным и разнообразным. Но публике нужно не только это. 

Cinema MedleyНа больших концертах аудитория не только наслаждается музыкой, но заряжается энергией зала

– Люди приходят на большие шоу, чтобы испытать живую энергию, ощутить на себе “огромные стада мурашек”, которые пробегают по всей арене, затрагивая каждого зрителя, – объясняет Александр Дулин. – Это можно сравнить со спортивным матчем, который болельщик смотрит на стадионе. Ведь там совсем другие эмоции, не такие, как если смотреть игру по телевизору.   

Одним из направлений развития индустрии арт-директор Imperial Orchestra видит вовлечение зрителя, чтобы он становился участником шоу:

– Почему появляются мигающие браслеты на концертах Coldplay, “волшебные палочки” на шоу “Гарри Поттер”, которые все поднимают в определенный момент? Потому что, когда зритель становится участником, это совершенно другие ощущения. Всем хочется быть частью творчества.

Cinema MedleyКонцертные шоу – это переплетение разных видов искусства

На перекрестке искусств

Концертные шоу объединяют в себе музыку, вокал, цирковое искусство, кино.

– Это все части одного большого искусства, – убежден Александр Дулин. – А наш симфонический оркестр в мире шоу-бизнеса – это гораздо больше, чем аккомпанемент. Команда из 60 специалистов создает видеоконтент, ведет соцсети, разрабатывает рекламу. Это объединение творчества и менеджмента, искусства и коммерции ради большой цели: привлечь молодежь к симфонической музыке через понятный им язык саундтреков.

Cinema MedleyЦель артистов – вдохновить молодежь симфонической музыкой через понятный ей формат саундтреков

Imperial Orchestra достигает ее не только с помощью таких больших и зрелищных шоу, как Cinema Medley. Музыканты развивают и другие проекты, в том числе в более камерном исполнении. Но независимо от размеров зала и формата концерта, каждое такое выступление делает нашу культурную жизнь ярче и богаче.

Автор: Елена Парукова, фото: предоставлены Imperial Orchestra

*Партнерский материал

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.