XXI век предложил женщине всё, кроме покоя. Фильтры, маски, нейросети, “идеальные” лица… Каждый день нас встречает новый стандарт. Красота превратилась в бесконечный поток изображений, где каждый может стать кем угодно, и при этом потерять себя. Но именно в этом веке женщина впервые получила возможность выбора. Чтобы не пытаться соответствовать каким-то стандартам красоты, не быть безупречной, а быть настоящей. 

0-Модели Savage x Fenty Show.jpegМодели показа Savage x Fenty Рианны – манифест инклюзивной красоты

Цикл “Всемирная история. Стандарты женской красоты” подготовлен при поддержке фармацевтической компании “Фармлэнд”.

Жизнь на экспорт: как камера в смартфоне стала новым зеркалом

Если XX век учил смотреть на большой экран в кинотеатре или экран телевизора дома, то XXI положил эти экраны каждому в карман. Смартфон стал главным инструментом самооценки. Селфи, сторис, ленты… Каждый день миллионы женщин проверяют, как выглядит их “жизнь на экспорт”.

Фильтры подчищают несовершенства, добавляют блеск, выравнивают кожу.
Так незаметно рождаются новые идеалы - лица без пор, тела без изъянов, улыбки без морщин. И чем больше таких идеалов, тем чаще возникает вопрос: если все выглядят одинаково, кто из них - я?

В 2015 году Instagram ввел “бьюти-фильтры” и за год ими воспользовались свыше 200 миллионов пользователей. Исследование университета Сиракуз (2019) показало, что каждая третья молодая женщина редактирует фото перед публикацией, а термин “Snapchat dysmorphia” вошел в медицинские отчеты, описывая зависимость от цифрового “совершенства”.

1-Селфи-Синди-Шерман.jpgСелфи Cindy Sherman, коллаж The Guardian - ироничные автопортреты художницы, где искусственный глянец превращается в карикатуру на цифровую эпоху.

Культ совершенства и его цена

XXI век дал человечеству то, о чем мечтали веками. Речь идет о возможности меняться. Пластическая хирургия и косметология стали частью повседневности. Инъекции, импланты, лазеры и филлеры перестали быть прерогативой богатых и знаменитых.

banner

Красота теперь под контролем. Можно удалить морщины, изменить форму лица и тела. Но вместе с этим появилась новая форма рабства: зависимость от “идеального образа”. Женщина, чьи “улучшенные” фото собирают миллионы лайков, может бояться обычного зеркала. Ведь там нет фильтра.

В 2019 году Американское общество пластических хирургов сообщило: за десятилетие количество “инъекций красоты” выросло более чем в два раза. Появились феномены “лицо Instagram”. Одинаковые черты, губы и скулы у блогеров по всему миру и “эффект Беллы Хадид” - мода на хирургическую симметрию. Мир, где красота перестала быть природной, стал требовать не меньше, а больше усилий.

2-Liu Bolin - Cosmetics Counter.jpgКоллаж Liu Bolin, “Hiding in the City - Cosmetics Counter” - автор, сливающийся с фоном стеллажа с товарами, как символ растворения личности в культуре стандартов.

Новые тела и цифровые аватары

Технологии сделали возможным всё. От идеальной кожи до цифрового двойника.
AI-модели уже вытесняют живых людей из рекламы, создавая синтетические образы “совершенной” красоты. Виртуальные инфлюенсеры зарабатывают миллионы, не имея ни пола, ни возраста.

Лил Микела, цифровая модель с миллионами подписчиков, подписала контракты с Prada и Calvin Klein. В Японии виртуальная певица Хацунэ Мику собирает стадионы, а CGI-модель Шуду Грэм появляется на обложках Vogue.

4-Концерт Хацунэ Мику.jpgКонцерт Хацунэ Мику

И всё же параллельно растет обратное движение – тяга к естественности. “Честные” фото без ретуши, стареющие актрисы без пластики, модели плюс-сайз на подиумах… Показ Savage x Fenty Рианны стал манифестом инклюзивной красоты - на сцену вместе вышли женщины всех цветов кожи, возрастов и комплекций.

Мир устал от идеала. Теперь ему интересен человек. Вместо “кукольных лиц” - харизма, характер, энергия. 

5-Актрисы и модели на фото Питер Линдберга.jpgАктрисы и модели без макияжа на фото Питера Линдберга - черно-белые портреты женщин без макияжа, где эмоции и возраст заменяют косметику.

Тысяча культур  тысяча идеалов

XXI век стал временем, когда идеалы больше не принадлежат Западу. Азиатская мода на “кукольное лицо”, африканская – за традиционные формы, бразильский культ тела, скандинавская естественность… Всё это теперь существует одновременно.

Корейская волна (Hallyu) принесла в мир стандарты K-beauty: “стеклянная кожа”, мягкий макияж, акцент на уход и сияние. В то же время африканские дизайнеры - от Lisa Folawiyo до Imane Ayissi - вывели этнические формы на подиумы Парижа.
Бразильские фитнес-инфлюенсеры создали моду на “тело-самовыражение”, а скандинавские бренды вроде Ganni или &Other Stories популяризируют эстетику простоты и самоиронии. 

Каждая культура говорит на своем языке красоты. Универсальный стандарт, кажется, больше невозможен, потому что мир стал действительно многоголосым. Главный тренд - уважение к себе и к другим. Красота XXI века - это не диктат, а диалог. Не зеркало, а окно, куда можно выглянуть и посмотреть: а как там у них?

6-Mario Testino фото из проекта Alta Moda (2013).jpgФото Mario Testino из проекта “Alta Moda” (2013) - перуанские женщины в традиционных костюмах, снятые как модели высокой моды. Символ нового равноправия культурных эстетик.

Эра принятия и движения Self-Love

Пожалуй, впервые за всю историю человечества, красота стала многоликой. Body positivity, self-love, осознанное старение… Эти идеи выросли не из моды, а из усталости от ее диктата.

Женщины стали говорить: “Я - не проект. Я - процесс”. Морщины, растяжки, седина, особенности фигуры - больше не стыд, а естестественный след жизни. На место идеала пришло разнообразие, на место фильтра - честность.

С 2017 года хэштег #bodypositivity собрал более 15 миллионов публикаций, а бренды вроде Aerie и Dove (в проекте Real Beauty) отказались от искусственной ретуши фото. Актрисы Джемма Чан, Сальма Хайек, Эмма Томпсон публично выступают против антиэйдж-давления, а модель Эшли Грэм стала символом инклюзивной моды. Красота вернулась туда, где когда-то началась. Внутрь человека.

7-56-летняя Синди Кроуфорд на обложке Vogue.jpgФото 56-летней Синди Кроуфорд для обложки журнала Vogue (2022). Автор – Paola Kudacki

Если древние богини олицетворяли плодородие, а римлянки - власть,
если женщины Возрождения символизировали радость, а викторианские дамы - долг,
то женщины XXI века - это символ выбора. Каждая решает сама, что для нее значит быть красивой. И это, пожалуй, первый век, где ответы не нужно искать в зеркале.

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.