В соцсетях можно увидеть признания блогеров или других медийных личностей в слабости, исповеди о выгорании, дружеские советы из личного опыта “от души”. В какой-то момент даже закрадывается мысль: “Может, действительно, они такие же, как мы?”. Но тут появляется ссылка и оказывается, что вся честность и открытость была лишь рекламной кампанией. Этот прием маркетологи называют “новой искренностью”. И если поначалу он, действительно, выглядел как попытка сделать цифровую коммуникацию живой, то теперь всё чаще вызывает у пользователей раздражение и недоверие. 

Искренность по сценарию

Американская исследовательница Эмили Ханд в книге The Influencer Industry: The Quest for Authenticity on Social Media пишет, что искренность стала новой валютой влияния. Сегодня бренды отбирают не просто медийных людей, а тех, кто умеет вызывать у аудитории “ощущение настоящести”. Причем это ощущение вовсе не должно совпадать с реальностью. 

1-Исследовательница Эмили Ханд.jpgЭмили Ханд

Вокруг инфлюенсеров выросла целая экосистема: существуют платформы и инструменты, которые оценивают “достоверность” блогеров – буквально в цифрах. Чем выше показатель “искренности”, тем выше шанс получить рекламный контракт. Так выстраивается парадокс: чем правдоподобнее выглядит твоя боль, тем шире твой рынок.

Душевно, но с промокодом

В русскоязычной медиасфере примеров “новой искренности” масса.

Например, еще пару лет назад певица, телеведущая Ольга Бузова в рамках сотрудничества с брендом рассказывала о ежедневном стрессе, делилась фото и видео, где выглядела уставшей, обессиленной. Всё подавалось в формате дневника: “Сегодня опять не спала” или “Очень нервничаю из-за концерта”. Завершалось это благодарностью препарату, который якобы помог справиться.

2-Новая искренность от Ольги Бузовой.jpg“А сейчас ничто не испортит мне настроение! Не тратьте свою жизнь на всякий стресс. Но если что, есть проверенный способ – успокоительный препарат”, - писала Ольга в соцсетях.  

Жена создателя спортивной игры “Бешеная сушка”, танцевальный терапевт, коуч Юлия Смольная (516 тыс. подписчиков в Instagram) тоже спекулировала на “сложном периоде в жизни”, но вот ссылку на покупку билетов на свой спектакль тоже повесить не забыла.

3-Танцевальный терапевт коуч Юлия Смольная.jpgКак тут не поддержать любимого инфлюенсера?

А youtube-блогер миллионник Карина Каспарянц использовала “новую искренность” не с точки зрения “пожалейте меня”, а для подогрева интереса к собственному бизнесу. 

Девушка снимала ролики, в которых делилась тем, что ради здоровья решила есть больше салатов. А спустя какое-то время, когда аудитория тоже втянулась в эту полезную тему, оказалось, что блогер открывает собственный салат-бар. 

4-Карина Каспарянц и прогрев перед открытием Salatnica.pngБлогер “переходит на салаты”, а чуть меньше, чем через год открывает заведение Salatnica. Скрин видео с YouTube

И всё это срабатывает потому, что эмоция – короткий путь к доверию. Особенно если речь идет о людях, за которыми следишь годами и уже считаешь своими хорошими знакомыми. 

Что происходит с нами, когда искренность используют для продаж

Психолог Светлана Минькова объясняет, почему эта стратегия “новой искренности” работает и чем она опасна.

5-Психолог Светлана Минькова.jpgСветлана Минькова

– Блогеры делятся болью, страхами, провалами – и всё это подается как “я такой же, как вы”, “я открываю вам душу”. Такая стратегия продаж действительно эффективна, потому что нам хочется верить, что нас понимают. Какой-то знаменитый человек делится своими переживаниями – у меня были такие же – это сближает.

Но возникает побочный эффект. Когда искренность становится способом продать, люди начинают выгорать от переизбытка чужой боли. Мы черствеем, перестаем откликаться, становимся циничнее. В результате страдает сама идея близости: мы реже делимся личным, боимся, что наши эмоции будут использованы так же. Искренность обесценивается. А ведь мало кто захочет, чтобы его собственные чувства использовали, чтобы ему же что-то “втюхать”.

Эмоциональная перегрузка действительно делает нас менее восприимчивыми. Если каждый второй пост – про страх, выгорание, тревогу и боль, то реальное человеческое горе начинает восприниматься как фоновый шум.

Вопрос доверия

По словам психолога, на самом деле, “новая искренность” – это не зло, а просто работающий прием в ведении соцсетей, который начал терять силу, так его теперь используют слишком часто и в корыстных целях. Истории из жизни, действительно, могут быть полезны. Они дают надежду, создают ощущение, что ты не один, что твой негативный опыт не уникален.

6-Демон Кроули и его бизнес.jpgВажный принцип “новой искренности” от демона Кроули из сериала “Сверхъестественное”

Но если за каждым рассказом стоит четкий план монетизации – история перестает быть личной. Она становится товаром. Становится сложно отличить, где перед нами реальное переживание, а где – удачная постановка.

Автор: Ирина Шуваева

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.