Рассуждения о том, что паблик-арт давно перестал быть просто украшением городского пространства, могли бы так и остаться предметом дискуссий – если бы не реальный пример того, как искусство меняет жизнь. Вдохновляет, провоцирует на диалог, захватывает внимание, злит, и, главное, не оставляет равнодушным. Почему паблик-арт стал для группы компаний А-100 Девелопмент не просто украшением, а тем особым вайбом и способом ведения бизнеса, который отличает компанию на рынке Беларуси и далеко за ее пределами – в этом материале.
“Самолетики”. Фото из архива “А-100 Девелопмент”
Миллионы в искусство: зачем застройщику вкладываться в паблик-арт?
Казалось бы, ключевая цель застройщика – строительство домов. Можно возводить бетонные “коробки”, понемногу вкладываясь в инфраструктуру, и проектировать на выделенной площади максимальное количество новостроек. С учетом спроса этого было бы более, чем достаточно. К тому же, никаких законодательных обязательств “украшать район” нет.
Но неожиданно уличное искусство стало для столичного девелопера тем самым недостающим пазлом, который позволил кардинально поменять подход к строительству жилых кварталов в Беларуси. И задать четкий тренд: жилье должно быть комфортным, а улицы – живыми. Ведь улица – это и есть свободный холст, на котором есть место не пафосному, но вдумчивому искусству.
Фото: Смартпресс
Но самое интересное кроется даже не в том, что в Новой Боровой, Пирсе, DEPO (а в перспективе – и в Зеленой гавани) появляются арт-объекты, сколько в том, что все эти скульптуры идеально подходят для неподготовленного зрителя и являются своего рода архитектурными “пасхалками”.
Не случайно в 2020 году в квартале Пирс появилась скульптурная композиция “Море рядом” (авторы – Константин Селиханов и Юрий Градов): проект состоит из 12 уникальных бронзовых чаек. Каждая птица имеет свой характер и роль, гармонично дополняя архитектуру и природный ландшафт, создавая пространство для отдыха и общения жителей.
Чайки в квартале “Пирс”. Фото из архива “А-100 Девелопмент”
Параллельно в этом же году на улицы Новой Боровой приземлились бумажные самолетики. Они стали не только отсылкой к историческому месту застройки, сколько напоминанием о том, что настоящая мечта может (и обязательно должна!) взлететь.
Успех и внимание жителей районов к первым арт-объектам вдохновил застройщика развивать направление. И вот уже А-100 ART как самостоятельный проект запускает творческий конкурс для художников Беларуси “Единство в разнообразии”. Его итогом стало создание серий картин для квартала DEPO “Возвращение домой” (автор – художница Татьяна Радивилко) и новых арт-объектов в Новой Боровой – "Вверх" и "Меняем свет". Простые на первый взгляд работы заставляют взглянуть в общем-то на привычные вещи под новым углом.

Арт-объекты “Вверх” и “Меняем свет”. Авторы – заслуженный архитектор Беларуси Юрий Градов и скульптор Константин Селиханов. Фото: Смартпресс
На протяжении пяти лет архитектура и искусство в жилых кварталах А-100 Девелопмент не только не противоречат, но и дополняют друг друга.
– Австрийский архитектор и живописец Фриденсрайх Хундертвассер выдвинул теорию о том, что человек окружен тремя слоями: собственной кожей, одеждой и… стенами домов. Архитектурой. Проще говоря: окружение формирует личность. Поэтому идея нашей компании – строить такие районы, которые будут приносить людям радость, вдохновлять их, – рассказывает директор по маркетингу группы компаний А-100 Девелопмент Евгения Кильпеляйнен. – Основная задача А-100 ART – как раз изменить среду и мышление людей.
По словам собеседницы, архитектура 18-19 веков была продуманной, изящной, но индустриализация превратила дома в "коробочки". Отойти от этой утилитарности, одинаковости, однотипности – и есть цель застройщика.
– В Новой Боровой мы размещаем в своих кварталах яркие, современные, наполненные смыслом арт-инсталляции для того, чтобы пробуждать эмоции. В других проектах мы закладываем иные смыслы. Например, работы в квартале DEPO – это разговор с самим собой, возвращение к себе настоящему. Искусство вызывает разные ассоциации, не всегда положительные, но редко люди остаются равнодушными. Кому-то откликается, кто-то задумывается, кто-то критикует. Но это как раз цель – оставить впечатление, создать атмосферу, задать вектор мысли. Создать такое пространство, которое влияет на человека, развивает его, учит и побуждает видеть красоту и смысл в самых простых вещах. Мы хотим, чтобы благодаря этим арт-объектам у людей был повод идти по улице с высоко поднятой головой, откликаться, не быть равнодушными, обретать дом.
Скульптор Константин Селиханов уверен, что именно искусство формирует пространство и наполняет его смыслом. В отличие от памятников, паблик-арт доступен и понятен неподготовленному зрителю. Фото из архива "А-100 Девелопмент"
Что дальше?
Проект А-100 ART продолжает развиваться. И совсем скоро в кварталах DEPO и Новая Боровая появятся новые арт-объекты. Это станет возможным благодаря новому конкурсу А-100 ART – "Место, где живет искусство", который компания проводит совместно с Центром современного искусства Кайрос.
В рамках конкурса финалисты создадут два арт-объекта для Новой Боровой. Их установят в Арт-квартале до конца 2025 года. Для второго направления принимаются два эскиза арт-объектов, которые будут реализованы в 2026–2027 годах. Третье же направление связано с созданием серии художественных работ для корпоративной коллекции премиального квартала DEPO.
Серия работ “Возвращение”, размещенные в квартале DEPO, – это своеобразное приглашение к размышлению: куда именно возвращается, каждый может решить для себя: домой – а может, к себе и своим корням. Фото из архива "А-100 Девелопмент"
Фото: Елена Таборко, а также из архива "А-100 Девелопмент"
*Партнерский материал
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.