Пять лет назад мы начали создавать новое медиа. Задача была писать так, чтобы нас читали. И не просто читали, а дочитывали. Чтобы после наших статей и новостей не оставалось вопросов: о чем это, зачем и почему я трачу на это время. За пять лет мы написали десятки тысяч новостей, сотни или даже тысячи историй: про людей, про природу, про страну, про историю, про искусство, моду, спорт, образование и здоровье. И сегодня, по истечении пятого года, мы, наконец, поняли, почему нас читают. Потому что у Смартпресс есть пять правил читаемого текста.

1. Ясность 

Ясность – это правило №1. Если можно сказать проще, мы скажем проще. Если важное непонятно, мы напишем его понятным человеческим языком. Читатель не обязан разбираться во всем.
1.png

Когда мы пишем социальные или бизнес-новости, то переводим с официального на простой. Вот почему у нас не “улучшение городской среды”, а “во дворе наконец-то поставили лавочку, и теперь по вечерам бабушкам снова есть, где обсудить соседей”.  Не “превышение эпидемиологического порога по гриппу и ОРВИ”, а “объявили эпидемию гриппа, а это значит, больничный могут давать на 10 дней сразу”.

Мы не пишем статистику уборочной и посевной, мы пишем новость “Хватит ли белорусам картофеля и яблок? Вот что ответили в Минсельхозпроде”.
Мы даем информацию, которую можно использовать как гайд: “Сосед бросает мусор у подъезда: что делать и куда жаловаться”.

Ясность - это не упрощение, это уважение к читателю.

2. Новизна

Правило №2 – новизна, свежесть. Мы не повторяем одно и то же, даже если тема “хорошо индексируется поисковиками”. Мы ищем новый ракурс, новую подачу, реальную пользу читателю.
2.png

Например, в рубрике “Сад-огород” (да-да, мы и для дачников пишем!) мы расскажем “Дачные лайфхаки сентября, которые реально работают”

А про Минск – дадим историю Осмоловки через историю семьи.

Или историю храма, который полвека “скрывался” под видом спорткомплекса.

Мы открываем заново знаменитых белорусов. Это намек школьникам, интересующимся историей. Например, вы знали, что из-за провального бизнеса Франциск Скорина стал первопечатником?

3. Оптимизм 

Видеть впереди лучшее – наше правило №3. Наш стакан всегда наполовину полон, в каждом событии есть точка роста. Поэтому мы много пишем о научных открытиях, меняющих мир.
3.png

Например, сегодня, ко Всемирному дню зрения мы сделали подборку “От лазера до генной терапии: как современные технологии помогают вернуть зрение”

Многие герои наших статей становятся для нас и для вас примером, мотиватором: 

“Наш дом грозились забрать за долги”. Семья из Гродно в один день потеряла всё, а теперь варит вкусные сыры”.

“Приезжаешь сюда – и время бежит по-другому”. Молодая семья восстановила столетний дом прадеда”.

“Разгадывает кроссворды и плетет кружева. Никитична из Пружан рассказала, можно ли в 102 года жить и не унывать”.

Конечно, есть трагические события. Говоря о них, невозможно радоваться жизни, но мы стараемся быть не токсичными, а лишь максимально информативными. 

4. Показать кино

Правило №4 – образность. Каждая наша статья – это “кино” из текста и фото, это история жизни в 8 тысячах знаков. И если читатель видит это кино, чувствует атмосферу, запахи, характер героев – значит, материал удался.
4.png

“Пишут, что я бомж. А я счастлива”. Девушка продала единственную квартиру в Минске, чтобы построить дом в деревне”. 

Согласитесь, здесь хочется улыбаться, лишь прочитав заголовок.

“В сезон спим по два часа”. Семья из Пинского района 20 лет выращивает огурцы с помидорами и возит за 300 км на Комаровку”

А это уже история одновременно и про преодоление, и про семейные ценности, и про бизнес.
“Нужен хороший, выносливый мужчина”. Как девушка из деревни ищет жениха себе, а своей строптивой лошади – хозяина”.

Ну как не почитать такое? Спойлер - в соцсетях прямо баталии разгорелись из сторонников и хейтеров героини.

Без истории сюжет не живет. А там есть герой, конфликт и момент - такое запоминается надолго. 

5. Местный колорит 

Смартпресс – это белорусское медиа. Поэтому у нас много атмосферы минских закоулков, дворов, деревенских печей, разговоров на завалинке. Много белорусской природы, истории и мифов, белорусских художников и дизайнеров одежды. Это правило №5.
5.png

Мы уже фактически написали энциклопедию дикой природы Беларуси. Например, вы знали, что белый аист - символ Беларуси, на самом деле нам не родной. Наш родной - черный. 

А знаете сколько “наших” в списке Forbes? Или, что пол-Голливуда - потомки белорусов или даже выходцы?

А вы знакомы с самыми старыми деревьями Минска? Когда в войну горели дома, они выжили: дуб Волот, ясень Аполлон и другие. 

Вот такие у нас пять правил читаемого текста. 

Поздравьте нас - 15 октября Смартпресс исполняется 5 лет. И мы верим, что хороших историй впереди еще не на одну пятилетку!

#5летSmartpress

Главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей