Помните мультфильм “Паровозик из Ромашкова” про то, как крошка-поезд всё стремился сойти с рельс, чтоб насладиться красотой природы? Если бы паровозик ехал по Беларуси, то ему не пришлось бы идти на такие меры. Потому что у нас есть железные дороги, путешествуя по которым и птиц можно с близкого расстояния рассмотреть, и редкие виды растений увидеть, и…просто красиво ехать, утопая в зелени. 

Такие ж/д пути называются узкоколейками, и изначально они были предназначены для промышленных целей. Но с 2016 года покататься в маленьких вагончиках с живописными видами могут и туристы. Все благодаря проекту 750mm.by – частной инициативе по сохранению истории этих железных дорог. Команда энтузиастов проводит тематические походы и экскурсии. В одну из экскурсий отправились и корреспонденты Смартпресс. 

Путешествие по узкоколейке 1.jpgСоветский узкоколейный тепловоз ТУ8 с вагоном, который и взял нас на борт 

Для начала – не перепутать две Дитвы 

Музей узкоколеек и начало нашего маршрута находится в Дитве в Лидском районе. Но тут следует быть внимательными. Дело в том, что возле Лиды две Дитвыодна остановка электричек на ж/д по маршруту Барановичи - Лида, а другая агрогородок в 10 км от Лиды. Нам в агрогородок. Туда, куда обычные поезда не ходят. Только узкоколейные. 

Доехать до “нужной” Дитвы можно как на своем транспорте, так и с лидского автовокзала автобусами №203 и №228.  

По приезду идем на территорию торфобрикетного завода, с которым сотрудничает проект 750mm.by.

У проходной нас встречает Артем Слизкий – наш гид, автор и организатор 750mm.by. Все узкоколейные экскурсии проводятся по предварительной записи через официальный сайт. 

Путешествие по узкоколейке 2.jpgВид на проходную “ОАО торфобрикетный завод Дитва 

750 мм между рельсами 

Первое что бросается в глаза – это маленький вагончик-столовая. Неужели здесь едят? Да, в нём отвозят горячий обед на поле работникам завода. 

Путешествие по узкоколейке 3.jpg

Дальше заходим в депо, где справа от входа стоит ещё один вагон. Он находится на капремонте. Пока что. 

– А это уже наш вагон-столовая. Из него мы планируем сделать “вагон-ресторан” для наших туристов, – шутит Артём.

Путешествие по узкоколейке 4.jpgБудущее кафе 

Идём смотреть экспозицию и погружаемся в интересный рассказ Артёма об узкоколейках. И о том, почему он решил сохранять и реставрировать вагоны и другие атрибуты этой уходящей железнодорожной эпохи. 

Узкоколейки соразмерны человеку. Тут нет огромных насыпей и вагонов, которые возвышаются над тобой, преграждают собой дорогу и взгляд, подчиняют своим масштабам. Это дорога находится в гармонии с окружающим миром дикой природы. Сначала сам ими увлекся, а потом и с другими захотелось делиться. Это ведь часть нашей истории: Беларусь когда-то называли одной из самых “узкоколейных” стран Европы, – поясняет Артем. 

Путешествие по узкоколейке 5.jpgАртём Слизкий  

Это сейчас все узкоколейки в Беларуси используются для вывоза торфа. А в XIX-XX веках они служили незаменимыми помощниками на разных производствах – торфо- и лесозаготовках, производстве строительных материалов, или просто для перевозки пассажиров. 

В годы Первой мировой войны узкоколейки возводились по линиям фронта. По ним возили солдат, боеприпасы, строительные материалы. 

Сразу видно, что узкоколейки для Артема – это любовь. Кажется, он знает о них всё и готов ехать в любую точку на карте, чтобы раздобыть новый экспонат для своей коллекции. Здесь мы видим сигнальные фонари, ручной инструмент для обслуживания ЖД-путей (например, рельсорезный станок начала XX века), а также любопытный электрожезловый аппарат – эти устройства были необходимы для того, чтобы поезда во время движения от станции к станции не столкнулись. 

В электрожезловом аппарате есть специальные металлические жезлы, они же пропуски. Машинист локомотива получал такой жезл на станции отправления и обязан был отдать дежурному на станции прибытия. После этого дежурный вращением рукоятки индуктора посылал электрический ток в аппарат станции отправления, давая разрешение на занятие перегона следующим поездом.

Путешествие по узкоколейке 6.jpgСлева – электрожезловый аппарат 

В проекте 750mm (750 мм – это расстояние между рельсами у узкоколеек – Прим. ред.) Артему помогает супруга Валерия и друг Дмитрий, а ещё иногда волонтеры. Но рук всё равно не хватает. Порой старые вагончики находят на задворках чьих-то огородов, дачных участков, где они, забытые и никому не нужные, покрываются пылью и грязью. 

Путешествие по узкоколейке 7.jpgВагончик, произведенный в 1950-м в Германии 

По узкоколейке на “домашнее” болото 

Слышим позывной гудок – это за нами приехал поезд и зовет в приключение. 

Непривычно маленький вагон, открытая нараспашку дверь в тамбуре, чтобы делать крутые кадры. Но стоять во время движения поезда там нельзя — техника безопасности превыше всего. Так что, поснимали немного и сели на свои места.

Путешествие по узкоколейке 8.jpg

Путешествие по узкоколейке 9.jpg

Путешествие по узкоколейке 10.jpgФото с сайта 750mm.by 

Первая остановка. Выходим из вагона и идём пешком. И вот он, пункт назначения – Евсеевичское болото. Или, как ласково назвала его команда 750mm – “Домашнее”. Красоты (и комаров) на нём хоть отбавляй. Цветет багульник и пушица, и даже встречается белая болотная калла. 

Путешествие по узкоколейке 11.jpgЦветущий багульник 

Путешествие по узкоколейке 12.jpgБолотная калла  

Путешествие по узкоколейке 13.jpgПушица 

Хлюпаем по болоту, порой проваливаясь по колено, но не перестаём восхищаться тем, что видим. Места здесь дикие и волшебные. Во время сложных переходов Артем нас страхует, да и мы сами, кажется, уже перестаем бояться промокнуть. На сушу выходим бодрыми и счастливыми.  

Путешествие по узкоколейке 14.jpg

Путешествие по узкоколейке 15.jpg

Путешествие по узкоколейке 16.jpgФото с сайта 750mm.by 

Исчезающая красота 

Дальше едем смотреть на то, как добывают торф. В Беларуси его достаточно много, но как полезное ископаемое он уже не так котируется, как в послевоенное время. Сохранить болота сейчас важнее.   

Путешествие по узкоколейке 17.jpgУборка торфа

Путешествие по узкоколейке 18.jpgВагоны с торфом везут на завод

На мой взгляд, эпоха узкоколеек закончилась еще в середине 1980-ых. То что осталось, постепенно тоже исчезает. Поэтому мы с вами сейчас находимся в машине времени, – улыбается наш гид. И действительно, ощущения очень необычные: есть что-то трогательно-ностальгическое в этих вагончиках. 

Путешествие по узкоколейке 19.jpg

Рай для бердвотчеров 

Останавливаемся на разливах реки Дитвы. И это настоящий рай для бёрдвотчеров!

По островкам бегают кулики и чибисы, неспешно взлетает белая цапля, проплывают гуси, чомги, лебеди-кликуны, в небе парят озерные чайки. В общем, любителей птиц было не оттянуть! 

Путешествие по узкоколейке 20.jpg

“Хочется оставить после себя в этом мире что-то красивое” 

Возвращаемся на базу: четыре часа пролетели незаметно. Еще 750mm.by организует поездки на другом узкоколейной транспорте. Например, совместно с Республиканским заказником “Озеры” катают по рельсам на дрезинах – самодвижущихся тележках. 

Путешествие по узкоколейке 21.jpgАртем рассказывает и показывает, как укладывать шпалы на узкоколейке 

Путешествие по узкоколейке 22.jpgЭмблема проекта 750mm.by. Аист – символ болот и Беларуси в целом. Под ногой у него колесо узкоколейного вагона, на голове – фуражка железнодорожника 

В планах – облагородить Дитвянскую узкоколейку и её окрестности: сделать вышку для бёрдвотчинга, обустроить полноценные остановочные пункты, оборудовать “фестивальную” площадку для проведения выездных мероприятий…  

– Нам хочется оставить после себя в этом мире что-то красивое, а не просто катать экскурсии, после которых останутся только фотографии… Мы были бы рады видеть в своей команде людей, которые разделяют наши ценности, которым интересна история, и которые готовы внести свой вклад в ее сохранение. Даже просто приехав на наш “субботник”, чтобы пару часов провести с болгаркой в руках, очищая от ржавчины уникальные артефакты, – говорит наш проводник в мир узкоколеек. 

Путешествие по узкоколейке 23.jpgФото с сайта 750mm.by

Путешествие по узкоколейке 24.jpg

А для туризма на узкоколейки можно отправиться в составе сборной группы – когда каждый оставляет заявку на сайте и добирается до места самостоятельно. Ну или организованной, когда туристическая компания везёт всех вместе прямо из Минска.  В этом путешествии, например, были туристы компании  “Поход в народ”, сама программа тура так и называется “Дорогами узкоколейки”. 

Впереди лето, а значит самое время начинать сезон активного отдыха. И поездку на узкоколейки определённо стоит внести в свои планы. 

Автор: Наталия Некрашевич 

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.