В деревне Стойлы, что недалеко от Пружан, стоит маленький голубой домик. Почти у входа в Беловежскую пущу, украшенный резными фигурками зверей, он выглядит сказочно. А живет в нем… деревянный народ. Целое поселение белорусских крестьян (и не только), созданное руками мастера Николая Тарасюка. И хоть самого творца уже нет в живых 9 лет, его герои продолжают привлекать в это место людей с разных уголков Беларуси и всего мира. Журналисты Смартпресс съездили на Полесье, чтобы познакомиться с самобытными работами Николая Тарасюка и пообщаться с его родственниками.
В музее народного мастера
Построил отдельную хату для “деревянного народа”
Дом Тарасюка стоит на отшибе деревни Стойлы. Когда подъезжаем к нему, понимаем – точно он. “Хата” резчика по дереву выдаёт себя сразу.
Встречают нас внук народного мастера Вадим и дочь Лидия Николаевна. Она основная рассказчица, так как многое помнит и знает о жизни отца.
Внук Николая Тарасюка Вадим
Дочь Лидия Николаевна
К тому же, Лидия проводит сама экскурсии по музею работ мастера “Успаміны бацькаўшчыны”, который находится прямо во дворе. В 1994 году Николай Васильевич построил его специально для своих деревянных человечков, так как места в доме им уже просто не хватало.
Музей “Успаміны бацькаўшчыны”
– Сколько себя помню, папа всегда делал для нас с братом и сестрой деревянные игрушки, ляльки, свистульки. А в какой-то момент начал придумывать сюжеты на основе наблюдений за односельчанами и отражать их в творчестве. Причем так увлекался, что мог сидеть за этим занятием ночами напролет, – вспоминает Лидия Николаевна.
Вырезал фигурки ножом и топором и очень ценил землю
Николай Тарасюк – мастер самоучка. Интерес к дереву у него был с детских лет. Гуляя по лесу, замечал каждый необычный сучок и использовал в своём ремесле буквально всё – от корней до лозы. Работал, кстати, только с помощью ножа и топора. Станка и других инструментов у него не было.
Николай Тарасюк около своего дома. Фото со стенда музея
Идем в гости к деревянному люду. По пути останавливаемся у куста асклепии. Николай Васильевич сажал его сам, для пчёл.
– Он один раз за этой асклепией к родственникам ездил, потом – другой… Но она всё не приживалась на участке. Когда на третий раз приехал, сказал хозяевам, мол, я с раннего утра домой поеду, вы не поднимайтесь. А сам взял да и “украл” растение. И на удивление тогда оно прижилось, – с улыбкой вспоминает Лидия.
Та самая асклепия
Народный мастер ценил землю. Называл её кормилицей и всегда злился, когда видел бурьяны или неухоженные территории. Сам старательно следил за хозяйством, ухаживал за домашними животными.
А еще он очень любил людей, и те отвечали ему взаимностью. По словам дочери, у “разьбяра” была особая энергетика. Несмотря на то, что последние 7 лет своей жизни Николай Тарасюк был единственным постоянным жителем деревни Стойлы, одиноким человеком его сложно было назвать.
– Звонит, бывает, мне и говорит: “У меня тут студенты, школьники, палатки во дворе стоят”. Приезжали к нему гости не только из Беларуси, но и из Польши, Франции, Швеции, – рассказывает наша собеседница.
“Успаміны бацькаўшыны” как отдельная вселенная
Когда мы, наконец, открываем заветные двери в музей, то тут же понимаем, почему многих так сюда тянет. Здесь поместилась своя ироничная, порой немного грустная и очень трогательная вселенная наивного искусства.
Каждая композиция несет свой посыл. Показывает то фрагменты из сельской жизни, то реакцию Тарасюка на какие-то события.
Например, “вясковы філосаф” не оставался равнодушным к экологическим проблемам, и с помощью своего творчества привлекал внимание к ним.
Подпись под композицией:” Белавежская пушча абнесена провалакай. А куды жывёлам дзецца?”
“Ахота на дзікоў”
Николай Васильевич был веселым и юморным, любил праздники и обряды.
Но не боялся и говорить про смерть как неотъемлемую часть жизни.
Подпись “ Як цяжка развітвацца з зямлёй-карміцелькай”
Продолжить дело деда вполне мог внук Сергей, у которого было и желание, и хорошие задатки. Но он, к сожалению, ушёл из жизни в молодом возрасте. Другой внук, Вадим, правнуки и дочка бережно хранят наследие, которое им досталось.
“Я пообещала отцу, что обязательно все сберегу”
– Отец никогда не продавал свои творения, только дарил. И все время переживал, что будет с коллекциями, когда его не станет. Но я пообещала папе, что обязательно все сберегу. Чаще всего здесь бывает Вадим, потому что работает в Беловежской пуще, но мы с Ульяной, Димой и Ваней (правнуки Тарасюка) тоже регулярно приезжаем, принимаем туристов, дети помогают ухаживать за коллекциями. Дима так вообще и экскурсии другим детям проводит, – говорит Лидия Николаевна.
Дочь Лидия держит обещание, данное отцу, и бережно хранит его коллекцию
Николай Тарасюк с правнуком Иваном
Среди характерных персонажей и декораций мастера замечаем “инородный” предмет – скрипку. Оказывается, с ней связана своя история.
– Как-то ко мне пришёл человек из соседней деревни Щербы. Зовут его Артём, и он увлекается фольклором, собирает народные песни и переделывает их на новый манер. Оказалось, что он ищет скрипку, сделанную “дедом Скрыпалём” – деревенским мастером, который жил неподалеку. Говорит, мол, связался с его родственниками, известно, что изготовлено им было 5 скрипок, 4 есть, а где еще одна – непонятно. Может она у вас, спрашивает, – рассказывает Вадим.
Мужчины зашли, посмотрели, ну да…та самая 5-я скрипка действительно хранится в “Успамінах бацькаўшчыны”. На ней и подпись автора имеется “Пукито” (официальная фамилия “Скрыпаля”. Но откуда она здесь взялась?
– Выяснилось, что дедушка когда-то выменял эту скрипку у своего знакомого за два мешка овечьей шерсти, – отмечает внук Тарасюка, Вадим.
Предсказал, что люди начнут возвращаться в деревню
Николай Тарасюк хоть сам и не играл на инструментах, но с трепетом относился к музыке, мог и спеть, и в пляс пуститься. А еще, говорят, он умел предугадывать будущее. Рассказывал, например, что придёт время, и люди снова станут возвращаться в деревни. И сегодня действительно всё чаще можно услышать о том, как молодежь покупает старые хаты, реставрирует их и выбирает тихую спокойную жизнь рядом с природой вместо городских суматошных будней.
Что еще более удивительно, Николай Васильевич предчувствовал, когда покинет этот мир.
В 2008 году вышла книга о творчестве Тарасюка “Сялянская энцыклапедыя”. И там есть интервью, в котором он говорит, что умрет на 83-м году. В свое последнее лето, общаясь с молодым священником, уточнил, что произойдет это на Новый год. Так и случилось.
Николая Тарасюка не стало 14 января 2015-ого. Ему было 82. Перед смертью он сказал: “Хочу, чтобы люди сюда ехали так же, как и при моей жизни”.
Дорога на хутор Тарасюка
Своим творчеством оживил Стойлы
Благодаря увлеченному мастеру и его “драўлянаму народу”, заброшенная деревня вновь ожила. В покинутые дома соседей стали чаще наведываться дети и внуки, делать там ремонт, следить за порядком. Потому что неловко как-то, столько гостей со всего мира едет, а тут запустение кругом… А Лариса Быцко, культуролог и этнограф, руководитель проекта “Сялянская энцыклапедыя”, и вовсе купила недвижимость в Стойлах, а позже и агроусадьбу там организовала.
А вот так про Николая Тарасюка в своей поэме “Мая пружанская зямліца” написала бывшая директор Старовольской школы Валентина Слобода:
“Разьбяр народны з вёскі Стойлы. Імя – Мікола Тарасюк.
Стварыў музей, народ драўляны, а гэта памяць яго рук.
А гэта памяць яго сэрца, гімн беларусаў тут, паверце.
Вяселле, хрэсьбіны, памінкі.
Абрады, святы і дажынкі.
Калісь не посуд і прыборы,
І з дрэва розныя узоры.
Усё падуладна разьбяру…”
Всего Николай Тарасюк сделал более 33 тысяч фигурок. Его коллекции находятся в музеях Минска, Гродно, Мотоля, Пружан, Бреста, а также в Польше. О мастере снято несколько документальных фильмов, один из которых получил Гран-при на конкурсе во Франции.
В 1994 году его работы участвовали в выставке Национального художественного музея “Инситное (наивное) искусство”, что только подтвердило значимость творчества жителя белорусской деревни. В 2002-м президент Беларуси вручил Тарасюку премию “За духоўнае адраджэнне”.
А совсем недавно в Пружанах вышла вот такая сувенирная продукция:
Тарасюк крайний справа в третьем ряду. “Сярод каралёў бацька”, – радуется Лидия. На майке её отец окружен знаменитыми историческими личностями: королем Владиславом IV Вазой, княгинями Боной Сфорцей и Анной Ягеллонкой…
Книга отзывов “Успамінаў бацькаўшчыны” исписана теплыми словами от людей разных профессий, возрастов, взглядов…” Я увидел не деревянные фигурки, а целый мир народной мудрости, целую философию” – читаем открытую наугад страницу с комментариями доктора биологии.
И это действительно так. Кажется, как только мы уйдем, деревянный народ зашепчется, засуетится и займется своими привычными делами: кто-то пойдет сено собирать…
…кто-то корову продавать…
…а кто-то и по грибы отправится.
“Когда у тебя появится первый внук, назови его Мікола. Он будет уметь лечить людей”
– Я долго думала, что написать на его могильной плите. А потом фраза будто сама собой сложилась: “Драўляны народ заўсёды будзе ўспамінаць свайго майстра”, – делится Лидия.
Да и не только “драўляны”. Возле дома Тарасюка установили мемориальный комплекс, (автор – народный мастер Беларуси Владимир Чиквин). Правда, на скульптуре Николай Тарасюк выглядит печальным, а на самом деле по жизни он был очень позитивным человеком. Но и заплакать тоже мог. В общем, тонко чувствовал мир.
Пройдя чуть дальше, видим еще две фигуры. А это кто?
– Это герои нашей семейной легенды, – поясняет Лидия Николаевна. В 1915 году мой прадед Михаль с женой и детьми был вынужден эмигрировать в Россию. И вот там однажды, когда предок пас лошадей, к нему подошел седой старик и подарил кольцо и книгу. А еще сказал: “Когда у тебя появится первый внук, назови его Мікола. Он будет уметь лечить людей”.
Кольцо со временем потерялось, а вот книга (Евангелие конца XIX века) стала семейной реликвией. Внук Михаля, Мікола Тарасюк, действительно стал помогать людям. Своим искусством.
Покидаем дом Тарасюка с каким-то щемящим чувством. Грустно, что мастера уже нет с нами, но и одновременно радостно, что после него осталась такая “культурная спадчына”, которая откликается в сердце чем-то очень родным и понятным.
Текст: Наталия Некрашевич, фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.