Помните мультфильм “Паровозик из Ромашкова” про то, как крошка-поезд всё стремился сойти с рельс, чтоб насладиться красотой природы? Если бы паровозик ехал по Беларуси, то ему не пришлось бы идти на такие меры. Потому что у нас есть железные дороги, путешествуя по которым и птиц можно с близкого расстояния рассмотреть, и редкие виды растений увидеть, и…просто красиво ехать, утопая в зелени.
Такие ж/д пути называются узкоколейками, и изначально они были предназначены для промышленных целей. Но с 2016 года покататься в маленьких вагончиках с живописными видами могут и туристы. Все благодаря проекту 750mm.by – частной инициативе по сохранению истории этих железных дорог. Команда энтузиастов проводит тематические походы и экскурсии. В одну из экскурсий отправились и корреспонденты Смартпресс.
Советский узкоколейный тепловоз ТУ8 с вагоном, который и взял нас на борт
Для начала – не перепутать две Дитвы
Музей узкоколеек и начало нашего маршрута находится в Дитве в Лидском районе. Но тут следует быть внимательными. Дело в том, что возле Лиды две Дитвы – одна остановка электричек на ж/д по маршруту Барановичи - Лида, а другая агрогородок в 10 км от Лиды. Нам в агрогородок. Туда, куда обычные поезда не ходят. Только узкоколейные.
Доехать до “нужной” Дитвы можно как на своем транспорте, так и с лидского автовокзала автобусами №203 и №228.
По приезду идем на территорию торфобрикетного завода, с которым сотрудничает проект 750mm.by.
У проходной нас встречает Артем Слизкий – наш гид, автор и организатор 750mm.by. Все узкоколейные экскурсии проводятся по предварительной записи через официальный сайт.
Вид на проходную “ОАО торфобрикетный завод Дитва”
750 мм между рельсами
Первое что бросается в глаза – это маленький вагончик-столовая. Неужели здесь едят? Да, в нём отвозят горячий обед на поле работникам завода.
Дальше заходим в депо, где справа от входа стоит ещё один вагон. Он находится на капремонте. Пока что.
– А это уже наш вагон-столовая. Из него мы планируем сделать “вагон-ресторан” для наших туристов, – шутит Артём.
Будущее кафе
Идём смотреть экспозицию и погружаемся в интересный рассказ Артёма об узкоколейках. И о том, почему он решил сохранять и реставрировать вагоны и другие атрибуты этой уходящей железнодорожной эпохи.
– Узкоколейки соразмерны человеку. Тут нет огромных насыпей и вагонов, которые возвышаются над тобой, преграждают собой дорогу и взгляд, подчиняют своим масштабам. Это дорога находится в гармонии с окружающим миром дикой природы. Сначала сам ими увлекся, а потом и с другими захотелось делиться. Это ведь часть нашей истории: Беларусь когда-то называли одной из самых “узкоколейных” стран Европы, – поясняет Артем.
Артём Слизкий
Это сейчас все узкоколейки в Беларуси используются для вывоза торфа. А в XIX-XX веках они служили незаменимыми помощниками на разных производствах – торфо- и лесозаготовках, производстве строительных материалов, или просто для перевозки пассажиров.
В годы Первой мировой войны узкоколейки возводились по линиям фронта. По ним возили солдат, боеприпасы, строительные материалы.
Сразу видно, что узкоколейки для Артема – это любовь. Кажется, он знает о них всё и готов ехать в любую точку на карте, чтобы раздобыть новый экспонат для своей коллекции. Здесь мы видим сигнальные фонари, ручной инструмент для обслуживания ЖД-путей (например, рельсорезный станок начала XX века), а также любопытный электрожезловый аппарат – эти устройства были необходимы для того, чтобы поезда во время движения от станции к станции не столкнулись.
В электрожезловом аппарате есть специальные металлические жезлы, они же пропуски. Машинист локомотива получал такой жезл на станции отправления и обязан был отдать дежурному на станции прибытия. После этого дежурный вращением рукоятки индуктора посылал электрический ток в аппарат станции отправления, давая разрешение на занятие перегона следующим поездом.
Слева – электрожезловый аппарат
В проекте 750mm (750 мм – это расстояние между рельсами у узкоколеек – Прим. ред.) Артему помогает супруга Валерия и друг Дмитрий, а ещё иногда волонтеры. Но рук всё равно не хватает. Порой старые вагончики находят на задворках чьих-то огородов, дачных участков, где они, забытые и никому не нужные, покрываются пылью и грязью.
Вагончик, произведенный в 1950-м в Германии
По узкоколейке на “домашнее” болото
Слышим позывной гудок – это за нами приехал поезд и зовет в приключение.
Непривычно маленький вагон, открытая нараспашку дверь в тамбуре, чтобы делать крутые кадры. Но стоять во время движения поезда там нельзя — техника безопасности превыше всего. Так что, поснимали немного и сели на свои места.
Фото с сайта 750mm.by
Первая остановка. Выходим из вагона и идём пешком. И вот он, пункт назначения – Евсеевичское болото. Или, как ласково назвала его команда 750mm – “Домашнее”. Красоты (и комаров) на нём хоть отбавляй. Цветет багульник и пушица, и даже встречается белая болотная калла.
Цветущий багульник
Болотная калла
Пушица
Хлюпаем по болоту, порой проваливаясь по колено, но не перестаём восхищаться тем, что видим. Места здесь дикие и волшебные. Во время сложных переходов Артем нас страхует, да и мы сами, кажется, уже перестаем бояться промокнуть. На сушу выходим бодрыми и счастливыми.
Фото с сайта 750mm.by
Исчезающая красота
Дальше едем смотреть на то, как добывают торф. В Беларуси его достаточно много, но как полезное ископаемое он уже не так котируется, как в послевоенное время. Сохранить болота сейчас важнее.
Уборка торфа
Вагоны с торфом везут на завод
– На мой взгляд, эпоха узкоколеек закончилась еще в середине 1980-ых. То что осталось, постепенно тоже исчезает. Поэтому мы с вами сейчас находимся в машине времени, – улыбается наш гид. И действительно, ощущения очень необычные: есть что-то трогательно-ностальгическое в этих вагончиках.
Рай для бердвотчеров
Останавливаемся на разливах реки Дитвы. И это настоящий рай для бёрдвотчеров!
По островкам бегают кулики и чибисы, неспешно взлетает белая цапля, проплывают гуси, чомги, лебеди-кликуны, в небе парят озерные чайки. В общем, любителей птиц было не оттянуть!
“Хочется оставить после себя в этом мире что-то красивое”
Возвращаемся на базу: четыре часа пролетели незаметно. Еще 750mm.by организует поездки на другом узкоколейной транспорте. Например, совместно с Республиканским заказником “Озеры” катают по рельсам на дрезинах – самодвижущихся тележках.
Артем рассказывает и показывает, как укладывать шпалы на узкоколейке
Эмблема проекта 750mm.by. Аист – символ болот и Беларуси в целом. Под ногой у него колесо узкоколейного вагона, на голове – фуражка железнодорожника
В планах – облагородить Дитвянскую узкоколейку и её окрестности: сделать вышку для бёрдвотчинга, обустроить полноценные остановочные пункты, оборудовать “фестивальную” площадку для проведения выездных мероприятий…
– Нам хочется оставить после себя в этом мире что-то красивое, а не просто катать экскурсии, после которых останутся только фотографии… Мы были бы рады видеть в своей команде людей, которые разделяют наши ценности, которым интересна история, и которые готовы внести свой вклад в ее сохранение. Даже просто приехав на наш “субботник”, чтобы пару часов провести с болгаркой в руках, очищая от ржавчины уникальные артефакты, – говорит наш проводник в мир узкоколеек.
Фото с сайта 750mm.by
А для туризма на узкоколейки можно отправиться в составе сборной группы – когда каждый оставляет заявку на сайте и добирается до места самостоятельно. Ну или организованной, когда туристическая компания везёт всех вместе прямо из Минска. В этом путешествии, например, были туристы компании “Поход в народ”, сама программа тура так и называется “Дорогами узкоколейки”.
Впереди лето, а значит самое время начинать сезон активного отдыха. И поездку на узкоколейки определённо стоит внести в свои планы.
Автор: Наталия Некрашевич
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.